СЛОВАРЬ 4 страница

ГЕ Николай Николаевич (1831 - 1894) - живописец, из дворян. Правнук французского эмигранта Матье (Матвея) Ге. В 1841 - 1847 гг. учился в 1-й Киевской гимназии, слушал курс русской истории у Н.И. Костомарова. Учился на математическом отделении философского факультета Киевского университета (1847 - 1848), затем Петербургского университе­та (1848 - 1850). В 1850 - 1857 гг. учился в петербургской Академии худо­жеств у П.В. Васина; в 1857 - 1863 гг. пенсионер Академии художеств в Италии, затем работал в Риме и Флоренции до 1869 г. Профессор Акаде­мии художеств с 1863 г. (подал в отставку в 1890 г.). Широкий обществен­ный резонанс вызвала в России демонстрация картины Ге “Тайная вече­ря” (1863 ), в которой один из центральных евангельских эпизодов решен как психологическая драма, столкновение материального и ду­ховного начал (отзывы М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова и др.). После возвращения из Италии жил в Петербурге, стал членом-учредите­лем Товарищества передвижных художественных выставок. Обратившись в этот период к исторической живописи, Ге нашел тему большого граж­данственного содержания (“Петр I допрашивает царевича Алексея Пет­ровича в Петергофе”, 1871 ), которую раскрыл как столкновение двух противоборствующих исторических сил, выраженное в драматичес­ком конфликте характеров. Дальнейшие опыты Ге в области историчес­кой живописи (“Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы”, 1874 ; “Пушкин в селе Михайловском”, 1875 ) обозначили кризис в его творчестве, экспрессивно-романтичес­кие основы которого расходились с конкретно-аналитическими художе­ственными методами большинства художников. В 1876 г. Ге переехал на хутор Ивановский Черниговской губернии, занимался сельским хозяйством, участвовал в деятельности земства. В поисках выхода из духовного и творческого кризиса с начала 1880-х годов обратился к учению Л.Н. Толстого (тесно общался с ним с 1882 г. как в Москве, так и на собственном хуторе); в новом цикле евангельских картин (“Что есть истина?”. 1890, запрещена к показу повелением императора Александра III, куплена П.М. Третьяковым по настоянию Толстого, ныне в ГТГ; “Распятие”, 1892, местонахождение неизвестно; “Голгофа”, 1893, ГТГ, и др.) обратился к обществу со страстным протестом против зла, провозгласил величие жертвы во имя нравственной идеи. Кроме тематических картин, известен также портретами, передающими богатство и сложность духовной жизни близких ему людей (“А.И. Герцен”, 1867, “Н.И. Костомаров” 1870, “Л.Н. Толстой”, 1884, “Н.И. Петрункевич”, 1893 ).

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770- 1831) – выдающийся представитель немецкой классической философии. Широта его воззрений и интересов несоизмерима со сравнительно узкими рамками науки о культуре. Однако составляющее фундамент его обширной философской системы – учение о «духе» оказало огромное влияние и на общую культурологическую теорию, и на ее частные разделы, посвященные отдельным народам и цивилизациям. Основополагающий интерес представляет один из первых трудов Г. – «Феноменология духа» (1807), где история человечества и его культуры показана в качестве продукта развития некой объективно существующей «абсолютной идеи», «мирового разума», «мирового духа», которым подчинены судьбы отдельных людей, разных народов и Вселенной в целом. Единый «мировой дух» проходит через различные исторические формы и одновременно распадается на множество национальных, народных «духов»; каждый из них имеет свое собственное лицо, находящее неповторимое выражение в культуре. Так, иудаизм, античность, христианство – это ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней мирового духа. Гегелю принадлежит одно из самых содержательных учений об искусстве. Прекрасное определяется им как «чувственное явление идеи», т.е. такое, которое берется не в логической форме, а в единстве со всем многообразием наличных «земных обнаружений», в которых реализуется внешняя действительность. Поэтому художник, изображающий увиденное, должен воссоздать его так, чтобы «излучался» скрытый за ним смысл.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715 - 1771) – представитель французского материализма. Основу философии Г. составил сенсуализм. Объективно существующая материя, по Г. познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Г. считал память, которую определил как ослабленное ощущение. Подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Признание Г. решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в подготовке утопического социализма. Основные произведения Г.: «Об уме», «О человеке».

ГЕРАКЛИТ (около 540 - около 480 до и. э.) - древнегреческий фи­лософ, основатель диалектики как учения о вечном потоке, взаимном переходе и тождестве противопо­ложностей. Достоверность припи­сываемого изречения «Всё течёт, всё изменяется» сомнительна, но смысл её совпадает с его знаменитым афо­ризмом, что в одну и ту же реку нель­зя войти дважды. По мнению Г., мир не создал «никакой Бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живущим огнём, мерно вспы­хивающим и мерно угасающим».

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) – немецкий философ-просветитель, писатель и литературовед, теоретик культуры. Ему принадлежит одна из самых выразительных и фундаментальных попыток представить развитие мира как некий органически процесс эволюции неживой и живой природы, увенчанный появлением человека и развитием общества. Мысль о непрерывном прогрессе человечества Г. проводит в своем четырехтомном труде «Идеи к философии истории человечества (1784 – 1791), что оставалось едва ли не главной культурологической аксиомой вплоть до начала XX в. Он считал, что общество – это саморазвивающееся целое, движущими пружинами которого являются, прежде всего, язык, а также порожденные с его помощью науки, ремесла, искусство, религия, семья и государство. Значительное место в ряду факторов, влияющих на развитие общества, становление его культуры, Г. отводит религии. По Г. религия – самый древний элемент культуры. С особым вниманием и глубоким уважением Г. относился к творческому гению славянских народов и народов России, которые, по его мнению, «принесут обильные плоды», «укажут путь погруженной в сон Европе и заставят ее служить тому же духовному началу». Он был создателем славистики – науки о славянских языках.

ГЕРОДОТ Галикарнасский (между 490 и 480 — около 425 г. до н. э.) - древнегреческий историк, «отец ис­тории» (так назвал его Цицерон). Совершил продолжительные путе­шествия в Азию, Египет, Средизем­номорье, в глубь Балканского по­луострова. Последние годы жизни провёл в Южной Италии. Был дру­жен с выдающимися афинянами — Периклом и Софоклом. На основании трудов предшественников и лично­го опыта составил «Изложение со­бытий», охватывающее историю взаимоотношений древневосточных и греческих государств с незапамят­ных времён до 478 г. до н. э. Каждая книга его сочинения во II в. н. э. по­лучила имя одной из девяти муз.

ГЕРШВИН Джордж (1897-1937) – американский композитор. Использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора. Опера «Порги и Бесс» (1935), «Рапсодия в блюзовых тонах (1924) для фортепьяно с оркестром, мюзиклы, песни.

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) - фи­лософ, историк, исследователь рус. общественной мыс­ли. Инициатор и вдохновитель издания сб. «Вехи». Ав­тор популярных в нач. XX в. историко-биографических соч., посвященных деятелям отечественной культуры. Находился под влиянием англ, историка Т. Картейля, а также Л. Толстого. Исследовал особенности рус. интел­лигенции; полагал, что ей необходимо преодолеть «рас­кол в обществе» с помощью творческого обращения к духовным сторонам жизни. Первая мировая война выз­вала у Г. критическое отношение к европейской культуре. Он пришел к выводу о том, что существует глубокий разрыв между культур, сознанием и личной волей, что он при­сущ не одной России, а носит универсальный харак­тер. Г. осуждал вандализм воюющих стран по отноше­нию к своей собственной культуре. Он писал также об отчужденности культуры от человеческой природы. В своих культурологич. воззрениях Г. не разделял культуру и цивилизацию. По его мнению, такие культур, ценнос­ти, как ред., мораль и т.д., как и орудия труда, создан­ные цивилизацией, являются всего лишь мертвыми отличиями от живых конкретностей Бога, человека и природы. Основные работы: «История молодой России» (1908); «П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление» (1908); «Об­разы прошлого; А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, П. В. Ки­реевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев» (1912); «Грибоедовская Москва» (1914); «Мудрость Пушкина» (1919); «Видение поэта» (1919); «Ключ веры» (1922); «Судьбы еврейского народа» (1922); «Письма к брату» (1927) и др.

ГЕСИОД(8—7 вв. до н. э.) - первый известный по имени древне­греческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» (т.е. родословная бо­гов) рационалистически систематизирует греческие мифы. Г. противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трез­вую «правду» красивой «лжи».

ГЕССЕ Герман (1877-1962) – немецкий писатель С 1912 г. жил в Швейцарии. Постижение внутреннего мира личности, вечное стремление человека к самосовершенствованию и победе над «звериным» началом. Проблема драматической неслиянности и неразделимости творческого духа и суетного бытия – в интеллектуально-философском романе «Игра в бисер» (1943). Нобелевская премия (1946).

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945) - поэтесса, прозаик, критик. Родилась в Белеве, Тульской губернии. В 1882 г. после смерти отца, с матерью и сестрами переехала в Москву, в 1885 г. - в Тифлис. Несколько лет жила в Грузии. Летом 1888 г. в Боржоми познакомилась с Д.С. Мережковским, вскоре они обвенчались. Дом Гиппиус и Мережковского в Петербурге был одним из центров интеллектуальной и духовной жизни начала XX в. А. Белый говорил, что в нем "воистину творили культуру". Послереволюционная эмиграция не изолировала Гиппиус от культурной жизни. Она и в Париже устраивала литературно-философские собрания, была инициатором и вдохновительницей общества "Зеленая лампа". Литературное наследие огромно и разнообразно: пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько романов, драмы, литературная критика и публицистика, две книги мемуаров, дневники. Гиппиус удалось сформулировать кредо своего философского и жизненного поведения: "сердце как игла". Это черта характера, внутренняя сила, устремленность к идеалу.

ГИППОКРАТ (около 460 — около 370 до н. э.) - древнегреческий врач. За систематизацию медицинских знаний и активную педагогическую деятельность получил титул «отца медицинской науки». С именем Г. также связывают клятву Гиппо­крата— нравственный кодекс вра­ча.

ГИРЦ(Герц) Клиффорд (р. 1926) - видный американский антрополог, представитель «интерпретативной антропологии», ока­зал определяющее влияние на развитие культурной антропо­логии США во второй половине XX в. В 1956 г. получил степень доктора философии в Гарвардском университете, с 1970 г. — профессор Института высших исследований Принстонского ун-та. Проводил полевые исследования в Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Интерпретативная антропология впитала традиции герменевтики, социологии и аналитической филосо­фии. В основание своей теории культуры положил так называ­емое «насыщенное описание культуры». В одной из своих цен­тральных работ — «Интерпретация культур», попытался пересмотреть весь предшествующий опыт изучения культуры. Он считал себя сторонником веберовской понимающей социо­логии, связав идею культуры с идеей образа жизни и поведе­ния, интерпретировав социальное действие как нечто, что из­нутри принадлежит социальному фактору и что должно быть изучено извне социальным теоретиком. Выдвинул семиотичес­кую концепцию культуры, согласно которой культура — сим­волическая сеть, принадлежащая семиотическому контексту; человек — существо, запутавшееся в паутине сим­волических значений, которую он сам же и соткал. Познать ее можно не с помощью научных экспериментов и поиска объек­тивных законов, но лишь на основе субъективной интер­претации, для которой главным выступает значение. Много вни­мания Г. посвятил методологическому анализу роли т.н. посредников (настроения, мотивации, интересов ученого), ко­торые неизбежно вклиниваются между фактами и их интерпре­тацией. Он проранжировал все артефакты культуры — родство, религию, политику, экономику — и утверждал, что они реали­зуются в двух плоскостях: на уровне сознательного и подсозна­тельного. Подсознательное увело его в область психоанализа и структурализма. Главным для антрополога считал полевое ис­следование этнографического материала — отношений, уста­новок, символов, которыми люди пользуются в повседневной жизни, обращая внимание на практическое значение вещей и явлений. Отсюда проистекает его убеждение в том, что культура – не источник причинных связей, а контекст интеллигибельности .

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 -1857) - композитор. Первоначаль­ное образование получил дома. В 1818 - 1822 гг. занимался в Петербург­ском Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, в 20-х годах был популярен в музыкальных кругах как пианист и певец. К этому же времени относятся первые сочинения М.И. Глинки (камерно-инструментальные оркестры, фортепьянные, вокальные произведения). В 1937 - 1839 гг. капельмейстер Придворной певческой капеллы. Вел пе­дагогическую работу. М.И. Глинка вошел в историю мировой музыкаль­ной культуры как основоположник русской музыкальной классики. В его глубоко национальном творчестве представлены почти все основные музыкальные жанры. Оно выросло на основе русской национальной песенности, традициях русского хорового искусства, достижениях русской композиторской школы. М.И. Глинка в своих произведениях открыл мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Он уделял вни­мание не только городскому фольклору, но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритмы народной музыки. В то же время его творчество тесно связано с передовой западно-европейской музыкальной культурой. Впе­рвые в русской музыке он нашел метод целостного симфонического раз­вития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. В симфонических произведениях М. И. Глинка раскрыл специфичес­кие особенности национального музыкального мышления, синтезиро­вал богатство народной музыки и высокого профессионального мастер­ства. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии А.С. Пушки­на, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Творчество М.И. Глинки дало могучий толчок дальнейшему разви­тию национальной музыкальной культуры. Сочинения: оперы – “Жизнь за царя” (1836), “Руслан и Людмила” (1842); музыка к трагедии Н.В.Кукольника “Князь Холмский” (1840); Симфония на две русские темы (1834, завершена В.Я. Шебалиным, ИМ-1948 г.), “Вальс-фантазия” (1839), “Арагонская хота” (“Испанская увер­тюра” № 1, 1845), “Ночь в Мадриде” (“Воспоминания о летней ночи в Мадриде”, “Испанская увертюра” № 2, 1851), “Камаринская” (1848) и другие произведения для оркестра; камерно-инструментальные сочине­ния; пьесы для фортепьяно; около восьмидесяти романсов, песен, арий, в том числе “Я помню чудное мгновенье”, “Сомнение”; вокальные ан­самбли и хоры; вокальные упражнения и этюды; музыка к спектаклям драматического театра; инструментовка произведений и др. Книги: “За­писки” (1854 – 1855), “Заметки об инструментовке” ( 1856 ).

ГОББС Томас (1588-1679) – английский философ, материалист. Мир по Г., совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г. сводит также духовную жизнь животных и человека. Они сложные механизмы, всецело определяемые возможностями извне. Отсюда Г. выводит 1) отрицание существования душ как особых субстанций, 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции, 3) утверждение, что вера в бога только плод воображения. В учении о праве и о государстве Г. отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного договора. Лучшей формой государства считал абсолютную монархию. Его идея – не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер государственной власти. Основные труды: «Левиафан», «Философские элементы учения о гражданине».

ГОГЕН Поль(1848-1903)-французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн», использовал синтетические обобщения и упрощения цвета линий и линий. В декорациях, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и искусств ( «Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?»,1882) .

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 - 1852) - прозаик, драматург, критик, публицист. Родился в семье помещика средней руки. Детство провел в имении родителей д. Васильевка Миргородского уезда. В 1818 - 1819 гг. учился в Полтавском уездном училище, в мае 1821 г. поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Здесь проявилась разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как актер и как художник-декоратор. Пробует он себя и в различных литературных жанрах, преимущественно серьезных (эти его ранние произведения до нас не дошли), но в то же время пишет и сатиру (также не сохранившуюся). Творческая эволюция Гоголя, движение его поэтики может быть прослежена в направлении от фантастических ранних произведений (“Вий”, “Портрет”, “Нос”) к реализму (“Ревизору”, а затем к гениальным “Мертвым душам”). Гоголь был дружен с Пушкиным, именно Пушкин дал ему сюжеты будущих “Ревизора” и “Мертвых душ”. Для непосредственных продолжателей Гоголя - представителей “натуральной школы” первенствующее значение имели антиромантические тенденции его поэтики: обнаружение пошлости жизни; снятие всяческих запретов на тему, материал и т.д.; установка на социальную критику, которой они придали целенаправленный аналитический характер также гуманистический пафос в решении темы “маленького человека". Что же касается гротескно-фантастической линии поэтики Гоголя, историко-философской направленности и глубокой нравственно-религиозной проблематики его произведений, а также мучительных поисков писателем идеала (прежде всего в “Мертвых душах”) и других подспудных слоев художественного мира писателя, то они остались непонятыми современниками и невостребованными ими.

ГОЙЯ-И-ЛУСЬЕНТЕС Франсиско Хосе де (1746 – 1828) – испанский живописец, гравер, рисовальщик. Сын мастера-позолочника и дочери обедневшего дворянина. С 1760 г. учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Около 1769г. отправился в Италию. В 1771г., получив 2-ю премию Пармской Академии Художеств за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко. Около 1773 г. обосновался в Мадриде. Вначале работал в мастерской Ф. Байсу, в 1776-1780гг. и 1786-1791гг. выполнил для королевской шпалерной мануфактуры панно, которые служили образцами для ковров. Сначала в 1780-х г. получает известность и как портретист. Свойственная первоначально его портретам парадность уступает затем место интимности, не исключающей подчас легкой иронии по отношению к модели. В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. В 1780г. был избран в Мадридскую Академию Художеств; в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799г. первый живописец короля. Характер искусства Гойя резко меняется с начала 1790-х гг., когда Карл IV, после событий Великой французской революции, стал на путь реакции. В 1790-х – начале 1800-х гг. исключительного расцвета достигло портретное искусство Гойя. В нем остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире, и мужественное противостояние, даже вызов окружающему. Последние 4 года жизни Гойя провел во Франции. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии. К этому времени влияние Гойя на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение. Свободолюбивое искусство Г. отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: патроны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки»,1791), портреты («Семья короля Карла IV»,1800), росписи («В капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорда» 1798 Мадрид), ( в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе около 1814 года).

ГОМЕР (античные источники определяют время его жизни от XII до VII в. до н.э) - великий древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Г. слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Г. спорили, по преданию, семь городов. Полуфантас­тический образ Г.породил в науке т. н. гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и раз­вития древнегреческого эпоса (в т.ч. соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества).

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812 - 1891) - прозаик, критик. Родился в состоятельной купеческой семье. К литературному творчеству стремился в годы университетской учебы. Наиболее известные его произведения: “Обыкновенная история” (1847), “Обломов” (1859), “Обрыв” (1869). Специфика художественного реализма Гончарова состоит в решении сложной эстетической задачи по раскрытию внутреннего динамизма личности вне обычных сюжетных событий. Писатель увидел в обыденности жизни, порой в удивляющей медлительности ее течения внутреннюю напряженность. Самое ценное в его романах — объективный призыв к деятельности, одушевленный большими нравственными идеями: свободой от социального и морального рабства, гуманностью и высокой духовностью. Гончаров выступал за нравственную независимость личности, против всех форм деспотизма. В 1880-е годы писатель выпускает в свет первое собрание своих сочинений. Он по-прежнему пишет статьи и заметки, можно лишь сожалеть, что перед своей кончиной Гончаров сжег все, что было написано им в последние годы жизни.

ГОРАЦИЙ Квинт Гораций Флакк (65 — 8 до н. э.) - великий рим­ский поэт. Писал сатиры, лирические «оды», послания. В них содержатся рассуждения и наставления житейско-философского харак­тера в духе эпикуреизма и стоицизма. Трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Знаменитый «Памят­ник» Горация породил множество подражаний (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.).

ГОРЬКИЙ Максим (наст, имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) - писатель. После смерти родных остался сиротой - начи­нается его жизнь "в людях". С 1886 г. живет в Казани, сближается с ради­кальной молодежью, входит в марксистские кружки. В двадцатилетнем возрасте предпринимает путешествие по Руси, откуда выносит множест­во впечатлений. Первый рассказ — "Макар Чудра" (1891). С 1892 г. -профессиональный литератор. В 1898 г. выходит двухтомник "Очерков и рассказов". В первых романах ("Фома Гордеев", 1899; "Трое", 1900) мы видим художественное исследование судеб человека, ищущего правды жизни. В эти же годы ставятся его первые пьесы "Мещане" (1901) и "На дне" (1902). В 1904—1905 гг. пишет пьесы "Дачники" (1904), "Дети со­лнца", "Варвары" (обе — 1905), где показывает расслоение интеллиген­ции, острую борьбу социальных и эстетических идей в ее среде. Горький активно участвовал в событиях первой русской революции, в связи с чем подвергался аресту и заключению (недолгому). В марте 1906 г. совершил поездку в Америку для сбора денежных средств в кассу большевиков. В 1906 г. началась его работа над романом "Мать" и пьесой "Враги", где проявились черты нового творческого метода - "соци­алистического реализма". Продуктивным в творческой жизни Горького оказался "каприйский период": пьеса "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (обе - 1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910-1911). Непреходящее значение имеет его автобиографическаятрилогия "Детство" "В людях" - "Мои университеты" (1916-1923). 30-е годы стали периодом бурной организаторской деятельности Горь­кого: под его руководством выходили журналы и серии книг. Писатель интенсивно работал над последними томами эпопеи "Жизнь Клима Самгина", пьесами "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1932); одновременно писал философско-критические и публицистичес­кие статьи. Последние годы жизни находился под неусыпным надзором НКВД, был лишен возможности выехать за границу. Обстоятельства смерти в 1936 г. неясны, не исключена "помощь" НКВД по приказу Сталина.

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей(1776-1822) -немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую пролинию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (романтический рассказ «Эликсир дьявола», 1815-16 гг. ), сочетал с критическим восприятием реальности (повествование «Золотой горшок», 1814 г.; сказки «Крошка Цахес», 1819 г., «Повелитель блох», 1822 г.), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (романтическое повествование «Житейские воззрения Коша Мура», 1820-22 гг.). Один из основоположников романтической музыки, эстетики и критики.

ГРАБАР Андрей Николаевич (1896-1990) – историк искусства. С 1920 г. находился в эмиграции. Предмет исследований – изучение христианских древностей, преимущественно памятников культуры православного средневековья. Основные труды посвящены проблемам византийства и культуры. Мировую известность Г. принесла книга «Император в византийском искусстве» (1936). В своих работах показал преемственность культуры Византии по отношению к культуре Античности, а также влиянию культуры Византии на славянские страны. Г. был крупнейшим специалистом по иконографии и книжной миниатюре. Г. исследовал место древнерусского искусства в системе общевизантийской культуры. Работал в крупнейших европейских университетах Софии, Страсбурга, Парижа; был членом Французской Академии эпиграфики и изящной словесности, членом научной Академий Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Норвегии, Сербии, США и др. научных обществ, а также почетным доктором в Принстоне, Упсале и Эдинбурге. Основные работы Г. опубликованы на французском языке.

ГРЕБНЕР Фриц(1877—1934) - немецкий этнограф, основатель культурно-исторической школы, создатель теории «культурных кругов» (книга «Метод этнологии, 1911), согласно которой пред­метные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов («культурных кругов») в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая «как волны от брошен­ного в воду камня». Г. анализирует распределение схожих куль­турных элементов (орудий труда, навыков, эстетических канонов, памятников искусства) и степень их схожести между собой, на основании чего выделяет в культурной истории двенадцать культурных кругов, связанных различными механизмами заимствова­ния. Он жестко привязывал «культурные круги» к определённым этно­сам, в результате чего значит, изменения в культуре, возникавшие при длительном контакте (аккультурации) двух этносов («наложении культурных кругов») объяснялись возникновением нового эт­носа, что входило в противоречие с этнической историей человече­ства. Эвристичность применения диффузионного метода к си­стематизации явлений истории культуры в работах Г. послужила стимулом для дальнейшего развития диффузионной теории в антропологии. Методика анализа территориального распреде­ления артефактов и выявления «культурных кругов», предло­женная Г., до сих пор применяется в отдельных исследованиях.

ГРЕК Феофан(ок. 1340 - после 1405) - иконописец, миниатюрист и мастер монументальных росписей. Работал в Византии и Древней Руси. Расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Фео­досия),на Руси - церковь Спаса на Ильине в Новгороде (1379); вместе с Симеоном Черным - церковь Рождества Богоматери (1395), Архан­гельский собор (1399); вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца — Благовещенский собор (1405; все - в Московском Кремле). Рабо­тал также в Серпухове, Нижнем Новгороде,возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Феофану Греку приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле - "Спас'', "Бого­матерь", "Иоанн Предтеча" (при участии и под руководством Феофана Грека исполнены другие иконы этого праздничного чина). Феофан Грек создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380 или 1392). "Четырехчастная", "Преображение" из Переяславля-Залесского . Для творчества Феофана Грека характерны драматично-эмоциональная трак­товка образов, динамичная композиция, сдержанный колорит, пластич­ность изображений, подчеркнутая смелым и точным наложением световых бликов. Личность и произведения Феофана Грека были высоко оценены в Древней Руси.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 500;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.