СЛОВАРЬ 1 страница

АБЕЛЯР Пьер (1109-1142) – французский философ и теолог. В характерном для средневековой культуры философском споре о природе универсалий ( в котором выражалась борьба материализма с идеализмом) придерживался близких к материализму идей концептуализма, остро полемизируя против схоластического реализма. Книга А. «Да и нет», выдвигавшая требование ограничить религиозную веру «разумными основаниями» и вскрывавшая непримиримые противоречия в суждениях церковных авторитетов, в условиях средневековья имела прогрессивное значение. Взгляды его были осуждены католической церковью как еретические.

АВВАКУМ Петрович (1620/21 - 1682) - протопоп, идеолог старообряд­цев, писатель. Родился в селе Григорово Нижегородской земли. В двадцать три года стал священником. Резко восстал против церковной реформы патриарха Никона (1653), за что был сослан сначала в Тобольск, а затем в Енисейск. После удаления Никона возвращен в Москву (1663). Поскольку это не примирило протопопа с реформами, он был сослан в Мезень (1664). Церковный собор 1666-1667 гг. осудил Аввакума и лишил его сана. Вместе с единомышленниками - иноком Епифанием, священ­ником Лазарем и дьяконом Федором он был заточен в Пустозерский острог (устье Печоры), где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. Сожжен по царскому указу "за великие на царский дом хулы". В своих произведениях, созданных преимущественно в заточении, отстаивал и пропагандировал убеждение в каноничности дониконовской обрядности и в еретической природе деятельности Никона и его последователей. Автобиографическое "Житие" Аввакума (ок.1673), адресованное союзнику и духовному отцу иноку Епифанию - это рассказ о собственном подвижничестве, мученичестве за истинную веру. В числе других Произведений: "Книга бесед", направленная "на крестособорную ересь «никониянскую"; "Книга толкований", обращенная к его ученику Сер­гию (С.И. Крашенинникову) и представляющая собой размышления о св. Писании; "Снискание и собрание о божестве и о твари, како созда Бог человека" — своего рода шестиднев; три "слова" против толкования догмата троичности дьяконом Федором; "Книга всем нашим горемыкам миленьким"; многочисленные челобитные и послания; небольшие при­писки и т.д. Среди адресатов Аввакума - его знаменитая духовная дочь Ф.П. Морозова. Мученической смерти ее и других страдалиц за старую веру, Е.П. Урусовой и М. Г. Даниловой, он посвятил "слово плачевное". Если по убеждениям Аввакум ревностный традиционалист, то, как писа­тель, он подлинный новатор: и в подходе к человеку, и в смелом смешении церковнославянского и русского языков.

Августин (Блаженный) Аврелий(354-430)– христианский богослов, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрения носят ярко выраженный фидеистический характер, подчиняясь принципам: «Без веры нет знания, нет истины». Воззрения А. – один из источников схоластики. В соч. «О граде божьем» А. развил христианскую концепцию всемирной истории как результат божественного предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви. Влияние А. на последующее развитие христианской теологии огромно. До настоящего времени августинизм широко используется как протестантской, так и католической церковью.

АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович (1817—1900) — живописец-маринист. Учился в петербургской Академии художеств (1833— 1837); профессор (с 1847 г.). С 1844 г. живописец Главного морского шта­ба. В ходе Кавказской войны 1817—1864 гг. участвовал в 1839 г. в морских десантных операциях, сблизился с флотоводцами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым. Всеобщую известность Айвазовско­му принесли произведения, с романтичным пафосом, воссоздающие ве­личие и мощь морской стихии ("Девятый вал", 1850 г.; "Черное море", 1881 г.). В 1844—1845 гг. Айвазовский работал над изображе­нием городов-крепостей на Балтийском море — Кронштадта, Ревеля, Свеаборга и др. В 1845 г. участвовал в экспедиции адмирала Ф. П. Литке к берегам Малой Азии, Греции и островам Греческого архипелага, свиде­тель маневров Черноморского флота в 1845, 1846, 1851 гг. Айвазовский часто изображал гавани, корабли на рейде и в открытом море; много картин посвятил подвигам русских моряков ("Чесменский бой", "Навринский бой" — обе 1848 г., Феодосийская картинная галерея им Айвазовского). Во время Крымской войны 1853-1856 гг. устроил в осажденном Севастополе выставку своих батальных полотен, позже на основе натурных зарисовок отобразил в ряде картин героическую обороту города (“Оборона Севастополя”, 1859, и др. - все в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского.). В Феодосии, где он в основном жил 1846 г., Айвазовский организовал картинную галерею (открыта в 1880 г.) и археологический музей, содействовал благоустройству города постройке порта и железной дороги.

Альберт Великий (1193-1207) – немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своим учеником Фомой Аквинским боролся против истолкования аристотелизма в духе авверроизма и против передовых школ в схоластике, использовал аристотелевские идеи для выработки единой филосовско-теологической системы. Кроме чисто философских сочинений А. В. принадлежат и естественнонаучные трактаты, которые наряду с библейскими баснями, фантастическими легендами включают непосредственные наблюдения над природой.

АНАКСИМАНДР(611-546 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. Философы этой школы первыми на­чали поиски первоосновы и первопричины Вселенной. Праматерия мыслилась ими не только как определенное вещест­во, но и как абстрактная философская категория, единая в своей двойственности. А. признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей всеобщее и абстрактное первовещество, из которого обособляются затем различные конкретные противоположности (теплое и холодное, плотное и разреженнее), дающие начало всем веществам мироздания. Это первоначало, отличное от остальных веществ, и потому неопределенное, не имеет границ и конкретных ка­честв, и поэтому оно есть «беспредельное» — апейрон. В учении А. содержится весьма ценная идея о том, что вода, воздух и все другие определенные ве­щества, будучи конечными, не могут представлять собой ис­тинной природы первого начала. Эти вещества, будучи позна­ваемыми с помощью органов чувств, сами должны происхо­дить из чего-то такого, в чем бы не было ничего чувственного и конкретного. Следовательно, начало всех начал неопределимо как по количеству, так и по природе. Это абстрактное первоначальное единство заключает в себе все противоречия; субстанция, не имеющая формы, не есть ни то, ни другое, но она может сделаться всем, чем угодно. А. намечает важную линия в философском познании Природы как целого — введение в ее основу предельно абстрактного понятия — субстанции, хотя сама эта категория возникнет несколько позднее.

АНАКСИМЕН(585—524 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, последний представитель милетской школы. А. видит в качестве первовещества воздух, из которого посредст­вом разрежения и сгущения образуются все остальные веще­ства: вода, земля и огонь. Воздух для А. — это ды­хание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, поддерживает нашу жизнь. Земля - плос­кий диск, поддерживаемый воздухом, так же как и парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски-светила. Учение А. возвращается несколько назад, конкретизируя материю как более или менее определенное вещество, но оно же вводит в процесс ее развития единство противоположных сторон. Сгущение и разряжение воздуха понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участву­ющие в образовании различных состояний материи.

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) - видный русский религиозный философ, мистик и литератор. В его творчестве выражено тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию, запечатлено мистические созерцания «миров про­светления» и «миров возмездия», раскрыт опыт метаисторического познания и план спасения человечества общими уси­лиями мировых религий - лепестков единой Розы. Построил учение об иерархичности миров - божественного и демони­ческого, внутри которых человек либо возвышается, либо нис­падает в зависимости от греховного или духовного поведения. Русскому народу А. приписывает особую миссию: от Бога соборная душа должна воплотиться в Божественной Троице.

Анфимий из Трал и Исидор из Милета– знаменитые византийские архитекторы. Соединили в храмовом строительстве чистоту, строгость, монументальность античной архитектуры с достижениями зодчества Востока, Ирана, Сирии и Малой Азии. Впервые реально воплотили идею грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. София Константинопольская выполненная архитекторами поражала современников своими размерами (длина храма 77 м.), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единодержавие.

АПУЛЕЙ Луций(около 125 — око­ло 180) - древнеримский прозаик, писал на латыни и греческом. Наи­более известное его произведение — «Золотой осёл» (Метаморфозы в XI книгах), где традиционная для античного романа сюжетная схема становится основой первого в европейской литературе психоло­гического романа. Произведение проникнуто эротическими мотивами, элементами бытовой сатиры и религиозной мистики. В главную сюжет­ную канву вплетены 11 вставных но­велл, среди них - знаменитая сказка об Амуре и Психее. «Апология» - речь в собственную защиту против обвинения в магии. Творчество А. стало источником заимствований для многих европейских и русских писателей.

АРГУНОВ Иван Петрович (1729 —1802) — живописец. Учился, возмож­но, у своего двоюродного брата Федора Леонтьевича Аргунова и у рабо­тавшего в Петербурге немецкого живописца Г.К. Гроота. Имел собствен­ных учеников (А.П. Лосенко, К.И. Головачевский, сыновья и др.). Писал в духе барокко парадные портреты семьи Шереметьевых и их ближайшего окружения (посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметьевых — оба 1768 г., Музей керамики и “Усадьба Кусково XVIII в.”, Москва), одновременно выступил как один из родоначальников камерного портрета в русском искусстве (портреты К.А. и Х.М. Хрипуновых — оба 1757 г., Останкин­ский дворец-музей творчества крепостных, Москва), делал попытки внедрить “русские мотивы” в портретный жанр (“Портрет неизвестной в русском костюме”, 1784).

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и учё­ный-энциклопедист, ученик Пла­тона, вместе с ним остававшийся ведущим авторитетом в европейской философии вплоть до XVII в. Вы­ступил против платоновской теории идей как прототипов вещей более реальных, чем сами вещи. Превра­тил идеи Платона в общие понятия, применяемые к единичным вещам на основе их сходства. В самих вещах следует раз­личать материю и форму, благода­ря которой вещь становится именно этой, а не другой вещью. В челове­ке материя и форма выступают как тело и душа. Детальная разработка силло­гистики — основной вклад А. в развитие логики. В этике он про­поведовал эвдемонизм, полагая, од­нако, что добродетель трактуется как «середина» между двумя проти­воположными пороками: сме­лость — нечто среднее между трусо­стью и ухарством, щедрость — между мотовством и скаредностью. А. был воспитателем Александра Македонского, когда Александру было 13—16лет, но, по-видимому, не ока­зал на него серьёзного влияния. Идеальный, по мнению А., государ­ственный строй — аристократия в изначальном смысле слова, т. е. «правление лучших». Более реаль­ный вариант для большинства поли­сов — полития, соединяющая, со­гласно учению о золотой середине, элементы демократии и олигархии. А. — первый систематический фи­лософ, логически, последовательно и детально разрабатывавший все отрасли современного ему знания. Жил «в конце творческого периода греческой мысли, и после его смер­ти прошло две тысячи лет, прежде чем мир произвёл философа, кото­рого можно было бы рассматривать как примерно равного Аристотелю» (Б. Рассел).

АРИСТОФАН(446—385 гг. до н. э.) - древнегреческий драматург, «отец комедии». Сочинять и ставить спектакли начал очень молодым, но до 424 г. выступал под псевдонимом. Комедии А. сочетают дух карнавала, грубый, иногда до непристойнос­ти, юмор и тонкие нравственно-эстетические суждения, богатство языка, блестящий стихотворный текст. Бытовые под­робности сосуществуют с фантастикой: действие комедии «Птицы» разворачивается в воздушном пространстве, в коме­дии «Лягушки» Эсхил и Эврипид в загробном царстве оспарива­ют трон первого драматурга и т. п. Театр А. отличают мело­дическое и ритмическое богатство партии хора, разнообраз­ная, порой фантастическая бутафория, имеющая образное значение. Его комедии злободневны, остры, политические призывы свободно вклиниваются в действие. Современник Пелопоннесской войны и свидетель упадка Афин, он принци­пиально выступал против войны как безусловного зла, обли­чал ее поджигателей; высмеивал тех, кто своими сочинениями или философскими рассуждениями расшатывал, с его точки зрения, нравственные и религиозные устои жизни афинян. Используя театральные празднества для резкой критики прави­телей, философов и драматургов, А. не льстил и народу (демосу), считавшемуся в Афинах носителем верховной власти: в комедии «Всадники» выведен выживший из ума старик Демос, которым манипулиру­ют корыстные проходимцы. А. оказал влияние на все даль­нейшее развитие комедии и сатиры и в римский период (Плавт и др.), и в Новое время (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, Мольер и др.). В подражание его комедии «Осы» Ф. Расин на­писал свою единственную комедию «Сутяги»; И. В. Гёте об­работал его «Птиц» для постановки в Веймарском театре. В 20 в. интерес вызывала комедия «Лисистрата» (постановки М. Рейнхарта в Берлине в 1908, Немировича-Данченко в Музы­кальной студии Московского художественного театра в 1923, С. Э. Радлова в Петрограде в 1924 и др.).

АХМАДУЛИНА Белла(наст, имя Изабелла) Ахатовна (р. 1937) - поэ­тесса. В числе предков итальянцы, татары. В 1960 г. закончила Литера­турный институт им. Горького. Считала, что искусство "призвано не ве­селить людей, а приносить им страдания". Первый стихотворный сбор­ник вышел в 1962 г. Второй сборник "Уроки музыки" вышел в 1969 г., затем сборник "Сны о Грузии". Живет в Москве. Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов. Для ее поэзии все - даже любая мелочь может послужить импульсом, окрылить фантазию, рождающую дерзкие образы, все может стать одухотворенным, символичным. Поэтическая речь Ахмадулиной насыщена архаическими словами, переплетающими­ся с современным языком.

АХМАТОВА(наст.фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966) - поэ­тесса. Родилась близ Одессы в семье морского инженера. Окончила ки­евскую гимназию, посещала Высшие историко-литературные курсы Раева в Петербурге. В 1910 г. вышла замуж за Н. Гумилева, примкнула к группе поэтов-акмеистов. В 1912 г. был издан первый сборник стихов Ахматовой "Вечер", за ним последовали сборники "Четки" (1914), "Бе­лая стая" (1917), принесшие поэтессе широкое литературное признание. В них отчетливо обозначились определяющие черты ее поэзии: точность психологических наблюдений, сюжетная динамика, умелое использова­ние житейских деталей, афористичность, лаконизм. В 20-е и 30-е годы Ахматова переживала внутренний кризис. В "По­дорожнике" (1921) и "Anno Domini" ее лирика, по мнению критики, ста­ла "устойчивее, решительнее, мужественнее"; в ней обнаруживаются поиски цельного и гармоничного миросозерцания, расширяется диапазон поэзии. Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в. 30-е годы явилась поэма "Реквием", непосредственно посвященная годам "большого террора". Поэма "Путем всея земли" (1940) является плачем по собственной загубленной жизни. В годы войны Ахматова создает публицистические; стихи "Клятва", "Мужество", поэтический цикл "Луна в зените" (1942-1944). Наиболее известным произведением Ахматовой советского перио­да является "Поэма без героя", ставшая своего рода синтезом всего твор­чества Ахматовой. Здесь выдерживается принцип неукоснительного ис­торизма. Трудным и сложным был путь Ахматовой. Начав с акмеизма, она пришла со временем к реалистичности и историзму. Ее главным дости­жением была прежде всего любовная лирика. Большинством критиков и литературоведов Ахматова признается одним из наиболее ярких явлений X века.

 

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-1941) - писатель. Родился в купе­ческой семье. В 15 лет окончил коммерческое училище, в 1911 - 1915 гг. учился в Киевском финансово-торговом институте. В 1916 г. напечатал два рассказа в журнале М. Горького "Летопись". С 1917 по 1924 г. переме­нил много занятий: был солдатом, сотрудником Наркомпроса, участником продовольственных экспедиций, бойцом Первой Конной Армии Буденного, служил в городском управлении Одессы, работал журналис­том в Петрограде и Тифлисе. С 1924 г. Бабель проживал в Москве. Тогда же к нему пришла и лите­ратурная известность: в "ЛЕФе" были опубликованы несколько его рас­сказов. Затем вышли сборники "Конармия" (1926) и "Одесские расска­зы" (1931). Вскоре они были переведены на 20 языков мира и принесли их автору международную известность. Бабель написал пять сценариев и две пьесы "Закат" (1927) и "Мария" (1935). В рассказах Бабеля о гражданской войне и об одесской жизни моти­вы жестокости, убийства, насилия, непристойности переплетаются с показом мягкости и нежности человека, его привязанности к родителям, к родине, литературе, музыке. Это стиль писателя. Его одесские рассказы особенно интересны своим колоритом, который складывается из одесского жаргона, украинизмов и поэтического литературного языка. Относительно небольшой объем творчества Бабеля - около восьмидесяти рассказом и лис пьесы — объясняется не только его преждевременной смертью. Бабель писал с чрезвычайным напряжением, перерабатывал каждый рассказ подчас месяцами. Так было с рассказом "Любк­а-казак", который был издан после двадцати шести переработок. Поэтому его проза отличается лаконичностью, сжатым языком и броскими сильными образами. В 1939 г. писатель был арестован, его рукописи конфискованы, а имя надолго вычеркнуто из литературы. Посмертная реабилитация состоялась в 1954 г.

БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон (1788-1824) - великий английский поэт-романтик; член палаты лордов. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-1818), восточных поэмах, философско-символических, драматических поэмах, цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы – острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби – «космического пессимизма»). Творчество Байрона является важнейшим этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (нач. XIX в.), в том числе русского.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942) - поэт, критик, эссеист, переводчик. Родился и вырос в культурной помещичьей семье. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета. Первые сборники стихов выхолили с 1898 по 1903 г. В историю русской литературы Бальмонт вошел как один из зачинателей "нового искусства" в России, как виднейший представитель "старшего" символизма. Индивидуалистический бунт, крайний субъективизм, эстетство — эти и другие черты определяют особый поэтический облик Бальмонта, сложившийся на рубеже веков. В литературной и особенно переводческой деятельности Бальмонта сказалось характерное для русского символизма тяготение к "культуре", к ее охвату в самом широком масштабе. Однако все творчество Бальмонта нельзя признать чисто символическим. Запечатленные в лучших стихах Бальмонта оттенки любовного чувства, непосредственное воспри­ятие природы, способность глубоко ощущать мгновение придают многиеего произведениям, особенно ранним, импрессионистический характер. С другой стороны, все творчество зрелого Бальмонта проникну­то и озарено мечтой о Солнце, о Красоте. И хотя свой идеал поэт неиз­менно искал в глубокой древности, в укладе жизни и поэзии первобыт­ных народов, по поиски эти основывались на его представлении об идеальном человеке будущего. Это позволяет говорить о Бальмонте как о поэте-романтике, как о художнике неоромантического направления в искусстве конца XIX - начала XX вв. Наиболее интересны сборники "Под северным небом" (1894), "Ти­шина" (1898). "Будем как солнце" (1908), "Сонеты солнца, меда и луны" (1917), "В раздвинутой дали" (1929).

БАСЕ(настоящие имя и фамилия Мацуо Мунэфуса) (1644—1694) - японский поэт. Создал жанр хокку и наполнил его глубоким философ­ским содержанием. Стихи Б. боль­шей частью пейзажная лирика, но за образами природы таятся настроения и раздумья автора. «Стиль Басе» ца­рил в японской поэзии почти 200 лет.

БАТКИН Леонид Михайлович(р. 1932)-русский теоре­тик и историк культуры. Основные работы посвящены анализу процесса творчества, связи творческой личнос­ти с ренессансным типом культуры. Предпринял попыт­ку рассмотреть историю культуры «на стыках» психоло­гии, философии и искусствоведения, литературоведения и эстетики. Ценность его научных идей заключается в том, что они способствовали разработке им принципов культурологического подхода. Основные работы, в которых нашли отражение его культурологические идеи: «Данте и его время. Поэт и политика» (1969); «Тип культуры как историчес­кая целостность» (статья, 1969); «Итальянские гуманис­ты: стиль жизни и стиль мышления» (1978); «Итальян­ское Возрождение в поисках индивидуальности» (1989); «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мыш­ления» (1990); «О некоторых условиях культурологичес­кого подхода» (статья, 1985); «Два способа изучать ис­торию культуры» (статья, 1986) и др.

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) -русский философ, литературовед, эстетик, культуролог. В 1929 г. был репрессирован и отправлен в ссылку в Кустанай. Работы Б. стали широко публиковаться в 60-80-х гг. XX в. В них поставлены и оригинально решены пробле­мы философии, эстетики, литературоведения, коммуникации, а также культурологии. Культурологическая концепция Б. основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей, а также как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе. В концепции важными категориями выступают «ответ­ственность», «полифония» - многоголосие и равнопра­вие существующих в мире и худ. произведениях созна­ний по отношению друг к другу и к единому культур, целому. Им проанализированы некоторые проблемы поэти­ки на примере творчества Ф. М. Достоевского, исполь­зовавшего полифоническую форму романа. Много вни­мания Б. уделял творчеству Рабле и ввел в научный обиход понятие смеховой «карнавальной культуры», характерной для средневековья («Творчество Франсуа Рабле и народ­ная культура средневековья и Ренессанса», 1949; 1965). Понятие «карнавальной культуры» прочно вошло в ка­тегориальный аппарат культурологии. Основные культурологические идеи Б. нашли отражение в работах: «Фрей­дизм. Критический очерк». М.-Л., 1927 (опубликовано под фамилией Волошинов В. Н.); «Проблемы поэтики Достоевского» (1963); «Творчество Франсуа Рабле и на­родная культура средневековья и Ренессанса» (1965); «Вопросы литературы и эстетики» (1975); «Эстетика ху­дожественного творчества» (1979); «К философии по­ступка» в кн. «Философия и социология науки и тех­ники». Ежегодник 1984-1985 (1986).

БЕЖАР Морис (р.1927) - выдающийся французский артист балета, хореограф, педагог. В 1953 г. совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балет «Звезды». В 1957-1960 гг. возглавлял труппу «Балетный театр Парижа» В 1960-1987 в Брюсселе организовал труппу «Балет XX века». В 1987-1992 основал труппу «Балет Бежара в Лозанне». Ставил балеты в труппах разных стран. Обновил танцевальную лексику.

БЕЛЛ Даниил (р.1919) – американский философ, социолог и футуролог, один из создателей теории «постиндустриального общества». Кризисные явления в современном капиталистическом обществе он рассматривает как разрыв между «рациональными» принципами капиталистической экономики и гуманистически ориентированной культурой. Он решительно выступил против господствующего в современных социальных науках воззрения на общество как на целостную систему отношений. С его точки зрения, общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры, политической и культуры. Эти сферы управляются различными и противоречащими друг другу «осевыми принципами»: экономика – эффективностью; политическая система – принципом равенства; культура – принципом самореализации личности. Для современного общества, считает Б., характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий и социальных конфликтов. Б. развивает «религиозно-центрическую» версию кризиса западной культуры, преодоление которого видит в религиозном возрождении. Основные труды: «Конец идеологии (1960); «Грядущее постиндустриальное общество» (1973); «Культурные противоречия капитализма» (1976).

БЕЛЫЙ Андрей (наст, имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - поэт, прозаик. Теоретик символизма. Родился в семье известно­го математика, профессора Московского университета Н.В. Бугаева. Под влиянием отца поступил на естественное отделение физико-математи­ческого факультета университета, окончил его. Уважение к точным на­укам и своего рода чувство гордости и сопричастности с ними он пронес через всю жизнь. В гимназические годы обнаружились и гуманитарные склонности Белого (особенно его интересовали Н.В. Гоголь, Ф.М. До­стоевский, А. Шопенгауэр, И. Кант, Г. Спенсер, Ф. Ницше). Представления о рели­гиозном назначении творчества и конечной цели его преображении духовной жизни общества, предопределили сближение молодого Белого с "младшими символистами". Вместе со своим гимназическим товари­щем С. Соловьевым организовал кружок московских "аргонавтов". На протяжении многих лет Белый являлся признанным теоретиком искусства. По его учению выходило, что искусство - это кратчайший путь к религии, а музыка - господствующий вид искусства. Эти идеи по­лучили отражение в художественной практике Белого, прежде всего в его "симфониях". "Симфонии" Белого - оригинальная попытка создания литературного произведения по музыкальным законам: с использовани­ем рефрена, контрапункта, последовательного и перекрещивающегося чередования тем, размытости образов. Всего Белый написал четыре "сим­фонии": "Северную", "Драматическую", "Возврат", "Клубок метелей". Своеобразной поэтической параллелью темам "симфоний" стали сбор­ники: "Золото в лазури", "Пепел" (обращен к теме родины и народа) и «Урна» (запечатлел попытку автора обрести точку опоры в научном знании). Наиболее значительным из всего написанного Белым в прозе явля­ется роман "Петербург" (1912; вторая редакция - 1927). В центре повествования автора - Россия на переломном этапе своей истории в октябре 1905 г., т.е. в разгар революционных событий. Роман написан в стиле ритмической прозы, что оказало заметное действие на русскую прозу 1910-1920 гг.

БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960) - выдающийся рос­сийский художник, историк искусства и художественный кри­тик. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства» Со­здал стиль романтичного историзма, передавая в журнальных и книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусство­ведческих трудах Б. впервые обосновал самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне дру­гих европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствоведение стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно бо­ролся против безвкусицы и варварского отношения к памят­никам истории и искусства, выступал против русского аван­гарда, участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 г. возглавил Картинную галерею Эр­митажа). В 1926 разочаровавшись в революции, обосновался в Париже.

БЕРГМАН Ингмар (р. 1918) - выдающийся шведский кинорежиссер. Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната (1978) и др. Развивал тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - философ, творчество Б. пронизано культурологическими иде­ями, хотя специальных работ по культурологии у него нет. По­становка О. Шпенглером проблемы различия «культуры» и «цивилизации» для русских нова: они обличали циви­лизацию, даже когда оставались сторонниками культуры. Б. даже противопоставлял культуру и цивилизацию: у него цивилизация жизненна, а культура символична; цивили­зация атеистична, а культура религиозна. По Б., культу­ра порождает цивилизацию, но не сводится к ней. Ци­вилизация, по сути дела, та же культура, но лишившаяся своих жизненных истоков. Выросшая из культуры, ци­вилизация уничтожает последнюю. Б. указывает также на два пути, по которым совершают свой путь культура и цивилизация. Так, культура идет сверху вниз — это аристократический путь, тогда как цивилизация идет снизу вверх — по демократическому пути. «Культура со­здается индивидуальностью, личностью, свободным ду­хом, она обращена к личности. Культура аристократич­на, качественна, она развивалась благодаря досугу, благодаря возможности проявить творческую избыточ­ность, она предлагает неравенство». Культура, как ука­зывает Б., аристократична, т. е. она не существовала никогда для всей массы человечества, она всегда была культурой верхнего интеллектуального слоя. Противоположное представление складывается о цивилизации. Она, напро­тив, «количественна, демократична, эгалитарна. Ей при­сущ пафос равенства, и как раз этот пафос привел к понижению качества культуры». Б. выступает за неравен­ство культур, и соц. жизни. Массы — могильщики сво­боды и культуры. Человек по-разному включается в куль­туру и цивилизацию: в культуре он духовно растет и сам является ее органическим элементом, а в цивилизации совершенствование переносится с человека на соц. среду, а сам человек становится средством этого совершенство­вания. Основные культурологические идеи Б. отражены в его работах, изданных в четырех томах в Париже (1983-1991), а также в двухтомнике, изданном в Москве: «Философия творчества, культуры и искусства» (1994) и др.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 589;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.