СЛОВАРЬ 2 страница

БЕРЛИОЗ Гектор(1803-1869) - французский композитор, дирижёр. Создатель романтичной программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (1959). Наряду с Вагнером создал новые школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» «Мемуары».

БЕТХОВЕН Людвиг ван(1770 - 1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижёр. Жил в Вене с 1792. Представитель венской классической школы. В его творчестве нашли отражения идеи Великой французской революции. Укрупнив масштабы тематического развития и расширив содержательные возможности различных музыкальных жанров, создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 5-я, 9-я симфонии, опера «Фиделио», увертюры «Эгмонт», «Кориолан», ряд иностранных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигла Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воля – в поздний период появились наиболее глубокие, философские сочинения композитора. 9 симфония; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонеты, в том числе 32 для фортепьяно, 10 для скрипки с фортепьяно.

БЕХЗАД Кемаледдин (ок. 1450 — 1536) - живописец-миниатю­рист, прозванный «иранским Рафаэлем». Жил и работал в Ге­рате и Тебризе. Искусство Б. сочетает простоту, изящество, праздничную яркость, жизненность детали. Ему принадлежат, в частности, иллюстрации к произведениям выдающихся по­этов Низами Гянджеви и Саади, портреты правителей. Б. — наиболее известный мастер миниатюры в исламском искусстве.

БЛОК Александр Александрович (1880-1921) - поэт. Родился в семье профессора. В 1904 г. опубликовал сборник "Стихи о Прекрасной даме", который выдавал в нем поэта-символиста. Вторая книга стихов «Нечаянная радость» сделала имя Блока популярным в широких читательских кругах. В нее вошли стихи 1904-1906 гг. и среди них такие шедевры, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1906 г. Блок обращается к театру и пишет три лирические драмы («Незнакомка», "Король на площади", "Балаганчик"), а также большое количество литературоведческих и критических статей. Цикл "Вольные мысли" (1907), и особенно стихотворение "О смерти", обнажают демократическую тенденцию творчества поэта. Болью и горечью за исковерканные страшным миром судьбы, верой в будущее наполняются стихи лет, вошедшие в третий том его лирики: цикл "Страшный мир" и цикл в цикле "Пляски смерти", "Возмездие" и "Арфы и скрипки". Это лучшее, что написано Блоком в период расцвета и зрелости его таланта, результатом поездки в Италию в 1909 г. стал цикл "Итальянские стихи", позже в 1914 г. лирический шедевр — цикл "Кармен". Важная для Блока тема России звучит в цикле "На поле Куликовом" (1908). Рост гражданских настроений поэта отражается в поэме "Возмездие" (1910). Образ революции, суровым и восторженным гимном которой стала поэма "Двенадцать", олицетворяется поэтом со всепобеждающей стихией, в которой гибнет ненавистный ему страшный мир и встает мир преображен­ной.

БОАС Франц (1858—1942) - немецкий этнограф, эмигрировавший в 80-е гг. XIX века в США. Считается отцом современной американской антропологии, один из основателей психоана­литического направления в антропологии. Почти все амери­канские культурные антропологи считают себя его учениками. Получил образование в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля (в последнем ему присуждены ученые степени доктора философии и доктора медицинских наук). По перво­начальному образованию был физиком и математиком, защи­тил диссертацию о цвете воды и прославился трудами по лингвистике. В США являлся профессором во многих универ­ситетах, изучал культуру индейцев северо-западного побере­жья США. С 1899 и до конца жизни - первый профессор антропологии Колумбийского университета. Один из основа­телей Американской антропологической ассоциации (1902), журнала «International Journal of American Linguistics» (1917).Плодовитый ученый, Боас опубликовал сотни статей и книг по физической антропологии, лингвистике, археологии и эт­нологии, создал школу исторической этнологии. Ф. Боас за­ложил фундамент антропологии XX в. Выступал против увле­чения общими законами развития культуры. Изучение дописьменных культур убедило его в том, что общие схемы этнографии — эволюционизм, диффузионизм и функциона­лизм — опираются на умозрительные основания. На эмпири­ческих фактах он убедился в том, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру. Сходные черты, на­пример, общность языка или системы исчисления родства (матрилинейная или патрилинейная системы) в одних случаях объясняется общим происхождением, а в других — взаимным влиянием. Различия народов и присущих им систем ценностей (т.е. культуры) часто объясняется различием мотивов деятель­ности: на шкале ценностей китайцев добрый поступок озна­чает совсем не то, что на шкале индейцев или эскимосов. По­этому научное исследование культуры возможно только на базе ценностей того народа, которому они принадлежат. Ос­вободиться от оценок, связанных с собственной культурой, и оценивать чужую культуру, исходя из нее самой, такой прин­цип получил в науке название принципа культурного реляти­визма.

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375) - великий итальянский писатель, гуманист раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) – книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).

БОМАРШЕ Пьер Огюстен(1732 – 1799) - выдающийся французский драматург. В комедиях «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) изображен конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Великой французской революции; герой комедии – полный энергии и ума слуга. На сюжеты пьес написаны оперы В. А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757—1825) — живописец-портре­тист, академик (1795), советник (с 1802 г.) петербургской Академии худо­жеств. Происходил из семьи казачьего старшины. Учился первоначально у отца - Луки Ивановича Боровиковского, “значкового товарища” Миргородско­го казачьего полка и иконописца. С 1774 г. числился на службе в том же полку (оставил службу во второй половине 1800-х годов в чине поручи­ка), одновременно занимался иконописью и живописью. В 1770 - 1780-е годы был близок с В.В. Капнистом, по, поручению которого и в связи с путешествием Екатерины II в Крым исполнил в 1787 г. аллегори­ческие картины, изображавшие Петра I и Екатерину II (не сохранились). С конца 1788 г. жил в Петербурге в доме Н. А. Львова, с его помощью вошел в кружок Г. Р. Державина, сблизился с И. И. Хемницером и Д.Г. Левицким, советами которых пользовался для совершенствования мастерства - с 1792 г. учился также у И. Б. Лампи. Круг общения во многом определил мировоззрение и эстетические взгляды Боровиковского. С середины 1790-х годов в его работах наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма; в противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения “частного” человека, простые, естественные чувства которого наиболее полно проявляются в природном окружении, обычно на фоне окутанного легкой дымкой паркового пейзажа (портреты: М. И. Лопухиной, 1797, В. И. Арсеньевой, 1795). “Частный” характер имеет и портрет Екатерины II (1794), изображенной на прогулке в Царскосельском парке в домашнем салопе и с левреткой. В 1802 г. вступил в масонскую ложу “Умирающего сфинкса”; позже отошел от масонства, с 1819 г. состоял в мистическом кружке Е.Ф. Татариновой “Союз братства”. С начала XIX в. в творчестве Боровиковского складывается новый, отвечающий эстетике русского классицизма идеал личности: обратившись к изображению людей с сильным характером, действенных и энергичных, он стремится подчеркнуть в них черты гражданственности, благородство и достоинство человеческой натуры (портрет А.А. Долгорукого, 1811, 1 II). В 1804 - 1811 гг. исполнял живописные работы (в том числе иконы для иконостаса) в Казанском соборе в Петербурге.

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887) - композитор, уче­ный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в том числе музыкальное, образование. Композицию изучал самостоя­тельно. Окончил Петербургскую медико-хирургическую (ныне Военно-медицинскую) академию (1850-1856), не прекращая занятия музыкой. С 1859 по 1862 г находился за границей для научного усовершенствования. С 1862 г. до конца жизни профессор (с 1877 г. - академик) Медико-хирур­гической академии. С 1863 г. профессор Лесной академии (кафедра хи­мии) Член-учредитель Русского химического общества (основано в 1868 г.), один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885 г.) Женских врачебных курсов. С 1862 г. началось его сближение с творческим содружеством “Могу­чая кучка”, активным участником которого он стал в дальнейшем. В 1885 - 1886 гг. состоялась поездка в Бельгию, где исполнялись его произведения. Характерные черты творчества А. П. Бородина - народность национальный характер, монументальность, эпическая мощь, эмоциональность, стройность и ясность формы, красочность гармонического языка. Талант А. П. Бородина равно могуч как в симфонии, так и в опере и в романсе. Он создал жанр национально-эпической песенной симфонии. Сочинения: опера “Князь Игорь” (1869 - 1887), окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, комическая опера “Богатыри” (1867), IV акт коллективной оперы “Млада” (1872); две симфонии (1867 - 1876), две части III симфонии (1880), Секстет (1860), фортепьянный квинтет (1862), два квартета (1879; 1881); Маленькая сюита (семь пьес) для фортепьяно (1885); шестнадцать романсов, в том числе “Для берегов отчизны дальней”, “Море”, “Песня темного леса”, “Спящая княжна”, статьи о музыке, сорок две научные работы.

БОСХ (Босх Ван Акен) Хиеронимус (ок. 1460 - 1516) - великий нидерландский живописец. Причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклорные, сатирические тенденции, реалистические наблюдения жизненных явлений, новаторски смелые поиски в области колорита («Искушение св. Антония», триптихи «Воз сена» и «Сад наслаждений»).

БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (наст. имя и фам. – Алессандро Филипепи, Filipepi; 1445-1510) - великий итальянский живописец. Представитель раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темя («Весна», «Рождение Венеры») отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 90-х гг. искусство Б. становится напряженно-драматическим («Клевета»). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, изящные острохарактерные портреты («Джулиано Медичи»).

БРЕЙГЕЛЬ Старший или «Мужицкий» Питер (между 1525 и 1530-1569) - выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Масленицы и поста», «Безумная Грета», «Крестьянский танец», серия «Времена года», «Слепые»).

БРЕТОН Андре (1896-1966) – немецкий писатель, один из основоположников сюрреализма. В декларациях 1930-х гг. и книгах, не принимая буржуазную культуру, утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом.

БРЕХТ Бертольд (1898-1956) – немецкий писатель, режиссер. В 1949 г. основал театр «Берлинер ансамбль». Философско-сатирические пьесы на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Кавказский меловый круг». Ориентировался на разработанные им принципы «эпического театра», предполагающего обращение не к традиционному сопереживанию, а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел так называемый эффект отчуждения – новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора – песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т.п. Оказал влияние на театр XX в.

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940-1996) - поэт, переводчик. Родился в семье известного фотожурналиста. Работал фрезеровщиком, техником-геофизиком, кочегаром, матросом, санитаром, фотографом. Писать стихи начал с 1957 г. Занимался переводами с английского, ис­панского, польского и сербохорватского языков. В 1964 г. был пригово­рен к пяти годам принудительных работ за "тунеядство". После мощной волны протестов со стороны мировой культурной общественности получил освобождение через полтора года, вынужденно покинул СССР (1972), жил в Нью-Йорке. В творчестве Бродского можно выделить два больших периода: 1) с 1957 по 1972 г. (до отъезда) - "Большая элегия Джону Донну" (1963) 'Рождественский романс" (1962), "Холмы" (1963); 2) с 1973 по 1996 г. (после отъезда) - "Колыбельная трескового мыса" (1975), "Осенний крик ястреба" (1975). В целом же поэзия Бродского определяется его трагическим мироощущением. Стихи часто опираются на Ветхий Завет, нередко речь идет о проблемах смерти, есть тяга к повествовательности, часто встречаются стихи исповедального и философского характера. При этом поэт остается верным классическому стиху. Его работы, часто за­бивающие тему ссылки, восхищают лаконичным, насыщенным язы­ком. Наиболее известные из них: "Конец прекрасной эпохи", "Рождест­венский романс" (1962), "Письма римскому другу" (1972), "Осенний крик ястреба" (1975), цикл "Части речи" (1980). В 1987 г. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по лите­ратуре.

БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо (1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Б. отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений ( купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Оспедале дельи Инноченти, капелла Пацци – все во Флоренции).

БРУНИ Федор (Фиделио) Антонович (1799 - 1875) - русский живописец. Итальянец по происхождению. Учился в петербургской Академии художеств (1809 - 1818) у А. Е. Егорова, А. И. Иванова и В. К. Шебуева; профессор (с 1836 г.) и ректор (1855 - 1871) там же. В 1818 - 1836 и 1838 - 1841 гг. работал в Италии. Ранние произведения Бруни наполнены гражданским пафосом (“Смерть Камиллы, сестры Горация", 1824) и романтической эмоциональностью (“Портрет З. Волконской в костюме Танкреда”, 1820). С 1830-х годов творчество Бруни представляет наиболее консервативные, религиозно-мистические тенденции русского романтизма (“Медный змий”, 1827 - 1841). С конца 1840-х годов В. Бруни - глава русского академизма.

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852) - русский живописец. В 1822 - 1835 гг. работал в Италии. С 1836 г. профессор петербургской Академии художеств. Уже в ранних картинах Брюллова, написанных им под ярким в впечатлением от природы и искусства Италии и своей мажорно-идиллической тональностью перекликавшихся с анакреонтической поэзией А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига (“Итальянский полдень”, 1827, ГРМ; “Вирсавия”, 1830), проявились привлекшие внимание современников его артистический темперамент, блеск фантазии, роман­тичность мироощущения. Зрелое творчество Брюллова отмечено стремлением к обновлению выразительных возможностей русской живописи, взволнованным утверждением страстных порывов души, сильных эмо­ций. Главное произведение Брюллова - картина “Последний день Пом­пеи” (1830 - 1833) - проникнута новым для русского искусства духом историзма, который проявился не только в детальной технике, основанной на тщательном изучении (с 1827 г.) исторических источников и археологических находок, но и в понимании художником хода истории как драмы колоссального масштаба, потрясающей основы человеческого сущест­вования; впервые в русской живописи Брюллов сделал содержанием ис­торической картины не подвиг отдельного героя, а трагическую судьбу массы людей. Публичная демонстрация в России картины, косвенно от­разившей и трагическую атмосферу николаевского режима, и интуитив­ное предчувствие грядущих исторических сдвигов, стала событием рус­ской общественной жизни. Вернувшись в 1836 г. в Россию (через Грецию и Турцию), Брюллов сблизился с широким кругом художественной интеллигенции - живописцем В.А. Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами А.С. Пушкиным, Е.А. Бара­тынским, В.А. Жуковским и др. Мастерство Брюллова раскрывалось в этот период и в его эффектных (иногда не лишенных налета салонной красивости) парадных портретах (“Ю.П. Самойлова с Амалией Пачини”, около 1839), и в более камерных, психологически углубленных портретах деятелей русской культуры (портреты Н.В. Кукольника, 1836, И.А. Крылова, 1839, А.Н. Струговщикова, 1840), но его попытка создать новое монументальное историческое полотно в жанре “народной эпопеи” (“Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году”, 1839 - 1843,) не удалась, и картина осталась незавершенной. Преподавая в петербургской Академии художеств, Брюллов стремился преодолеть рутинные методы обучения художников, поддерживал первые живописные опыты П.А. Федотова и Т.Г. Шевченко; в 1838 г. содействовал вместе с А.Г. Венециановым и В.А. Жуковским освобождению Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости (деньги для выкупа были получены от лотерейной продажи специально написанного Брюлловым портрета Жуковского). В 1849 г. из-за болезни покинул Россию, жил на острове Мадейра, с 1850 г. - в Италии.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924) – поэт. Родился в московской купеческой семье. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Стал одним из зачинателей русского символизма. В 1884-1895 гг. подготовил и издал три сборника «Русские символисты», составленные главным образом из его собственных и переводных стихотворений. С изданием созданного Брюсовым альманаха «Северные цветы» русский символизм заявил о себе как о целостном и самостоятельном литературном течение. Со временем был признан как писатель общенационального значения, авторитетный деятель культуры, поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик и литературовед. В 1921 г. Брюсов организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) – писатель-прозаик. Родился в семье доктора богословия, профессора Киевской духовной академии А.И. Булгакова. Закончил Первую Киевскую гимназию (1909), поступил на медицинский факультет Киевского университета. После окончания с 1916 г. работал земским врачом под Смоленском, затем до 1919 г. имел медицинскую практику в Киеве. Близко видел события гражданской войны. В 1920-1921 гг. жил во Владикавказе, где началась его литературная и театральная деятельность. В эти годы им создаются «записки юного врача». С сентября 1921 года в Москве сотрудничал во многих журналах и газетах («Накануне», «Гудок» и др.). Входил в литературную среду, завязал знакомства с В. Маяковским, А. Толстым, И. Бабелем, В. Катаевым, И. Ильфом, Е. Петровым, Ю. Олешей, К. Паустовским и др. Роман «Белая гвардия» (1924) не был напечатан полностью (и вообще не был закончен) из-за прекращения существования журнала «Россия» (поэтому роману была написана пьеса «Дни Турбиных», 1926). Ранняя сатирическая проза Булгакова была частична опубликована в его сборнике «Роковые яйца» и «Дьяволиада» (1925). Повесть «Собачье сердце» (1925) была конфискована «органами».

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский религиозный философ, экономист; эмигрант, уехал из России в 1923 г. Главная идея его философ, теории - боговоплощение. Он полагал, что Бог и сотворенный им мир внут­ренне связаны; проявляется это в «премудрости божией», названной софией; она присутствует в мире и в человеке, в результате чего они причастны Богу. Исходя из основополагающих принципов своей фил., Б. дал религиозно-культурное обоснование хозяйственной дея­тельности человека. Человеческое творчество, культура, знания, хозяйственная деятельность, по его теории, ба­зируются на религиозной теоретической базе. Культурологические идеи изложены в ряде работ: «Основные проблемы тео­рии прогресса» (статья, 1903); «Два града» (1911); «Свет невечерний» (1917); «Купина неопалимая» (1927); «Фи­лософия имени» (1953); «Героизм и подвижничество» (статья, 1991) и др.

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953) - прозаик, поэт. Родился в небогатой дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1889 г., совершив путешествие по стране, начинает публиковаться. Бунин всту­пил в литературу поэтом. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал юного поэта: "Не пугай меня грозою..." (1888), "Полями пахнет (1901). Лучшим стихотворным произведением явилась поэма «Листопад» - высокая пейзажная лирика. В 1895 г. Бунин знакомится с известными русскими писателями и в том же году публикует рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, он начинает заниматься литератур­ным творчеством. В 1903 г. Академия наук награждает Бунина Пушкин­ской премией за стихотворный сборник "Листопад" (1901) и перевод "Песни о Гайавате" (1896). Широкую известность Бунину принесла проза. В рассказе «Антоновские яблоки» (1900) нашло выражение поэтическое отношение писа­теля к миру. В "Эпитафии" (1900) он не скрывает "великой грусти по поводу исчезновения старого уклада жизни. В рассказе "Новая дорога (1901) поднимаются проблемы природы, судьбы страны. В 1909—1910 гг. Бунин создает повесть "Деревня", принесшую ему широкую известность: в ней словно говорила страдающая и думающая Россия. Во многих своих произведениях Бунин обращается к вечным темам любви и смерти ("Легкое дыхание", 1916 и др.). Один из лучших рассказов - "Братья" (1914) - обнажает пороки европейской буржуаз­ной цивилизации. Мотив превосходства естественности бытия над с расчетливым устройством звучит в рассказе "Господин из Сан-Франциско» (1915). В 1920 г. Бунин покидает Россию, создает прекрасные рассказы о любви ("Митина любовь", 1924; "Темные аллеи", 1938). Самым круп­ным произведением Бунина в эмиграции был автобиографический роман "Жизнь Арсеньева" (1927-1933). Его перу также принадлежат «Окаянные дни», воспоминания ("Памяти Чехова", 1904; "Освобождение Толстого", 1917). В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе.

БУШЕ Франсуа(1703 - 1770) - французский живописец, яркий представитель художественной культуры рококо. С 1734 член, а с 1765 директор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже и «первый живописец короля». Сложился под влиянием А. Ватто, начав с гравирования его картин. Писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными и жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идеализированные пейзажи («Вид в окрестностях Бове», Эрмитаж, Ленинград); делал эскизы для мануфактурных шпалер в Бове и для театральных декораций, гравюры для книг. В теплых и насыщенных по колориту картинах Буше 1720-30 гг. заметны отзвуки фламандского искусства. Позднее в его работах, с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов, усиливаются свойственные рококо декоративность, эротика, жеманная грация, фарфоровость фигур.

БЭКОН Френсис (1561-1626) – английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. Автор знаменитого трактата «Новый Органон», в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой Б. считал, что достижение этой цели возможно только для науки, постигающей истинные причины явлений. Поэтому он выступал против схоластики. Б. признает возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений (идолов). Часть этих заблуждений корениться в несовершенстве и неточности языка, часть в некритическом усвоении чужих мнений. По Б., наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками ее выводов (средними аксиомами) будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения, или индукции. Политические убеждения Б. отразились в «Новой Атлантиде» и «Утопии», изображающей экономически процветающее идеальное общество, в котором жизнь организована на рациональных основах науки и высокой техники, но с сохранением противоположности господствующих и подчиненных классов.

 

ВАН ВЭЙ (699-759) - китайский поэт, художник, мастер живописи в жанре «шань-шуй» («горы-воды»). В этом жанре воплощались наиболее возвышенные пред­ставления о времени, созвучные поэзии, он отразил представ­ление о единстве главных сил Все­ленной, так как горы считались воплощением светлого мужского начала (ян), а вода – темного женского начала (инь). Пейзажи Ван Вэя написаны черной тушью с мягкими размыва­ми в манере сеи («живопись идеи»). В его картинах только два цвета — чёрный и белый. Однако художник открывает в них множество разнообразных оттенков. Манера Ван Вэя строится на обобщении форм, недосказанности и поэтическом проникновении в тайны природы.

ВАН ГОГ Винсент(1853 -1890) - великий нидерландский живописец. Болезненное чувство неустроенности заставило его всю жизнь метаться в поисках справедливости между религией (он был сыном пастора) и социализмом, проповедью и искусством. Уже с самого начала и совершенно сознательно В. Г. хотел стать художником униженных. Готовый поделиться последним куском с первым встречным, он всю жизнь терпел крайнюю нужду. В. Г. пытался синтезировать образную манеру письма импрессионистов и мастеров японского искусства. В 1888 уехал из Парижа и поселился в Арле, где попал в госпиталь, а затем в приют для душевнобольных. В. Г. работал в очень динамичной манере, используя цвет как мощное выразительное средство. Эгоцентрист и неврастеник, В. Г. передает в своих картинах глубоко оригинальное видение мира. Его творчество продолжалось менее одного десятилетия, но, работая как одержимый, он создал за короткий срок несколько тысяч шедевров. Непризнанный гений, он подвергался насмешкам не только врагов, но и друзей. В. Г. покончил с собой в возрасте 37 лет. Его творчество повлияло на всю культуру XX столетия, а картины В. Г. считают за честь иметь лучшие музеи мира.

ВАН ДЕЙК Антонис (1599-1641) - выдающийся фламандский живописец, один из создателей парадного аристократического портрета XVII в. Ученик П. П. Рубенса. Парадные портреты («Карл I на охоте, 1633) отличаются тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко. Выделялся завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки. Создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, В. Д. тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов.

ВАН ЭЙК Ян (ок.1390 - 1441) - величайший нидерландский художник. Его считают главным представителем и одним из родоначальников искусства раннего Возрождения в Голландии. Любое из сохранившихся произведений В. Э. – выдающееся явление в мировой живописи. Одним из них является знаменитый Гентский алтарь (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. В праздничные дни алтарь открывался, достигая в ширину пяти метров, поражая великолепием колорита. С именем В.Э. связывается выдающееся новшество в европейском искусстве – распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). Его именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр. Тщательная передача внешних качеств подчинена раскрытию внутренних особенностей характера человека. Всемирно известный «Портрет четы Арнольфини» (1344 г.) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым портретом в европейском искусстве.

ВАСИЛИЙ Великий (329-379) - святой, «отец Церкви». Родился в Каппадокии, полу­чил блестящее разностороннее свет­ское образование в крупнейших науч­ных и культурных центрах на востоке империи. Духовно совершенство­вался под руководством старцев-мо­нахов в Египте и Палестине. В 370 г. стал епископом Кеса­рии, установил связи с епископами Запада. Главная заслуга В. - внесение ясности в вопрос о соотно­шении понятий «сущность» и «ипо­стась» применительно к лицам Святой Троицы. Термином «сущность» обо­значили единое Божество, проявляю­щееся в трёх лицах Троицы, а терми­ну «ипостась» присвоили те личные отличительные свойства, которые да­ют им самостоятельное бытие. Так, для Отца это нерождённость, для Сына — рож­дение от Отца, для Духа — исхождение от Отца через Сына. Поскольку Боже­ственная сущность у всех трёх ипоста­сей едина, следовательно, они еди­носущны. В. был первым, кто открыто провозгласил авторитет Пре­дания и объявил его источником веры. Были записаны древние Символы веры и богослужебные прави­ла поместных Церквей, из поколения в поколение передававшиеся сказания о проповеднических подвигах апосто­лов и мучеников, стали составляться первые своды церковной истории.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 639;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.