СЛОВАРЬ 3 страница
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848 - 1926) – русский живописец. Из семьи сельского священника. Учился в духовном училище и семинарии в Вятке (1858 - 1867), затем в Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1868 - 1875). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878 - 1897), действительный член петербургской Академии художеств (с 1893 г.; в 1905 г. отказался от звания). В 1870-е годы писал жанровые картины в духе передвижничества, с большой наблюдательностью, запечатлев различные типы современного ему общества (“Военная телеграмма”, 1878, ГТГ). С 1878 г жил в Москве деятельно участвовал в работе Абрамцевского художественного кружка; установил дружественные связи с С.И. Мамонтовым живописцев, В.Д. Поленовым, позже с М.В. Нестеровым. С 1880-х годов стремясь к созданию основ “подлинно национального” русского искусства, Васнецов обратился к фольклорно-эпической тематике, к поискам в области синтеза жанрово-бытовой живописи со стилистикой народного творчества. Принесшие ему широкую популярность картины написанные на темы русской истории (“После побоища Игоря Святославича с половцами”, 1880; “ Царь Иван Васильевич Грозный”, 1897), сказок (“Аленушка”, 1881; “Иван-царевич на сером волке”, 1889), былины (“Богатыри", 1881 – 1898), отмечены яркой декоративностью и фантазией; склонность Васнецова к монументальной орнаментальности, к использованию фольклорной символики предвосхищали некоторые черты стиля “модерн”. Работал также над театральными декорациями (оформление постановки “Снегурочки” А.Н. Островского в домашнем театре Мамонтова, 1882, и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в частной русской опере Мамонтова, 1886)в области монументальной живописи (панно “Каменный век” в историческом музее в Москве, 1883 - 1885; росписи Владимирского собора в Киеве, 1885 - 1896, мозаика храма Воскресения Христова (“Спаса на крови”) в Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II, 1883 - 1901; русской церкви в Дармштадте, 1899 - 1901, и др.), религиозной живописи и иконописи (иконы для собора Александра Невского в Софии, в том числе “Богоматерь на престоле”, “Спас на престоле”, 1903 - 1914), архитектуры (проекты церкви и “Избушки на курьих ножках” в Абрамцеве, 1883; собственный дом в Москве, 1893 - 1894, с 1953 г. Дом-музей Васнецова; фасад (Третьяковской галереи, 1902). После Октябрьской революции продолжал работать над картинами на сказочные и исторические сюжеты.
ВАТТО Антуан (1684-1721) - французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах, так же галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний («Паломничество на остров Киферу», 1719-1718).ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883-1922) - советский режиссер, актер. С 1911 г. в МХТ. Затем в 1-й Студии МХТ. Основатель (1913) и руководитель Студенческой студии (с 1921 г. -- 3-я Студия МХТ, с 1926 г. - Театр им. Вахтангова). Вахтангов стремился к поискам новых выразительных средств театрального искусства, созвучного революционной эпохе. Поставил: "Свадьба" Чехова (1920), "Чудо св. Антония" Метерлинка (1921, 2-я ред.), "Эрик XIV" Стриндберга (1921), "Принцесса Турандот" Карло Гоцци (1922). Роли: Теклтон ("Сверчок на печи" по Диккенсу), Фрезер («Потоп», Бергера).
ВЕБЕР Макс(1864-1920) – выдающийся немецкий экономист, социолог, философ, историк и культуролог. Самыми известными и ценными с культурологической точки зрения стали две его работы – «Протестантская этика и дух капитализма (1904) и «Хозяйственная этика мировых религий» (1905). Их главная идея – прямая обусловленность экономической жизни отдельных стран и народов сложившимися в них религиозно-этическими нормами. В. рассматривает религию как социокультурный институт, который совмещает в себе черты культурной системы (т.е. определяет сферу значений символов и ценностей индивида и общества) и вместе с тем функционирует в качестве самостоятельного социального института. По В., религия является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значение и цели. Для понимания судеб культуры отдельных человеческих общностей важна классификация характера господства и власти: «легальный» или рациональный тип (демократия и парламентаризм); традиционный тип (династическая монархия); харизматический тип (диктатура и «вождизм». В. считает, что только уравновешенное и соответствующее месту и времени единство рациональности, традиционализма и харизмы, как типов господства, может обеспечить здоровую и устойчивую жизнь общества.
ВЕЛАСКЕС(Родригес де Сильва Веласкес)Диего(1599 – 1660) - испанский живописец, крупнейший представитель испанского барокко. Придворный живописец Филиппа IV (с 1623). Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628 – 1629), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617 – 1618), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтические сцены труда («Пряхи», 1657).
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780 - 1847) - русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В.Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму (“А.И. Бибиков”,1805 –1808 ; “М.А. Фонвизин”, 1812 ). В конце 1807 г. Венецианов подготовил четыре офорта (“Вельможа” и др.) для предпринятого им издания “Журнала карикатур на 1808 год в лицах” - первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на чиновничью знать; в период Отечественной войны 1812 г. выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. С 1819 г. поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где писал портреты крестьян и сцены из их жизни (“Очищение свеклы”, пастель, до 1822 г., “Гумно”, около 1821 - 1823, “Утро помещицы”, 1823, “Спящий пастушок”, 1823 – 1824 ; “На пашне. Весна”, 1820-е годы, “На жатве. Лето”, 1820-е годы, “Голова старика-крестьянина”, 1825 ). Эти произведения, созданные в результате углубленной работы с натуры, определили становление нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Венецианов в своих картинах создавал отчасти идеализированный поэтический образ крестьянской жизни, неразрывно связанный с красотой русской природы. Работа на открытом воздухе позволила Венецианову передавать эффекты дневного освещения, высветлить всю палитру. Большую роль в демократизации русского искусства сыграла педагогическая деятельность Венецианова.
ВЕРГИЛИЙ Марон Публий (70—19 до н. э.) - древнеримский поэт. Основные произведения: сборник «Буколики» («Пастушеские песни») — идеализированное изображение жизни пастухов на фоне сельской природы; «Георгики» («Поэма о земледелии») — конкретные советы земледельцам чередуются здесь с различными лирическими отступлениями; поэма «Энеида» — мифологически-героический эпос.
ВЕРДИ Джузеппе (1813-1901) - итальянский композитор. Один из крупнейших мастеров оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (1853), «Отелло» (1886), «Реквием» (1874) и др.
ВЕРЕСАЕВ(наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867-1945) - писатель. Родился в семье врача. Окончил в 1888 г. историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. По окончании работал врачом в Туле и Санкт-Петербурге. Со студенческих лет занимался литературной деятельностью. В 1903 г. пишет повесть "Без дороги". Большую популярность принесли ему "Записки врача" (1901). В 1903 г. поселился в Москве, входил в литературную группу "Среда". В повести "К жизни" (1909) формулирует свой поворот к философии Ницше и Бергсона. После поездки в Грецию (1910) занимается древнегреческой литературой и переводами Сапфо и Гесиода. Пишет книгу о Толстом и Достоевском "Живая жизнь". Послереволюционное время провел в
Крыму. В романе "В тупике" (1922) выразил свое неприятие террора того времени. Занимался литературно-исследовательской работой "Пушкин в жизни" (1926—1927) и "Гоголь в жизни" (1933). В романе "Сестры" (1933) реалистически изобразил теневые стороны жизни комсомола. Перевел поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Центральная тема художественной прозы Вересаева — позиция современной ему интеллигенции. Стилистически Вересаев всегда оставался верен традиции критического реализма, ориентирующегося на описание среды, не прибегая ни к каким экспериментам в области формы.
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842 - 1904) - художник, очеркист. Из дворян. Учился в петербургском Морском кадетском корпусе (1853 - 1860). С 1858 г. посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1860 г. поступил в Академию художеств, в 1863 г., выступив против косности академического преподавания, оставил ее (в 1874 г. публично отказался от звания профессора). Художественное образование продолжил в Парижской Академии художеств (1864 - 1866). В поисках впечатлений и сюжетов для своих картин много путешествовал по России, странам Западной Европы, Ближнего Востока, по Индии, Японии, США. Участвовал в военных действиях русской армии в Туркестане (1867 - 1868, 1869 -1870; в 1868 г. награжден Георгиевским крестом), в русско-турецкой войне 1877 -1878 гг. и русско-японской войне 1904 -1905 гг. Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца “Петропавловск”. По направленности своего творчества близок к передвижникам. Верещагин создал тематические серии картин (“Туркестанская”, 1871-1874; “Балканская”, 1877 - 1878 и 1880-е годы), цикл, посвященный Отечественной войне 1812 г. (1887 - 1904), и другие картины.
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) - русский естествоиспытатель и мыслитель, крупный общественный деятель и организатор науки, создатель учения о биосфере и ноосфере (сфере разума). В. — представитель русского космизма — направления в культуре, объединившего в себе не только отечественных ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Свое мировоззрение он охарактеризовал как «философский скепсис», что означало признание ученым не только права на свободный поиск различных философ, идей и направлений, но и на отстаивание своих науч. выводов. В. исходил из того, что ноосфера является последним из многих состояний биосферы и что человек «становится могучей космической силой». Он обратил внимание на то, что человек и все человечество неразрывно связаны с биосферой Земли, с ее энергетической структурой; биосфера - планетарное явление, а само человечество, составляя ничтожную массу вещества, отличается не своей массой, а своим разумом. В одной из своих научных работ В. писал: «Цивилизация «культурного человечества», поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, не может прерваться и уничтожиться». Культурологические идеи В. оказали влияние не только на современные биосферные концепции культуры, но и на развитие современной культурологии. Основные культурологические идеи высказаны В. в работах: «Задачи высшего образования нашего времени» (статья, 1913); «1911г. в истории русской умственной культуры» (статья, 1911); «Начало и вечность жизни» (1922); «Научная мысль как планетарное явление» (1938, опубликовано в 1977) и др.
ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973) - историк, философ, высказавший ряд культурологических идей; выступал как активный участник евразийства. Сын В. И. Вернадского. В своих исторических работах В. выделил историю Евразии как ряд попыток создания единого государства и собственно русскую историю как процесс постепенного освоения рус. народом евразийской территории. Для В., как и др. представителей евразийского движения, было характерно представление о строго упорядоченном и ритмическом развитии культурно-исторического процесса. По мнению В., европеизация для России обернулась серьезным потрясением в ее духовной жизни: в нее проникли европейские формы культуры. В работах В. подчеркивался еще один важный фактор, сыгравший важную роль в формировании русско-евразийской самобытной культуры, - восточное влияние. Татаро-монгольское иго явилось важным фактором для консолидации русского народа. Более того, оно явилось своеобразной преградой для латинизации Руси. Особенность культурологических идей В. заключается в том, что он не придавал самодовлеющего значения природно-географическому фактору в развитии культуры. По его мнению, основным источником прогресса материальной и духовной культуры является внутреннее саморазвитие общества, однако отнюдь не внесоциальные факторы, которые накладывают печать своеобразия на культуру. Основные культурологические идеи В. нашли отражение в его работах: «Начертание русской истории» (1927); «История России» (1929); «Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени» (1934); «Звенья русской культуры» (1938); «Древняя Русь» (1943); «Киевская Русь» (1948); «Монголы и Русь» (1953); «Очерки о начале Руси». В 2-х т. (1959) и др.
ВИКТОРЬЕН Домье Оноре (1808 - 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладел ремеслом литографа, выполнял мелкие литографические работы. Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательное изучение классического искусства. Домье участвовал в Революции 1830г., а с установлением Июльской монархии стал политический карикатуризм и завоевал общественное признание беспощадной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье сознательно и целеустремленно связал свое искусство с демократическим движением. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях. Смело и точно вылепленные скульптуры, эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей послужило основой для серии литографических портретов-шаржей. В 1832г. Домье за карикатуру на Короля (литография «Гаргантюа», 1831г.) был заключен на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835г.) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы», «Супружеские нравы» (1839-1842г.), «Лучшие дни жизни» (1843-1846г.), «Люди юстиции» (1845-1849г.) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной сферы, формирующей личность обывателя. В конце 60-х г. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следовал за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происки церкви. Франко-прусской войне 1870-1871г. посвящен последний шедевр Домье – альбом «Осада», «Потрясенные наследством», 1871г. Огромное наследие Домье, одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.
ВИТРУВИЙ (2-ая пол. I в. до н. э.) - римский архитектор и инженер, автор «Десяти книг об архитектуре», единственного дошедшего до нас полностью античного трактата на эту тему, обобщающего опыт развития архитектуры в Др. Греции и Риме. В сочинении В. содержатся эстетические воззрения на архитектуру, сведения о видах сооружений, об основных архитектурных ордерах и их значении, о строительных материалах, о градостроительстве и значении инженера в градостроительстве. Труд В. стал предметом пристального изучения в эпоху Возрождения, в Италии была создана даже Витрувианская академия.
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна (р. 1926) - певица (сопрано). В 1952-1974 гг. солистка Большого театра. Среди партий: Татьяна («Евгений Онегин»), Виолетта («Травиата»), Чио-Чио-сан, Тоска, Наташа Ростова («Война и мир» С.С. Прокофьева), Софья Ткаченко ("Семен Котко" Прокофьева), Катарина ("Укрощение строптивой" В.Я. Шебалина, первая исполнительница). Впервые на московской сцене исполнила монооперу «Человеческий голос» Ф. Пуленка. Снялась в главной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова». Выступает в концертах. С 1974 г. – за рубежом.
ВЛАДИМИР I(962 – 1015) -великий князь киевский с 980. Покорил вятичей, радимичей, воевал с печенегами. В 988-989 ввел христианство на Руси. Способствовал расцвету древнерусского государства и усилению его международного авторитета. В былинах прозван «Красным Солнышком».
ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1053-1125) - князь смоленский, черниговский, киевский. Сын Всеволода 1 и дочери византийского императора Константина Мономаха- Марии. Боролся против княжеских усобиц. Разгромил половцев вместе с другими князьями в походах 1103,1107, 1111, 1116, 1120 гг. Разработал «устав», ограничивающий произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей и всех, кто прочтет, укреплять единство Руси, добиваться справедливого суда, следовать христианским заповедям.
ВОЙНОВИЧ Владимир Николаевич (р. 1932) — писатель. Отец - журналист, мать - учительница. Детство прошло частично в деревне. Учился столярному мастерству, служил в армии. После окончания вечерней школы поступал в Литературный институт им. Горького в 1956 и 1957 гг., но не был принят. Проучившись полтора года в Московском педагогическом институте, отправился в Казахстан, где не только осваивает целину, но и создает свои первые прозаические произведения. В 1960 г он получил в Москве место на радио. Первый рассказ Войновича "Мы здесь живем" (1961), напечатанный в журнале "Новый мир", выдвинул его в ряды "талантливых молодых прозаиков" (Ю. Тендряков). Рассказ "Кем я мог бы стать"("Хочу быть честным") (1963) и повесть "Два товарища" (1967) были инсценированы и имели большой успех. С 1963 г. Войнович писал роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". После его опубликования на Западе у писателя начались проблемы. В феврале 1974 года он был исключен из членов СП СССР. В 1980 г. Войнович выехал в ФРГ. Благодаря роману о Чонкине и "Иванькиаде" он становится одним из самых значительных русских сатириков современности. Сатира Войновича направлена против армии, милиции, партии, а образ Чонкина, запутавшегося в комических ситуациях, постепенно приобретает черты некоторого трагизма. В продолжении этого романа "Претендент на престол" (1970) уже нет череды приключений главного героя, свойственного плутовскому роману. Это откровенная сатира на жизнь в Советском Союзе. В сборнике "Путем взаимной переписки" (1979) Войнович собрал свою прежнюю прозу и публицистику. Начиная с первых своих произведений, Войнович проявляет себя как писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры, используя краткие диалоги.
ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) – французский писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Сотрудничал в энциклопедии Дидро. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, «первого двигателя». Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога («великого геометра») и природы. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Задача науки – изучение объективной причинности. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление общества на бедных и богатых. Разумное государственное устройство по В. – конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. Главная мишень сатиры В. – христианство и католическая церковь, которую он считал основным врагом прогресса. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Магомета, Будды), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Основные труды В.: «Философские письма», «Опыт о нравах и духе народов».
ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 - 1814) - архитектор. Был крепостным графа А.С. Строганова. С 1777 г. учился в Москве («перспективной и миниатюрной живописи», а также архитектуре, возможно) у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. С 1779 г. жил в Петербурге как “дворцовый” живописец Строганова; получил вольную в 1786 г. С 1781 г. сопровождая графа П.Л. Строганова, совершил несколько путешествии по России, 1786 -1890 гг. жил вместе с ним в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику. Академик “перспективной и миниатюрной живописи" (1797), профессор (1802), старший профессор (1811) петербургской Академии художеств. Ранние работы Воронихина, предпринятые в основном для Строгановых (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793; Строгановская дача на Верной речке в Петербурге, 1795 - 1796 it.) и Голицыных, родственников жены П.А. Строганова (усадебный дом в Городне Калужской губернии, 1798), сочетают присущую зрелому классицизму композиционную ясность с изяществом и утонченностью деталей. Дальнейшее творчество Воронихина получавшего с начала XIX века крупные государственные заказы, ознаменованы поисками большого монументального стиля, разработкой нового тина общественного здания, храма, в простых и строгих формах выражающею идею величия и мощи государства. Эти принципы зарождавшегося русского ампира воплощены в наиболее известном произведении Воронихина - Казанском соборе в Петербурге (1801 - 1811), величественном, триумфальном по характеру сооружении, композиционным центром которого стала мощная полуциркульная колоннада, образовавшая торжественную площадь в ряду ансамблей Невского проспекта. Градостроительная акцентировка существенна и для других работ Воронихина - здания Горного кадетского корпуса (1806 - 1811; позже - Горный институт) с монументальной колоннадой, обращенной к Неве, неосуществленных проектов Исаакиевского собора в Петербурге (1808 - 1810) и храма Христа Спасителя в Москве (1813). Участвовал также и в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске (деревянный “Павильон роз”, интерьеры дворца. 1803 – 1808), проектировал мебель, осветительные приборы, вазы в органичном стилистическом единстве с характером архитектуры и отделки интерьеров.
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) - живописец, график, скульптор. Из семьи юриста. В 1874-1880 учился на юридическом факультете петербургского университета, в 1880-1884 гг. - в петербургской Академии художеств. В 1884-1889 гг. жил в основном в Киеве, где работал над иконами ("Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем") и росписями ("Сошествие Св. Духа" и др.) Кирилловской церкви, эскизами неосуществленных росписей Владимирского собора. В художественной манере Врубеля резкий ломающийся штрих, деформация и совмещение пространственных планов, своеобразная "кристаллизация" формы, эмоциональный светоносный колорит становятся средствами воплощения тревожной и драматичной в своей основе картины мира. В 1889 г. переехал в Москву, где сблизился с С.И. Мамонтовым, стал деятельным участником Мамонтовского кружка: руководил керамической мастерской в Абрамцево ("Мизгирь", "Купава", оба майолика, 1889-1890 ), оформлял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова (оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Сказка о царе Салтане", 1900, и др.), выступал в роли архитектора (проект фасада дома Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891). С 1898 г. - участник выставок "Мира искусства". Обращение Врубеля к "вечным", почерпнутым из культуры античности, средних веков, эпохи Возрождения темам и мотивам, налет многозначительной таинственности ("Пан", 1899) сближают его искусство с символизмом. Одновременноуниверсальность Врубеля как художника, поиски высокого монументального стиля, приверженность к орнаментальным, ритмически усложненным решениям (керамическоепанно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве 1899-1903) придают его произведениям характерные черты стиля "модерн". Однако творчество Врубеля выходит за рамки какого-либо определенного стиля; стремление создать сложную, неоднозначную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов и явлений таится своя особая и напряженная жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы («К ночи», «Сирень», оба 1900 г.) Сквозная тема творчества Врубеля - образ Демона, в котором художник видит героическую личность, отвергнутого пророка, трагически ощущающего свое одиночество ("Демон», 1890 ; к одноименной поэме М.Ю. Лермонтова ), обреченного, но сохраняющего полноту духа ("Демон поверженный», 1902 ). В последние годы жизни Врубеля, омраченные душевной болезнью, его искусство приобретает характер трагической исповеди, мистического визионерства лучшими произведениями этого периода стали замечательные острой
проницательностью характеристик графические портреты («После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель» ).
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - русский психолог. Научная деятельность начал с изучения психологии искусства. В. понимал культуру как «продукт социальной жизни и общественной деятельности человека». Разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Согласно этой теории, источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат ист. развития общества), слитые в развитии психики. В. полагает, что суть культур, поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены «вовне», на преобразование действительности, а вторые — «вовнутрь», сначала на преобразование др. людей, затем — на управление собственным поведением). Культурно-историческая теория В. по сути дела представляет собой отечественную психол. школу. Из нее вышли такие крупные ученые, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др. Сковные работы: «Этюды по истории поведения» (coBUettHO с А. Р. Лурия, 1930); «Психология искусства» (1925, опубл. в 1965); «Мышление и язык» (1934); Избр. психол. исследования. М., 1956; Собр. соч., т. 1—6. М., 1982-1984.
ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938—1980) - выдающийся русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники «Нерв», 1981, «Я, конечно, вернусь...» 1988). В песенном творчестве отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша — «Пугачев» по С. А. Есенину; Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира; Лопахин — «Вишневый сад» А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: «Вертикаль» (1967), «Короткие встречи» (1968), телефильмах «Место встречи изменить нельзя» (1979) и др. Высоцкому присущ мощный «лавинный» темперамент; его подлинно трагический герой — сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах В. с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры». В «серьезных» песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости.
ГАЛЕН Клавдий (около 130 — около 200) - классик античной медицины. Внёс огромный вклад в развитие анатомии и физиологии, в своих физиологических исследованиях активно применял экспериментальный метод. Долгие века до самого конца Средневековья считался непререкаемым медицинским авторитетом.
ГАЛИЛЕЙ Галилео(1564 - 1642) – итальянский физик и астроном. Первым начал систематически применять научный эксперимент в виде математического, и в особенности – геометрического, моделирования явлений природы. Главным достижением Г. в механике было установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. В основе природы лежит строгая механическая причинность абсолютно неизменных атомов, подчиняющихся законам механики. Исходным пунктом познания природы является наблюдение, опыт. Основной труд – «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой».
ГАУТАМА (Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни) - основатель буддизма, согласно традиции живший в 623—544 гг. до н. э. и происходивший из царского племени шакьев. В своих проповедях учил, что жизнь есть страдание, и указал пути избавления от страданий, ведущие к умиротворению, пониманию, Просветлению. Как достигшему Просветления, традиция приписывает Г. такие качества, как способность исцелять, творить чудеса, менять свой облик, влиять на ход событий в мире и т. д.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 559;