Вопрос. Рассмотрим эти теории.
Рассмотрим эти теории.
Теории эволюционизмаисходят из схожести законов природы и общества. Общество для них – организм, который непрерывно растет и идет
а) от простого к сложному,
б) от хаоса к упорядоченности,
в) от расплывчатости к организации
г) от менее совершенного к более совершенному
ПРЕДПОСЫЛКИ взглядов:
1. Фатализм – исторический процесс – это неизбежный, неотвратимый, неуклонный процесс.Люди своими действиями не могут ни остановить, ни изменить его направления. В лучшем случае они могут понять и успешно приспособиться к нему
2.Финализм, т.е. общество идет к определенной цели, достижению своего идеала и всеобщего счастья
3. Униформизм, т.е. общество развивается по единым законам, которые являются всеобщими для всех обществ и имеют универсальный характер. Объектом развития является человеческое общество как глобальная система, а не отдельные избранные общества (племена или государства).
4. Однолинейность и европоцентризм , т.е. все отсталые общества должны пройти путь западной цивилизации.
Существует множество течений социологического эволюционизма, основоположниками которого являются Огюст Конт и Герберт Спенсер. Их версия социологического эволюционизма отличается и хронологически является более ранней от эволюционизма в биологии, основные положения которого сформулировал Чарльз Дарвин (1809–1882).
Эволюционисты вводят в социологию понятиесоциального развития.
Рост социального организма представляется как процесс направленный и прогрессивный, приводящий через ряд этапов к все более совершенному состоянию общества. Сторонники эволюционизма были реформаторами и выступали за постепенный характер изменений в обществе.
В отличие от них, марксисты защищали революционный, скачкообразный, характер социальных изменений.
Марксизм – одна из классических концепций социальных и исторических изменений наряду с теорией эволюции и теории социальных циклов. Карл Маркс (1818-1883) разработал совершенно иной подход к пониманию общества, чем западные социологи. Он был сторонником революционного пути изменения общества, тогда как все другие социологи – реформистского.
История, в концепции Маркса, развивается как естественно-исторический процесс через смену общественно-экономических формаций. В рамках западной цивилизации Маркс выделяет пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая, в его представлении, наступит в будущем.
Каждая общественно-экономическая формация предстает одновременно и как тип общества, и как стадия всемирно-исторического процесса. В основе общества (общественно-экономической формации) согласно материалистическому пониманию истории Маркса лежит способ материального производства в единстве его двух сторон – производительных си л (земля, машины, сырье, здания, капитал), которые служат для производства необходимых материальных благ, и производственных отношений, которые устанавливаются между людьми в процессе производства, создания необходимых благ.
В основе производственных отношений лежат отношения собственности между теми, кто владеет и не владеет средствами производства, то есть теми, кто предоставляет эти средства производства, и теми, кто работает и использует их в своей трудовой деятельности. Стараясь справиться с вызовами природе и лучше обеспечить свои потребности, люди развивают производительные силы (совершают открытия, внедряют изобретения). Однако новые производительные силы требуют изменения производственных отношений (например, машинное производство требует большого количества рабочих рук на заводах и фабриках, а этому противоречит феодальный принцип прикрепления крестьянина к земле; ликвидировав этот принцип, общество освобождает массы людей, которые можно использовать в качестве рабочей силы в промышленности.
Таким образом, развитие производительных сил неизбежно ведет к изменению способа производства, вместе с которым изменяются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества (политический режим, система институтов, законодательные предписания). Противоречия, которые накапливаются в обществе, разрешаются с помощью социальной революции. Субъектами, осуществляющими смену формаций, являются в представлении Маркса, социальные классы, конфликтующие друг с другом. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет и присваивает неоплаченный труд. Эксплуатацию нельзя реформировать – ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое, коммунистическое. Переход к коммунистической формации, «царству свободы», в концепции Маркса, должен осуществить рабочий класс посредством пролетарской революции. В свете современного исторического опыта ( в том числе, и в нашей стране), эта часть теории Маркса – надежда на полное и окончательное освобождение человечества – оказалась наиболее уязвимой и бесконечно далекой от осуществления. Наиболее важными для социолога работами Маркса являются «Манифест Коммунистической партии» (совместно с Ф.Энгельсом), «Капитал», «Классовая борьба во Франции с 1848по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии. Предисловие».
Теории эволюционизма и марксизма, защищающие линейную, европоцентристскую концепцию исторического развития не давали удовлетворительного объяснения специфике развития стран Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1350;