Теории антиэволюционизма или культурно-исторических типов
Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии, является концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения - мирового господства.
Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский(1822-1885), автор известного труда «Россия и Европа».
Ученый отказался от трех аксиом эволюционизма::
а). утверждение о том, что развитие охватывает человечество в целом;
б). представление о том, что социальные изменения носят направленный и прогрессивный характер;
в).представление, что западноевропейское общество может служить примером для подражания и показателем прогресса.
Он утверждал, что предметом развития является не человечество, а «цивилизации» – относительно изолированные культурно-исторические типы, национальные организмы, отличающиеся друг от друга своим «характером» и своим ритмом изменений.
Н. Я. Данилевский подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» – это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности и т. д. Поэтому они не в состоянии выработать свои своеобразные культурно-исторические типы.
Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит «историческим» народам.
Н.Я. Данилевский насчитывает 13 «типов», или «самобытных цивилизаций»:
1. египетский,
2. китайский,
3. ассиро-вавилонский (древнесемитский),
4. новосемитический (аравийский)
5. индийский,
6. иранский,
7. еврейский,
8. греческий,
9. римский,
10. перуанский
11. романо-германский (европейский),
12. американский
13. славянский
«Культурно-исторические типы», по Н. Я. Данилевскому, различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Почти все культурно-исторические типы, считал Данилевский, одноосновны, т. е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: например, в европейском - религиозный, в греческом - культурный, в романо-германском - общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом.
Последний он идеализировал, утверждая, что он гармонично интегрирует все четыре основы, присущие другим цивилизациям:
религиозная деятельность древнееврейской цивилизации,
художественная деятельность греческой цивилизации,
искусство управления и права древнего Рима,
политический и военный опыт германо-романской цивилизации.
Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы. Н. Я. Данилевский считал, что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа. Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.
Славянский тип, таким образом, в перспективе составит четырехосновной культурный тип. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал “славянский”, наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.
- Отрицая существование единых законов эволюции человечества, он, вместе с тем, полагал, что каждая цивилизация проходит закономерный жизненный цикл в виде 4-х периодов:
- 1) этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и особый тип его развития;
- 2) государственный период, носящий переходный период, когда в силу внешнего влияния в основном (агрессии, например) народ строит свое государство как условие независимого самобытного;
- 3) период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества. Это время растраты накопленного запаса, когда культура быстро иссякает и приходит к естественному концу;
- 4) период естественного конца культуры, имеющий две формы:
А) апатия самодовольства – окостенение, одряхление культуры
Б) апатия отчаяния – осознание ошибочности идеала, обнаружение неразрешимых противоречий, отклонение развития от прямого пути.
Антиэволюционистские идеи Данилевского поддержал Освальд Шпенглер(1880-1936). Свои взгляды он изложил в работе «Закат Европы». Автор полагает, что каждая культурная единица проходит закономерные стадии развития: от роста и расцвета, определяемой как стадия «культуры», к упадку и разложению – к стадии «цивилизации».
Теорию цикличности в ХХ в. развивал также Арнольд Тойнби, английский историк, социолог. Каждая цивилизация, на его взгляд, в своем развитии проходит 4 стадии: генезис, рост, надлом, распад и существует замкнуто, и локально.
Генезис: цивилизация возникает из примитивных обществ, как «ответ» на «вызов», вызванный природой, чрезвычайными обстоятельствами. Так, иссушение Нил, Тигра, Евфрата послужили появлению. Египетской, Шумерской цивилизации. В ответ на вызов природы люди строили оросительные каналы, развивать земледелие. На месте пустынь появились благодатные земли.
Рост цивилизации:освоение природного и социального мира, установление законов.
Особая роль принадлежит творческому меньшинству, великим личностям. Другие народы «задержанные» (чукчи, эскимосы, аборигены)
Надлом –нетворческая масса тормозит развитие общества
Распад – обусловлен конфликтом между творческим меньшинством и нетворческим большинством
Таким образом, антиэволюционисты защищают тезис, согласно которомучеловечество через определенные промежутки времени возвращается к исходному состоянию, похожему на то, что было раньше. Тем самым данный подход противостоит теориям эволюционизма, исходящих из идеи прогрессивного, необратимого, непрерывного развития.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1749;