Вопрос. - Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей
- Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей (См. также Брак; Родство).
Социологическая дефиниция семьи указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой
Поскольку супружество и родительство получают социальную санкцию, моральное и правовое узаконение, а вместе с ним общественную и государственную поддержку, семья выступает и как социальный институт.
Следовательно, в любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития.
Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью, как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
во–первых, вступление в брак;
во–вторых, рождение первого ребенка;
в–третьих, окончание деторождения (последний ребенок);
в–четвертых, «пустое гнездо» – выделение из семьи последнего ребенка;
и, в–пятых, прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существуют две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Предметом исследования социологии семьи выступают функции супружеского взаимодействия, родительские – в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействия прародителей и внуков.
Классификация функций семьи.
Сфера семейной деятельности | Типы функций | |
общественные | Индивидуальные | |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Хозяйственно– бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. | Получение хозяйственно–бытовых услуг одними от других. |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Сфера первичного социального контроля | Материальная регламентация проведения членов семьи в разных областях жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения. | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи. |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи. | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза. |
Социально–статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры. | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении. |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. | Получение индивидуальной патологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви. |
Сексуальная | Сексуальный контроль. | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих теорий в рамках общественных наук. Наиболее известными авторами этих концепций являются Л. Морган, Ф. Энгельс, М. Ковалевский, Ф. Ле Пле, Б. Малиновский и П. Сорокин.
Нуклеарная семья, состоящая из трех или лишь трех внутрисемейных позиций (муж–отец, жена–мать, дети–сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух типов:
во–первых, репродуктивная – состоящая из родителей и несовершеннолетних детей;
во–вторых, ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.
Расширенная семья, состоящая более чем из трех вышеназванных позиций (если, в частности добавляется тесть – теща, свекор – свекровь, братья и сестры с их супругами и детьми и др.), имеет свои разновидности:
во–первых, линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия);
во–вторых, стержневая семья возникает, когда вместе с родителями остается кто–то один из всех детей семьи (сельские регионы Европы);
в–третьих, полная расширенная семья формируется, в случае, когда братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).
Расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нуклеарные семьи именуются супружескими, а расширенные – кровнородственными.
В социологии и демографии принято разделение семей по количеству детей на три типа:
1) малодетные семьи (1–2 ребенка);
2) среднедетные (3–4 ребенка);
3) многодетные (с 5 и более детей).
Общей тенденцией во всех развитых странах, в том числе в России, является преобладание малодетных семей.
Изменения в составе и структуре семьи нередко служат основанием для пессимистических выводов об ослаблении семейно–родственных связей. В «нормальных» условиях, по Канту, семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В современных условиях оба партнера существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремиться жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, чем профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи.
В связи с этим, по характеру распределения семейных обязанностей, по тому как решается в семье вопрос о лидерстве, исследователи выделяют в настоящее время три основных типа семьи :
во–первых,традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводиться старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:
а) экономическая зависимость женщины от супруга;
б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж–кормилец, жена–хозяйка);
в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного руководства;
во–вторых, нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Данный тип семьи ученые именуют эксплуататорским, так как наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд;
в–третьих, эгалитарная семья (семья равных).
Для семьи такого типа характерны:
а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);
б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в введении домашнего хозяйства.
Свой подход к решению проблемы типологии современной семьи предлагают Казаринова Н. В., Филатова О. Г. и Хренов А. Е. они полагают, что в современном обществе можно выделить следующие три основных модели семьи [44,110–111]:
Первая их них – детоцентрическая– отмечается направленностью на частную жизнь, ее автономизацией, усилением чувственной стороны брака и интимности. Для нее характерно стремление к удовлетворению от супружества и регулирование репродуктивной функции. Рождение детей, число которых обычно, не превышает одного – двух, как правило планируется обеими супругами. После появления детей родители концентрируют свои силы на их воспитании, считая его главным смыслом существования семьи.
Главной нормой другой модели – супружеской семьи в отличие от детоцентрической является ориентация на взаимоотношения мужа и жены. Дети здесь не являются высшей ценностью.
Третья модель – внебрачная семья – основывается на фактическом браке, т. е. на совместном проживании без юридического оформления супружеских отношений. Одной из ее разновидностей является конкубинат – длительная устойчивая связь мужчины, имеющего семью, еще с одной женщиной, у которой есть от него ребенок.
Указанные модели семьи, по мнению авторов, образуют тип современной семьи, отличающейся от традиционной.
Таким образом, древнейший институт общества, семья прошла длительную и сложную эволюцию, в котором исследователи выделяют несколько этапов, важнейшими из которых являются групповой брак, полигамия, и наконец, моногамная семья. Феномен семьи, особенно современной, сложен и многоаспектен, о чем свидетельствуют различные подходы к ее типологизации. Ведущей парадигмой современной семьи, является не только трансформация традиционных ролей женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменением роли мужчины.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 6838;