Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителей порядка ожидало общественное одобрение или наказание (санкции).
Родоначальник институционализма Т. Веблен иего последователь
У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
Термин «институт» со временем приобрел два значения:
Узкое – название научных и учебных заведений.
Широкое – социальное – совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования, институт президентства. Так понимают термины "институция" (установление, обычай, порядок, принятый в обществе), "институт" (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы.
Отсюда и слово"институционализация", обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.
Институт – это естественно-историческое явление, который пришел на смену инстинктам человека, которые позволяли человеку выживать в постоянно меняющемся окружении. Именно институты выполняют в обществе роль инстинктов, они помогают выживать не одному человеку, а всему обществу. Их главное предназначение – удовлетворять человеческие потребности.
Фундаментальных потребностей социологи выделяют пять, как и основныхсоциальных институтов:
- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака),
- потребности в безопасности и социальном порядке (политическиеинституты: государство, парламент, армия, полиция, партия и др.);
- потребности в добывании средств существования (экономические институты: собственность, зарплата, разделение труда, производство);
- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру),
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт РЕЛИГИИ).
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах
торстейн веблен. Хотя его книга "Теория праздного класса" появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор.
Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения (инцеста). Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.
Таким образом, если исчезает потребность, институт исчезает вместе с ней. Так, ПОЛИГИНИЯ, когда мужчина имел несколько жен, была характерна для военных времен и гибло много мужчин. ПОЛИАНДРИЯ была характерна для племени тодосов, в котором убивали девочек и одна женщина заключала брак, например, со всеми братьями. Сегодня в Европе не существует традиционной семьи, которая уступила место эгалитарной форме.
Многоженство сохраняется в некоторых исламских государствах.
Структуру социального института можно рассмотреть на примере института ЮСТИЦИИ,который включает:
а) Учреждения: прокуратура; суды, СИЗО, места заключения, нотар.конторы;
б) Совокупность лиц, профессионалов: судьи, адвокаты, прокуроры,
в) Материальные средства: здания, оборудование, финансы.
Каждому институту свойственны общие ценности и нормы,например, для армейских институтов – присяга, для медицинских – клятва Гиппократа, корпоративные договоры и др.
функциЯсоциального института – совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Слово "функционирование" означает – приносить обществу пользу. У социальных институтов есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).
Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции – это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).
Когда соц. институт перестает выполнять общественные потребности:
– нехватка квалифицированных кадров;
– экономический кризис, дефицит, инфляция;
– делегитимность власти;
– демографический кризис;
– падение престижа самого института;
– персонализация деятельности института, его бюрократизация.
Дисфункция наступает, когда институтом потеряно его существенное качество: деперсонализация,т.е. независимость от личностей, которые возглавляют институт.
Бездеятельность соц. института может привести к тому, что заменить его может стихийная деятельность: в эпоху дефицита действует черный рынок, кризис правосудия приводит к тому, что люди обращаются к криминальным структурам за помощью.
Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 2452;