О кризисе тестологических теорий интеллекта,
Основной задачей тестологии как науки является определение неких процедур, позволяющих адекватно оценивать индивидуальные умственные (интеллектуальные) способности человека. Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в умственных способностях людей поставил Ф. Гальтон в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развитие» (1883), который полагал, что интеллектуальные возможности закономерно обусловлены особенностями биологической природы человека и не отличаются от его физических и физиологических характеристик [26]. Сама тестология возникла в ходе решения задачи, сформулированной во Франции комиссией министра просвещения (1905) для разработки объективных критериев для выявления умственно отсталых детей, с тем, чтобы обучать их в специальных школах. В 1911 г. А. Бине и Т. Симон для решения этой задачи предложили серию из 30 заданий (тестов) для измерения уровня умственного развития ребенка по его «коэффициенту интеллекта», которые сейчас известны как тесты IQ (intelligence qutient).
Довольно быстро тестология нашла широкое применение в педагогике и в 20-х гг. ХХ в. это направление в русле педологии активно поддерживалось наркомом просвещения А.В. Луначарским. Видный отечественный педагог и психолог П.П. Блонский (1928) по этому поводу, в частности, писал [27], что «тесты – это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела». Однако, в целом, концепция педологии не дала положительных результатов в советский период (20-30 гг.) и была признана несостоятельной Постановлением ЦК ВКП(б) 1936 г. На смену пришел системно-деятельностный подход, разработанный в отечественной психолого-педагогической науке в рамках марксовой категории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. [10]), результатом которого явился запуск первого искусственного спутника в СССР в 1957 г. Кстати, в том же году образовательные программы в США подверглись основательному пересмотру и концепция дидактического утилитаризма была развенчана.
В целом, анализируя традиционные тестологические теории на протяжении их вековой истории, автор [26] вынуждена констатировать кризис в этом направлении, поскольку вопрос о природе интеллекта в рамках тестологии остается открытым. Причина этого обусловлена противоречиями при реализации тестовой диагностики интеллектуальных способностей, среди которых выделим следующие:
1. Низкая надежность интеллектуальных тестов в плане предсказания интеллектуальных достижений человека в реальных жизненных условиях;
2. Интеллектуальные тесты довольно чувствительны к особенностям социализации испытуемых;
3. Оказалась несостоятельной ориентация на измерение конечного результата интеллектуальной деятельности в виде показателей правильности выполнения тех или иных тестовых заданий в соответствии с требованиями определенных социальных эталонов;
4. Один из главных постулатов тестологии о том, что скорость интеллектуальных процессов имеет решающее значение при оценке интеллектуального потенциала испытуемого, как выяснилось, выполняется строго только в условиях надлежащего лимита времени;
5. Установлено, что в оценках IQ представлены такие психологические свойства человека, которые, оказывая влияние на величину IQ, не имеют прямого отношения к интеллектуальной компетентности.
Указанные факторы, как минимум, говорят о том, что возможности тестологической теории интеллекта очень ограничены. Поэтому возникли объяснительные концепции в виде экспериментально-психологических теорий интеллекта, представленные в табл.1, которые позволили объяснить ряд характерных особенностей человеческого интеллекта. В частности, по мнению Р. Глезера [26;28], главное различие между людьми с различным уровнем интеллектуальных способностей связано с тем, что они обладают в разной организованной системой знаний – как декларативных (знаний о том, что), так и процедурных (знаний о том, как). Именно особенности индивидуальной базы знаний предопределяют и эффективность отдельных когнитивных (познавательных) процессов (запоминания, решения задач), и уровень интеллектуальных достижений в профессиональной деятельности. Как выяснилось, базы знаний – это реально существующие нейронные структуры мозга, представляющие семантические сети (п.2.2), посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила (процедуры), посредством которых субъект использует имеющиеся у него сведения. Показателями уровня организации базы знаний являются их легкодоступность и пригодность к применению, причем речь идет, как правило, именно о знаниях в определенной предметной области. В этой связи, концепция проф. М.А. Холодной (п.3.2), рассматривающая интеллект как форму организации индивидуального ментального опыта, выступает широким обобщением объяснительных концепций на основе экспериментально-психологических теорий интеллекта.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 892;