Тертуллиан пишет, что Демокрит ослепил самого себя, так как не мог видеть женщин без страстного вожделения и страдал, если не добивался обладания ими.
Когда Демокрит был уже дряхлым, четыре дня не принимал пищи и ждал конца, его сестра попросила, чтобы он не умирал во время праздника богини Фесмофории и не навлек несчастья. Он ее ободрил и велел приносить ему каждый день теплый хлеб, и, поднося его к ноздрям, продержался положенные три дня, после чего безболезненно расстался с жизнью.
О нем сочинили такие стихи:
Кто настолько был мудр, что дело исполнил такое ,
Как исхитрился свершить знающий все Демокрит?
Смерть, что явилась за ним, принимал он три дня в своем доме,
Гостью питая свою паром горячих хлебов.[30]
Онтология Демокрита. В качестве первоначала всего сущего он ввел два новых понятия: атомы и пустота, считая, что все остальное существует лишь во мнении. Это позволило разрешить проблему противоречия между единым и многим, поставленную элеатами. С одной стороны, атом неделим и неуничтожим (как бытие Парменида), с другой – атомов бесконечное множество и пустота является условием существования этой множественности. Мир и все существующее в нем, включая душу человека, есть соединение различных по форме, величине и положению атомов. Позже Эпикур добавит вес, как одну из характеристик атома. Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством их столкновения и сотрясения, в результате которого образуются вихри. Первичного толчка никогда не было, поскольку движение – способ существования атомов. Демокрит убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих.
Другая особенность философии атомистов – объяснение мира с позиций детерминизма, принципа причинности, отсутствие понятия цели. По Демокриту, все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости, т.е., все имеет свою необходимую причину. Демокрит отрицал существование случайности, которая трактовалась им как результат незнания.
В гносеологии Демокрит выдвинул теорию истечения для объяснения восприятий внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают их образы, копии, попадают в глаз и создают представление о предмете. Но чувственное познание он называет «темным», подлинной формой познания является познание с помощью рассуждений. Душа человека материальна, состоит из атомов, которые после смерти рассеиваются, поэтому бессмертия нет.
В старину думали, что колдуньи снимают с неба луну и солнце. Поэтому до времени Демокрита многие называли затмения «снятиями» (луны или солнца). Демокрит был атеистом, религиозность людей объяснял влиянием явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений.
Он был сторонником демократии, и писал: «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия, граждан при царях, насколько свобода лучше рабства».[31]
Известны его изречения:
Врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей.
Следует быть хорошим человеком или подражать хорошему.
Тяжело находиться в повиновении у худшего.
Доступный подкупу никогда не может быть справедливым.
Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.
Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи.
Многие многознайки не имеют ума.
Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ума.
Любящие порицать других не способны к дружбе.
Женщина не должна заниматься болтовней, ибо это ужасно.
Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.
Счастье и несчастье – в душе.
Слово – тень дела.
Ласка любви уничтожает любовную ссору.[32]
Софисты. Во второй половине V века до н.э. великим досократикам было противопоставлено скептическое движение софистов во главе с Протагором. Парадоксальность исторического значения этого направления заключается в том, что они одновременно заслужили и достойное место в истории философии, так как вывели античную мысль на проблему человека, тем самым, начав классическую греческую философию, и критику за то, что пренебрегали истиной в споре.
Сначала слово «софист» не имело отрицательного значения, им называли «мудреца», посвятившего жизнь умственной деятельности. Затем софистами стали называть платных преподавателей, которые учили молодых людей политическому красноречию и адвокатской практике. Платон протестовал против практики софистов брать плату за обучение, поскольку сам был обеспеченным человеком. Со временем софисты стали меньше интересоваться истиной, больше – успехом в споре, доводя до крайности принцип относительности наших знаний. Термин «софистика» стал приобретать отрицательный смысл, значение ругательства, обозначая «рассуждение, сознательно вводящее в заблуждение», а софистом стали называть мыслителя умеющего доказать то, что угодно ему, независимо от истинности доказываемого; «платного учителя красноречия» «ложного мудреца».
Протагор из Абдер (ок. 500-410 гг. до н.э.) – один из родоначальников софистики, он был слушателем Демокрита, и имел прозвище Мудрость. Он дважды посетил Афины.
Протагор первый сказал, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом. Знаменитое положение Протагора гласит: «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих, и несуществованию несуществующих». Это означает, что, поскольку все люди разные, объективной истины нет. Но только объективная истина может быть критерием правоты одного и неправоты другого. Он считал, что если что-то хорошо человеку, то не значит, что оно – истина, и, наоборот, если что-то плохо человеку, совсем не обязательно оно ложно. Речь идет об относительности и субъективности всего существующего, в том числе истины и знания.
Свое сочинение «О богах» он начал так: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка». За это афиняне изгнали его из города, а книги его сожгли на площади, через глашатая отобрав их у всех, кто имел. При переезде в Сицилию Протагор, как сообщают, утонул.
Теория познания Протагора содержит психологическое объяснение человеческих восприятий и представлений. Он считал, что, подобно всем мировым явлениям, восприятие основано на движении. Движутся не только воспринимаемые предметы, но и воспринимающий орган. Каждый человек знает вещи субъективно – такими, какими они представляются ему, и только ему, в момент восприятия. А так как помимо восприятия не может быть представлений и знаний, то для человеческого познания всеобщих истин вообще не существует. Софистика завершилась отрицанием объективной истины. Таков смысл релятивизма Протагора.
Известен случай. Протагор потребовал платы со своего ученика Еватла, который должен был заплатить ему за учебу в том случае, если выиграет свой первый процесс. Еватл ответил: «Но я ведь еще не выиграл дело в суде!» Протагор сказал: «Если мы подадим в суд, и дело выиграю я, ты заплатишь по решению суда, потому что выиграл я; если выиграешь ты, то заплатишь, по условиям нашего договора, потому что выиграл ты». На что Еватл возразил: «Если дело выиграешь ты, то я не буду платить по условиям нашего договора, потому что проиграю, а если дело выиграю я, то не буду платить по решению суда».
Софист, и учитель риторикииз Леонтины – Горгий (ок. 483-375 до н.э.) написал трактат «О том, чего нет, или О природе», в котором рассматривал три тезиса:
1) ничего нет;
2) если что-то и есть, то оно непознаваемо;
3) если оно и познаваемо, то оно все равно невыразимо в слове и не может быть передано другому.
Он приходит к нигилистическому положению, что все суждения в равной степени ложны, потому что сущее не совпадает ни с мыслью, ни со словом, поэтому его невозможно ни познать, ни выразить, ни объяснить. Следовательно, объективной истины не существует, а есть лишь разнообразные мнения. А человек – мера не только вещей, но и мнений. Можно убеждать всех во всем, и нет для человека более высокого искусства, чем искусство убеждать, а слово – главное средство убеждения.
Отсюда интерес софистики к языку, риторике. Софисты больше заняты логикой спора и обоснования, чем содержанием учений. Отрицание объективной истины, абсолютных моральных ценностей поставило софистику на грань, где философия перестает существовать. Собственно философской остается только форма – содержание исчезает. Ранняя греческая философия оказалась в кризисе. На вопрос о том, может ли философия познавать истину, полезна ли она сама по себе, будет отвечать классическая греческая философия.
Заслуга софистов и вместе с ними Сократа в том, что они отставляют онтологию и космологию на задний план и концентрируют внимание на человеке, его этических и политических качествах. Так возникает новый ряд предельных вопросов:
- Что такое человек и в чем его благо?
- Какова природа добра и зла? Может ли человек стать добрым или злым по своей воле?
- Какое государственное устройство наилучшее?
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1269;