Развитие жанров в русской литературе 30-х годов
Развитие жанров в русской литературе 30-х годов
Александр Александрович Бестужев-Марлинский
Владимир Федорович Одоевский
Николай Филиппович Павлов
Каких же авторов читают в 30-е годы?
Это прозаики-романтики.
Развитие жанров в русской литературе 30-х годов
Что касается жанровых форм, то на первый план в литературе 30-х годов выдвигается повесть, и это совершенно явное жанровое предпочтение вызывает бурные обсуждения, дискуссию. Например, Степан Петрович Шевырёв в своей знаменитейшей статье «Словесность и торговля» вжурнале «Московский наблюдатель» пишет, что предпочтение повести – результат коммерциализации литературы, потому что повести отчасти проще писать (чем, например, роман), в массовом сознании повесть более проста для восприятия. Шевырев говорит, что можно больше написать повестей и лучше заработать, т.е. выдвигает чисто материальный интерес у писателей.
I. Нужно отдать должное Белинскому, который четко понимает, что не только, даже не столько и главным образом дело не в коммерческой стороне, а потребности времени. Время требует отражения тех или иных жизненных явлений именно в форме повести. Он выдвигает в своей знаменитой статье «О русской повести и повестях господина Гоголя» идею о том, что повесть – это господствующая форма времени, формаэстетического мышления эпохи. В связи с этим пишет о том, как великий прозаик Гоголь реализует эту форму времени в своем сборнике «Миргород».
В статье Белинского идет характеристика практически всех авторов, которые писали повести, за исключением одного – Пушкина. Там есть милая сносочка, что Пушкин закончил свой художественный путь. В 1836 году жизненный путь Пушкина продолжался, но Белинский считал, что Пушкин умер. Так посчитал Белинский в 35-м году. (Но Белинский уже в конце 30-х годов, уже после действительной смерти Пушкина, будет считать совсем по-другому). Белинский выдвигает здесь идею, что Пушкин и «Повести Белкина» это вообще ничто. Они не ценны. Ценен Гоголь. Идет ставка на него. Гоголь – первый писатель в 1835 году. Пушкину между тем еще предстоит написать «Капитанскую дочку», замечательную лирику конца 30-х годов и многое другое. Но Белинский очень жёсток. Это и есть тот напор, который и помогает завладеть общественным мнением. Своим безапелляционным напором Белинский показывает, что Пушкина уже нет на художественной арене, а есть Гоголь. Но до Гоголя Белинский анализирует другие повести. Об этих повестях 30-х годов пойдет речь.
II. Еще 1 важная черта прозы 30-х годов – это циклизация, выдвижение цикла повестей. Это свидетельствует о том, что и у писателей, и у читательской аудитории есть потребность увидеть более широкую панораму жизни общества, чем может представить 1 повесть с ее ограниченностью по материалу. И циклизация создает некую мозаику повестей, которая должна представить полную картину жизни человека. Циклическими строит свои повести и Пушкин, и тем более Гоголь (сначала «Вечера на хуторе близ Диканьки», потом «Миргород»). И все это связано с некими подходами к созданию русского романа. На этот вызов времени ответит М.Ю. Лермонтов, который в 1840 году создает роман «ГНВ» из цикла повестей. Это тот самый случай, когда идет движение от повести к циклу и, наконец, к роману. Роман - это уже достаточно большая эпическая форма, позволяющая широко показать жизнь общества и человека на разных этапах его жизни. Так формируется жанровая палитра, жанровое разнообразие в творчестве писателей 30-х годов. (!!! 30-е годы мы трактуем широко – до 1841/42 годов).
Еще момент по поводу общей характеристики 30-х годов.
III. Какие по типу повести писались? Повести бывают разными по своим жанровым характеристикам. Жанровая градация внутри повестей идет по материалу, который ставится во главу угла.
- Нравоописательные повести.(Тв-во А.А.Бестужева-Марлинского)
Описывает нравы эпохи, акцент делается не на философских идеях, а на описании нравов и быта общества. Нравоописательные повести в свою очередь делились на несколько типов.
· Светские[1] повести описывают светские нравы, причем могут содержать как критику этих нравов, так и одобрение.
· Повести, посвященные нравам жизни на Кавказе.
Действующими лицами могли быть как собственно кавказцы, представители кавказского мира[2], так и люди, отдыхающие на кавказских водах. (Например, в основе «Княжны Мери» в «ГНВ» лежит типичная кавказская повесть).
- Фантастическая повесть (философская проза 30-х годов, см. в след. пункте)
(Тв-во В.Ф. Одоевского )
IV. Романтическая проза тогда стала массовой как по читательскому вниманию, так и по писательскому обращению к этому роду и жанру литературы (т.е. эпос и повесть). Массовая литература обычно связана и с неким кризисом. Совершенно явственными становятся черты творческого кризиса, т.к. все больше ощущается стереотипизация произведений. Т.е. есть одна модель, чуть-чуть меняются какие-то характеристики, но, по сути, происходит повторение уже известного. Это черта литературного спада, что связано с массовизацией жанра. Напыщенность языка, обилие эпитетов, метафор, буквально их нанизывание, делают их нудными, что муторно читать L. Для них характерно изобилие метафорического ряда.
V. В то же время развивается и очень серьезная проза в рамках романтического движения, что связано с романтическим характером эпохи. Романтическая литература связана с очень глубокой философской основой. Стремление к мыслительному универсализму очень ярко заявляет о себе в т.н. философской прозе 30-х гг. Это тоже жанр повести, но фантастической. И за этим фантастическим иногда лежат глубокие философские рассуждения. И герои этих повестей – иногда самобытные, иногда нет – философы. Люди, которые философски относятся к жизни, интеллектуалы.
Прежде всего, должны иметь в виду творчество В.Ф. Одоевского. Если примером наиболее успешного, востребованного писателя в жанре нравоописательной прозы был Бестужев-Марлинский, известный нам по критическому опыту и по агитационным песням, которые он писал с Рылеевым, будучи 1 из немногих декабристов, сумевших сохранить свое творческое «я»[3]. Марлинский стал 1 из самых популярных прозаиков 30-х годов, даже популярнее Пушкина.
Что касается философской прозы, фантастической повести, то здесь выдвигается фигура В.Ф. Одоевского, и Белинский опять не сумел оценить фантастическую повесть, и не только Одоевского, но даже Гоголя. И из всех арабесок, а в них появился три из будущих т.н. петербургских повестей, он очень низко, очень негативно оценил «Портрет» гоголевский, который станет явлением мировой литературы и будет востребованным в театре. Когда в нашей советской литературе было принято говорить, что нет критика прозорливее Белинского, это не совсем так. Он, как и все, ошибался, хотя и меньше других. В данном случае Белинский, как и в оценке пушкинских повестей, ошибся и в оценке фантастических повестей как Одоевского, так и Гоголя.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 3711;