НИКОЛАЙ ФИЛИППОВИЧ ПАВЛОВ
Мы встречаемся с демократизацией литературного корпуса. Мы говорили, что идет процесс демократизации, на первые роли выдвигаются представители недворянских сословий. В.Ф. Одоевский был Рюриковичем, князем, принадлежавших к одной из самых знаменитых российских фамилий. А Н.Ф. Павлов, напротив, по происхождению принадлежал к самому низкому сословию – крепостному крестьянству. Другое дело, что ему повезло, и он получил вольную, сумел получить образование. П. акцентирует наше внимание на том, что по происхождению это представитель демократических слоев. Но по своим взглядам он совсем не был воинственным демократом, как Белинский.
Н.Ф. Павлов потрясающим образом дебютировал. Это тот случай, когда человек просыпается знаменитым, когда буквально 1 ночь меняет его статус. В 1735 году вышел сборник Павлова из трех повестей. («Три повести»). Повесть «Именины»посвящена судьбе крепостного интеллигента, музыканта, который по происхождению был крепостным крестьянином. Повесть во многом автобиографична. Она интересна взглядом изнутри на проблемы крепостной интеллигенции, потому что через все эти испытания, унижения автор прошел сам. Это очень социально окрашенное повествование. Акцент делается не на внутренних проблемах светского общества, а на проблеме взаимоотношения светского общества и человека с возвышенной душой,который, сам того не желая, попадает в светское общество, но не является его частью. Это проблема взаимоотношений с чужыми в своей среде, и в отношении чужого в новой для него себе.
Очень любопытна издательская форма, культура книгоиздания, на которую не обращает внимания в своей статье «О русской повести и повестях господина Гоголя» В.Г. Белинский. Очень важно, как была оформлена книга. Это тоже определенная подготовка читателя. Сборник из трех повестей – книга с ироническим эпиграфом «Domestica facta», т.е. домашние дела, с виньеткой, которая изображала руку, поражающую чудовище. Явное негативное критическое начало по отношению к некому чудовищу, в котором Николай I, очень негативно воспринявший книгу, вполне прозорливо усмотрел свой режим, а в руке – эту книгу, которая рисует неприглядность домашней жизни Российской империи. Книга была запрещена, но не была изъята. Поэтому большое количество читатели сумело с ней познакомиться, книга также обсуждалась в критике, что тоже придавало ей интерес в обществе.
Повесть романтическая. Притом что в повести явно социальная тематика, она по манере письма достаточно романтична. И хотя много внимания уделяется бытописанию, которое обычно относится к приемам реалистического искусства, здесь это бытописание оформлено в романтических тонах, и избыточность метафоричности в описаниях и т.д. присутствует.
Интересна рамочная композиция, т.е. повесть в повести. Рамочная композиция –
конечно, прием увлечения читателей. Он очень эффективен, т.к. есть интрига внутри самой формы. Возникает полифоничность разных взглядов, когда разные люди воспринимают ситуацию. Рамочная композиция была реализована и в «Выстреле» Пушкина.
Через повесть, через отдельные мозаичные картинки возникает роман. Роман не только составленный из отдельных повестей, а роман исторический как некое развитие традиции, которую в европейской традиции начинает Вальтер Скотт.
В следующий раз – ЛажЕчников и поэзия 30-х годов (кроме Лермонтова).
Лекция IV
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 770;