Особенности развития живописи сентиментализма во Франции XVIII в.
Художниками предреволюционной эпохи во Франции, в чьем творчестве идеи философов Просвещения проявились в наиболее чистой и совершенной форме, стали Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грёз. Им обоим удалось визуализировать в своих произведениях те сдвиги, которые произошли не только во французском искусстве, но и в мировоззрении людей того времени, передали во всей его сложности психологический климат эпохи.
Картина «Молитва перед обедом» (1746-1761) Жан-Батиста Симеона Шардена в качестве произведения жанровой живописи типична для творчества художника и посвящена теме женского домашнего труда и воспитания детей.
Тематика произведения не случайна. Вопрос о роли женщины в обществе, особенно в качестве воспитательницы молодого поколения, был насущен в среде «третьего сословия». Он нашел свое отражение во французской литературе, философии и публицистике. Можно с уверенностью сказать, что Шарден стал первым художником, посвятившим свое творчество этим актуально-социальным темам.
С одной стороны, произведение характерно для живописи века. В нем много изящества. Мастер красиво подает детали, отмечает грацию предметов
________ Лекция 103. Французская живопись XVIII в. сентиментализма и классицизма_____________
и изысканность жестов. Недаром подобные работы Шардена нравились даже коронованным особам. С другой стороны, насыщенный колорит, выразительная фактура и стройная композиция выделяют эту картину среди многих других творений рокайльного стиля. Данное произведение соотносимо скорее с зарождающимся во Франции «сентиментализмом», нежели с рококо. В нем присутствуют мелодраматические элементы морализирующего толка, призванные совершенствовать человеческие чувства и эмоции.
Изображена мать и две ее дочери, собравшиеся вокруг обеденного стола для семейной трапезы. Обстановка комнаты указывает на принадлежность персонажей картины к так называемому «третьему сословию». Наличие в сцене барабана, висящего на спинке стула, и лежащей на полу барабанной палочки указывает на озорной характер обеих девочек. Художник дает возможность зрителю предположить, что до изображенного на картине момента дети активно бегали, смеялись и громко стучали в барабан, отчего щеки их раскраснелись. Однако, будучи хорошо воспитанными, услышав призыв матери к обеду, обе девочки бросили все свои игры и, присев на стулья, затихли, послушно и трогательно сложив в молитве ручки на груди.
Картина «Паралитик» (1763) Жан-Батиста Грёза породила целую эпоху во французской живописи XVIII столетия. С одной стороны, она стала образцовым произведением «сентиментализма», воплощением новой
буржуазной морали. С другой - она наглядно засвидетельствовала собой некое компромиссное решение, сделавшее ее весьма приемлемой для сторонников тех самых тенденций в аристократической французской культуре, с которыми боролись энциклопедисты.
Произведению «Паралитик» посвятил много добрых слов Дени Дидро. Анализируя выставочный Салон 1763 г., он записал: «...Не должны ли мы теперь возрадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и, тем самым, исправляя нас и призывая к добродетели? Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки! Как жаль, что тебя не было в Салоне рядом с той девушкой, которая, рассматривая голову твоего «Паралитика», вскричала с очаровательной живостью: «Ах, боже мой, как он меня трогает! Но если я и дальше буду на него глядеть, то не удержусь от слез...». И как жаль, что эта девушка не моя дочь!... Главный персонаж, находящийся в центре сцены и привлекающий внимание, - это старик паралитик, который сидит в кресле, подложив под голову подушку и устроив на табуретке закутанные одеялом ноги. Его окружают дети и внуки, которые хоть в чем-то желают ему помочь... Одна из дочерей приподнимает голову отца вместе с подушкой. Рядом, стоя перед стариком, зять подает ему еду... С другой стороны мальчик подает дедушке пить. И нужно видеть, как больно мальчику за старика: страдание выражается не только на его лице, оно чувствуется и во всей фигуре... Другой мальчик, постарше, поправляет одеяло у ног паралитика. Между стариком и его зятем протиснулся малыш и
________ Лекция 103. Французская живопись XVIII в. сентиментализма и классицизма_____________
предлагает больному щегленка. Как он держит птицу! Каким движением вручает ее! Он верит, что такой подарок исцелит дедушку! Справа, поодаль от старика, изображена его замужняя дочь. Она сидит на табурете, подперев голову рукой. На коленях у нее раскрыто Священное писание. Только что она читала его старому отцу... Все соотнесено с главным персонажем картины — и то, что другие делают в настоящую минуту, и то, чем они занимались минутой раньше... Каждый человек на картине выражает именно ту меру заинтересованности, которая соответствует его возрасту и характеру... Эта картина хороша, она прекрасна, и жалок тот, кто может разглядывать ее без тени волнения!... Повторяю: картина хороша, подобных я еще не видел. Поэтому-то она и привлекает к себе целые толпы зрителей; пробиться к ней просто невозможно. Рассматриваешь ее с восторгом и, когда видишь снова, понимаешь, что для восторга были резоны...»8.
Вообще понятие «сентиментализм» возникло в английском языке от слова «чувство» (sentiment). Представители европейского Просвещения ценили человеческий разум, поэтому создали направление «сентиментализм» - чувство или, точнее, «чувствительность» (англ, sensibility) - слово однокоренное со словом «сентиментализм», только пришедшее не из французского языка, а непосредственно образованное от латинского слова «sensus», которое обозначает как чувство, так и разум.
Если исходить из того, что Просвещение - время господства разума (The Age of Reason), то славящий человеческие чувства концептуальный «сентиментализм», безусловно, противоположен просветительской эпохе. Если же взять другое английское слово для обозначения разума — «sense» и сопоставить его со словом «чувствительность» (sensibility), то язык даст иную подсказку - о тесной связи между ними. Важно понять, что эпоха Просвещения не завершилась с приходом сентиментализма, но сместился ее акцент. Для «Просвещения» главным был разум, для сентиментализма основным стало человеческое чувствительное сердце. Сентиментализм своими принципами не отверг, а обогатил просветительское представление об универсальном порядке вещей, подчиненном только законам единого разума, личности человека и удержал в фокусе своего интереса процесс его «чувствительного» самосовершенствования. Сентиментальный человек есть человек глубоко сердечный и доверчивый, который чувствует в себе избыток и доброты, и сострадания, а потому готов первым посмеяться над собой. Чувствительный человек способен удовлетвориться малыми радостями: любимая семья, привычный ход жизни, в конце которой — сельское кладбище. Собеседником для чувствительной человеческой души в сентиментализме выступает природа, причем природа всегда одухотворенная и, вместе с тем, умиротворенная и идиллическая. С ней чаще всего сентиментализм ассоциирует патриархальный круг деревенской жизни.
Интереснейшим мастером предреволюционного периода во Франции был Жан Оноре Фрагонар, творчество которого нельзя безоговорочно
8 Дидро Д. Салоны: В 2т. -М., 1 989.-Т. 1 .- С. 83-85
________ Лекция 103. Французская живопись XVIII в. сентиментализма и классицизма_____________
отнести ни к одному из четко выраженных художественных направлений второй половины XVIII в. Фрагонар был тесно связан с каждым из них, но ни к одному не принадлежал безраздельно.
Известно, что в искусстве прошлого его привлекали разные явления. Он штудировал Рембрандта и Тьеполо, учился рококо у Буше, любил Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, боготворил Ватто. Наиболее поздний период деятельности Фрагонара прошел одновременно под знаменем формирующегося классицизма и влиянием голландских бытописателей XVII в. При всем этом Фрагонар, по существу, всегда оставался одним из самых характерных французских художников сентиментализма, неподражаемым и остро индивидуальным.
Картина Жана Оноре Фрагонара «Дети фермера» (1768) является в какой-то мере образцовой для «сентименталистского» аспекта творчества художника. Как и во многих других своих работах Фрагонар здесь показывает возможность присутствия чудесно сакральных явлений в обыденно профанной жизни человека.
Изображена погруженная в темноту жалкая лачуга бедняка с уснувшим от дневных трудов фермером и бодрствующими детьми, которые в момент своей ночной игры внезапно вдруг были освещены неизвестно откуда исходящим светом, тихо и незаметно просочившимся в их мир, словно капля воды сквозь пробку наполненной доверху бочки. Все персонажи картины, как трое малышей, так и две собаки, обращены взглядами к источнику, излучающему чудесное свечение. Один мальчик протягивает руку и даже пробует потрогать нечто принципиально невидимое внешнему зрительскому взору. При этом явление сакрального света не пугает детей и животных. Оно не заставляет ребятишек плакать, а собак - рычать или лаять. Напротив, Бог, пролив светлую каплю своей истины на младенческие души, делает детей спокойными, внимательными и не по годам серьезными.
Визуализируя идею присутствия божественной сущности в человеческом мире, Фрагонар, создавая картину, обратился за помощью к произведениям Рембрандта, который в свое время решал схожие художественные проблемы. Однако мастер не столько копирует творения своего мудрого предшественника, сколько интерпретирует его живописную манеру и технику. Его увлекают преимущественно световые решения великого голландского художника и связанные с ними колористические приемы. В целом картина «Дети фермера» соотносима скорее не с французским «рембрандтизмом», а со стилем «рококо» в оригинальной «сентименталистской» по характеру трактовке Фрагонара.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 3285;