Специфика рокайльной живописи Франсуа Буше
Следующий важнейший этап французской живописи XVIII в. -расцвет рококо - приходится примерно на середину столетия.
Блестящим художником этого периода, любимцем знатоков и коллекционеров, «первым живописцем короля» и безоговорочным лидером французской школы этого времени был гениальный Франсуа Буше, творчество которого воплотило практически все характерные черты рокайльной стилистики. Однако живопись Буше есть визуализация иного, нежели у Ватто, аспекта стиля «рококо». (Произведения «Луиза о'Мерфи» (1744) и «Туалет Венеры» (1751)
Панно Франсуа Буше «Туалет Венеры» (1743) носит ярко выраженный декоративный характер и напрочь лишено того тонкого психологизма, который свойствен творениям Ватто. Зато ему присуще нечто другое. В композиционном отношении произведение отличается сложностью, неуравновешенностью и прихотливостью, что прекрасно увязано с овальной формой полотна. Картина выполнена в яркой, но гармоничной цветовой гамме с расчетом на рассмотрение издали. Сюжет легок и в то же время предельно гедонистичен. Изображена античная богиня вечной любви и красоты Венера, которая, снизойдя в облик пикантно обнаженной светской дамы, с помощью многочисленных прелестных помощниц и амуров приоткрывает перед людьми свои женские прелести для того, чтобы, возбудив в них дремлющую эротическую энергию и вырвав тем самым человеческую плоть и душу из повседневной профанности, соблазнить, очаровать и, в конце концов, в сферах сакрального Горнего мира слить воедино в духовном совокуплении человеческую и божественную, конечную и бесконечную субстанции. Этому способствует цветовая система произведения, создающая впечатление легкости и наполненности художественного пространства картины воздухом небесно олимпийских далей, в которые готова стремительно унестись колесница Венеры.
Великий деятель французского «Просвещения» Цени Дидро, описывая выставочный Салон 1761 г., так характеризовал произведения Буше: «Он словно создан для того, чтобы кружить головы художникам и светским
_________________ Лекция 102. Французская живопись XVIII в. стиля «рококо»____________________
людям. Его изящество, его жеманство, его романтическая галантность, его кокетство, его вкус, его легковесность, его разнообразие, его яркость, его румянец, его распущенность не могут не пленить щеголей, щеголих, юношей, светских людей — словом, целые толпы тех, кому чужды подлинный вкус, правда, серьезные мысли, строгое искусство. Могут ли они устоять против остроумия, милых побрякушек, наготы, фривольности и насмешливости Буше? Художники, понимая, насколько легко этот человек справляется с самыми трудными живописными задачами, и только этим дорожа, преклоняют перед ним колени: это их Бог»7.
Стиль «рококо» в изобразительном искусстве Франции определили произведения и других художников, современников Буше. Наиболее известными среди них были его последователи и одновременно соперники - Шарль Жозеф Натуар и Карл Ванлоо. Оба они создали нарядные, красочные картины, оба пользовались, как и Буше, успехом среди публики и требовательных заказчиков.
Картина «Амур, точащий стрелу» (1750) является типичной для творчества Жозефа Натуара. Чаще всего этот художник выполнял декоративные произведения на мифологические темы. Многие его картины имеют сходные черты: теплый несколько условный колорит, плавность и мягкость трактовки обнаженного тела. Натуар, по сути, не внес ничего нового в рокайльную живопись. Однако, формально не являясь учеником Буше, он своим творчеством помог утверждению созданных мастером художественных канонов.
Картина «Отдых Дианы» (1743) Карла Ванлоо визуализирует еще один аспект стиля «рококо» во французском искусстве середины века. Произведение свидетельствует о поисках художником компромиссного решения между новыми требованиями, предъявляемыми к живописи передовыми буржуазными кругами, чьи вкусы были определены Дидро и энциклопедистами эпохи «Просвещения», и продолжающей в середине века процветать аристократически рокайльной традиции изобразительного искусства. Предметная вещность изображения, подчеркнутое внимание к деталям отличает картину «Отдых Дианы» от подобных произведений Буше, обычно далеко от натуралистического правдоподобия изображаемых им предметов. Именно визуальное представление вещной достоверности привлекало к творчеству Карла Ванлоо любителей живописи из энциклопедических кругов, выступавших против условности аристократически рокайльного искусства.
В 1750-1770-е гг. в среде французских художников возродился так называемый «рембрандтизм» - интерес к подражанию творчеству Рембрандта. Причина этого лежала в массовом увлечении общества исторической и художественной экзотикой. Известно, что во Франции в это время расцвел «ориентализм» самых разных направлений: получил развитие стиль «шинуазри» (китайский), был создан стиль «тюркери» (турецкий),
7 Дидро Л. Салоны: В 2 т.- М.,1 989,- Т. 1. - С. 35
_________________ Лекция 102. Французская живопись XVIII в. стиля «рококо»____________________
начал бытовать стиль «рюсс» (русский). Именно увлечение востоком заставило художников обратиться к Рембрандту, в ряде картин которого восточного типа персонажи были предъявлены на фоне экзотической архитектуры в несколько фантастических костюмах.
В картине известного «рембрандтиста» Жан-Батиста Лепренса «У хироманта» (1775) внимание заострено на восточном сюжете, поданном фантастически и театрализованно. Некоторые экзотические детали изображения явно заимствованы мастером из произведений Рембрандта.
В 1750-1760-х гг. в связи с огромным влиянием трудов энциклопедистов и изменениями художественных вкусов французской публики большим успехом на выставках стали пользоваться жанровые картины. В это время даже мастера исторической живописи и портретисты все чаще обращаются к бытовым сюжетам.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1580;