Специфика классицизма в живописи Жака Луи Давида
Ведущим мастером французской классицистической живописи предреволюционной и революционной эпохи стал Жак-Луи Давид. Он был первым, кто соединил культ античности с идеями, захватившими французское общество в конце XVIII в., прежде всего с политической
________ Лекция 103. Французская живопись XVIII в. сентиментализма и классицизма_____________
борьбой, и это гениальное соединение дало изобразительному искусству Франции новый стиль, получивший название «революционный классицизм». В центре художественных поисков Давида - положительный герой в качестве представителя Бога на земле, эталонный человек как нравственная кристаллизация Абсолюта, достойная подражания. При этом тонкая лирика произведений Ватто, чувственность творений Буше и рокайльная созерцательность картин Фрагонара были в той или иной степени чужды подобным поискам. Отказавшись от рокайльной стилистики, революционный классицизм в качестве своего фундамента выбрал античный классицизм, классицизм Ренессанса, классицизм Никола Пуссена, а также сентиментализм произведений Шардена и Грёза, принципиально его переработав.
Картина Жака-Луи Давида «Клятва Горациев» (1784) стала фактом окончательного формирования художественного стиля «революционный классицизм» во всех его аспектах.
Во-первых, вместе с этим произведением во французскую живопись пришла новая тема - гражданская, публицистическая в своей прямолинейности и категоричности. Во-вторых, изобразительное искусство обрело здесь нового героя - римского республиканца, неподкупно преданного долгу и родине. В-третьих, картина проявила новую живописную манеру — строгую, аскетичную, всем своим воинствующе-плебейским строем отрицающую изысканно камерные живописные традиции барочного и рокайльного стилей: все в произведении сведено к спартански скупым, элементарным формам — твердому и резкому рисунку, утратившей глубину композиции, - создавшим единство и необычайную целостность данного творения изобразительного искусства.
В основу живописного произведения легла легендарная история, изложенная в древнеримские времена Титом Ливием и представленная в XVII в. французским драматургом Пьером Корнелем в трагедии «Гораций».
Изображена сцена присяги мужественных римских воинов в верности долгу борьбы с врагами отчизны. Божественная энергия призыва на подвиг солнечным светом нисходит на семью Горациев, изливаясь на богоизбранников сверху вниз и из глубины вовне по аркам и стволам античных колонн. Свет благословения на подвиг выхватывает из темноты фигуру старшего Горация и бликами от мечей в его руке отражается на лицах трех его сыновей, в клятве протянувших руки к оружию.
Как и Грёз, своими картинами предлагавший зрителю выбор нравственного сочувствия между плодами хорошего и дурного воспитания, Давид здесь тоже дает возможность зрителю сделать свой выбор морального сочувствия между долгом чести и чувственными переживаниями о судьбе родных и близких. Божественный свет нисходит на всю семью Горациев, однако одни ее члены (отец с сыновьями) отвечают на высшую благую весть стремительным волевым порывом, а другие (мать и дочь) -безвольными позами молчаливой скорби.
________ Лекция 103. Французская живопись XVIII в. сентиментализма и классицизма_____________
Живописная картина «Клятва Горациев» Давида, подобно архитектурным и скульптурным произведениям XVIII века, выполненным в стиле классицизма, в полной мере владеет такими классицистическими свойствами, как «ясность», «плоскостность», «линейность», «замкнутость», «множественность».
Лекция 104. Итальянская живопись XVIII в. План лекции
1. Общая характеристика итальянской живописи XVIII в.
2. Жанровое своеобразие итальянской живописи.
3. Общая характеристика ведущей школы итальянской живописи.
4. Творчество Д.Б. Тьеполо.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2358;