Жанровое своеобразие итальянской живописи
1. Монументально-декоративная живопись.
Не только заказы, но и сам факт существования Академии художеств в Риме определили ведущее положение «высоких жанров» в начале XVIII в., выраженных в монументально-декоративной живописи на исторические темы (религиозные, мифологические, аллегорические сюжеты).
В этом жанре работали известнейшие итальянские мастера (венецианцы - Марко Либери, Себастьяно Риччи, Батиста Пьяцетта, Джованни Антонио Пеллегрини, Джованни Батиста Тьеполо; неаполитанец - Франческо Солимена; римские мастера - Микеле Рокка и Марко Бенефиал; представители Болонской школы братья Хафнер и семья Галли-Биббиена).
Монументально-декоративная живопись характеризовалась: исполнением преимущественно за пределами Италии по заказам, отсюда ее чертами были представительность, подчеркнутая декоративность; в начале века выражением барочного мироотношения в решении динамичных, закрученных живописных композиций, пафосности многочисленных действующих лиц и применении яркого, зачастую контрастного колорита, а к концу, переходом к классицистическому решению росписей, которые стали более упорядоченными, линеарными и статичными; театральностью; тесной взаимосвязью с архитектурой (росписи потолков и стен), и отсюда решением огромных композиций с множеством сцен, подчиненных общей идее.
2. Жанр городского пейзажа «ведуты».
Развивался во многих школах, но наиболее ярко проявился в Венеции и занял господствующее положение в итальянской живописи второй половины XVIII в. Это было связано с переосмыслением художниками города и местности, в которой они жили. С этих пор, они видели в них богоизбранное место, где в обычных местах могла осуществиться встреча с неведомыми высшими силами.
________________________ Лекция 104. Итальянская живопись XVIII в.___________________________
Яркими представителями были: венецианские ведуисты - Марко Риччи, Лука Карлеварис, Каналетто и Франческо Гварди; римские художники - Паоло Паннини и Батони.
Развивалось два типа городского пейзажа: 1) «veduta naturale», то есть точно соответствующий действительности и выражающий классицистические принципы (творчество Каналетто); 2) идеализированный городской пейзаж, с характерным романтическим подтекстом (Фр. Гварди). Отсюда две различных концепции взаимосвязи с божественным началом. Если в первом случае на город изливается божественная благодать в виде солнечных лучей, то во втором прослеживается стремление людей к этому.
Характерные черты: а) в классицистическом типе - контурность, композиционная ясность, применение яркого, солнечного колорита; б) в романтическом - указание на конкретно-историческую обстановку, живописность, дымчатый колорит, направленность всех персонажей к единой точке.
Общие особенности: воспроизведение реальных мотивов городского пейзажа, перспективное решение, многофигурность, театральность и выражение социоцентрических идей. Опора на традиции Дж. Беллини и Витторе Карпаччо.
3. Бытовой жанр.
В первой половине XVIII в. образовался так называемый демократический жанр pittura della realita (живопись реального мира). Основные сюжеты были представлены сельскими пасторалями, праздниками, галантными сценами, визитами, маскарадами, концертами и развлечениями.
Представители: венецианцы - Пьетро Лонги, Джузеппе Бонито, Антонио Аморози, Карло Чиньяни и Маркантонио Франческини и Гаспаро Траверси.
Характерные черты: опора на традиции Караваджо (резкая светотень, рельефная лепка формы) и традиции братьев Карраччи (демократизм, простота); динамичные композиции, сложные ракурсы, лишенные пафоса действующие лица, применение контрастных цветов; интерес к повседневным ситуациям, в которых может быть явлено чудо.
4. Портрет.
Жанр портрета был развит творчеством Алессандро Лонги и Джузеппе Гисланди.
Мастера опирались на традиции живописи Тициана, Веронезе и Джорджоне.
Портреты характеризовались сочетанием внешней представительности и наличием психологической характеристики, присущей барочному искусству с изяществом, грацией и элегантностью, свойственной XVIII в. В изображении конкретного лица передавался некий эталонный человек (отсюда частое изображение на фоне античных колонн, статуй).
________________________ Лекция 104. Итальянская живопись XVIII в.___________________________
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1071;