Особенности возникновения рококо во французской живописи XVIII в.
Основные направления французской живописи XVIII столетия определились достижениями первых десятилетий века. Среди живописных произведений, созданных во Франции на рубеже XVII-XVIII столетий, преобладали картины художников-рубенсистов, ставших в эти годы ведущими во французской школе изобразительного искусства.
Не касаясь подробно борьбы между «пуссенистами» (приверженцами классицистической доктрины в живописи) и «рубенсистами» (сторонниками барочного направления в искусстве), которая началась еще в XVII в. сразу после смерти Питера Пауэля Рубенса и Никола Пуссена и закончилась в начале XVIII столетия победой рубенсизма, следует подчеркнуть, что понятие «художники-рубенсисты» для первых десятилетий века во Франции довольно широкое и охватывает творческую деятельность последователей не только Рубенса, но и Ван Дейка, Тенирса и других фламандских мастеров, а также подражателей Рембрандта и Герарда Доу; среди рубенсистов были даже ученики венецианской школы живописи. Для рубенсизма как конгломерата различных течений и группировок в целом характерен приоритет колористического начала живописных произведений и правомочность так называемых низких жанров, к числу которых Королевская Академия художеств относила портреты, натюрморты и бытовую живопись.
К подлинным последователям фламандской школы относятся такие французские рубенсисты, как Луи Галлош и Франсуа де Труа. Однако если творчество Галлоша было непосредственно связано с произведениями Рубенса, что доказывает его картина «Диана и Актеон», то Франсуа де Труа особенно в своей портретной деятельности следовал художественным традициям Ван Дейка, доказательством чему является портретное произведение мастера «Жена художника».
_________________ Лекция 102. Французская живопись XVIII в. стиля «рококо»____________________
Работа одного из интереснейших художников конца XVII - начала XVIII вв. Шарля де Лафосса «Агарь в пустыне» (1690-е) как раз характеризует сложные явления, происходившие в рубенсистской живописи. Произведение показывает, что в своем творчестве художник был связан не только с фламандским искусством Рубенса и Ван Дейка, но также и с венецианской живописью. Более того, для мастера связь с традициями прошлого не выражалась в механическом заимствовании колористических или композиционных элементов из произведений разных художников. Он явно искал в творчестве мастеров той или иной школы качества, которые восполняли бы друг друга, создавая гармоническое целое.
Интересным является творчество французских художников- рубенсистов, подражателей Рембрандта. Считается, что подлинное увлечение Рембрандтом во Франции началось в середине XVIII в., однако это не совсем точно. Значительный интерес к творчеству великого голландского мастера XVII столетия французские художники проявляли и в начале XVIII в.
Среди подражателей Рембрандту, стремившихся осмыслить найденные в его картинах живописные решения, следует в первую очередь назвать Алексиса Гриму и его произведение «Молодая женщина в театральном костюме» (1731), демонстрирующее, что художник добился главным образом внешней эффектности изображения и перенял некоторые технические приемы Рембрандта, в частности лессировки, почти прозрачные прописки по густому пастозному подмалевку. Создавая свое произведение, Гриму позаимствовал даже детали костюма, любимые Рембрандтом - берет с перьями, узорчатые ткани, драгоценные украшения - и попытался объединить цветовое решение картины со световым.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 776;