Декоративно-прикладное искусство эпохи переселения народов
Эпоха переселения народов для художественной культуры ознаменовалась созданием преимущественно предметов декоративно- прикладного искусства, а также книжной миниатюры на основе синтеза варварских языческих традиций и иконографии христианского искусства.
_____________ Лекция 65. Изобразительное искусство Западной Европы IV-VII вв.________________
Художественное творчество варварских народов представлено главным образом предметами прикладного характера. Это детали одежды, вооружение, культовая и обрядовая утварь - фибулы, пряжки, богато украшенные рукоятки мечей, изделия из металла, дерева, кости. Цель первобытного искусства - украсить и сберечь человека от врага и напасти. Варварский художник отдавал предпочтение орнаменту, сопряженность его элементов более всего соответствовала характеру сознания той эпохи с его ощущением неразрывной связанности всех явлений.
В своем развитии искусство молодых европейских народов прошло несколько стадий. Среди германских племен в первые века нашей эры получил распространение так называемый филигранный стиль. Металлические изделия этого вида - фибулы, подвески, пряжки - были украшены нанесенными на поверхность тонкими золотыми или серебряными нитями, витыми шнурами, зернью.
Следующий стиль - «полихромный». Время его наибольшего распространения - эпоха переселения народов. В изделиях полихромного стиля камни помещались на поверхности пряжки или украшения, вставлялись в виде тонких шлифованных пластинок между золотыми перегородками, которые образовывали узор в виде звезд и розеток. Готы использовали для своих изделий вывезенный из Индии пурпурно-красный альмандин, позднее его сменили европейские гранаты и цветное стекло. По мере распространения христианства искусство полихромного стиля проникло в сферу церковного обихода. Известно немало крестов, реликвариев, окладов богослужебных книг.
Отход от античных художественных форм в западных областях Европы стал ощутим в V в. н.э. Пластические и изобразительные мотивы уступили место геометризированному орнаменту.
Зачатки зооморфного орнамента можно видеть в ряде изделий рубежа IV и V вв., однако подлинное его развитие началось в первой половине VI столетия, когда звериные мотивы приобрели причудливо-фантастическую окраску, фигура животного утратила цельность, распалась на части, каждая из которых обрела возможность самостоятельного существования. Соединяясь в произвольных комбинациях, эти реальные детали порождали магическую нереальность целого.
Выделяют несколько этапов эволюции тератологического орнамента у народов Западной Европы. Так называемый первый звериный стиль пронизан внутренним скрытым движением, но сохранил геральдическую строгость композиций. Около 700 г. произошло соединение звериного орнамента и плетенки, породив вторую фазу звериного стиля. Орнамент стал еще более фантастическим, зооморфные элементы, переходя в плетения, порождают бесконечность узора.
_____________ Лекция 65. Изобразительное искусство Западной Европы IV-VII вв.________________
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1217;