Глава 8. Европейский homo juridicus § 1. Европейская правовая традиция
Анализ традиционных правовых систем и места в них человека позволяет нам оттенить особенности европейского права, под которым мы условимся называть, во-первых, право, возникшее на античной (греко-римской) основе и развивавшееся затем (с различными ответвлениями) как право христианских народов, а во-вторых, позитивное право народов Европейского континента. К античным истокам и христианскому отпечатку мы еще вернемся, а сейчас необходимо договориться о том, что мы будем именовать "позитивным правом".
Вопрос о характеристиках "позитивного права" - это, в общем-то, учебниковый вопрос, мимо которого не проходит ни один студент юридического факультета. Но антропологию права осваивают не только юристы по образованию. К тому же и в отношении устоявшегося стереотипа о том, что позитивное право есть право, основанное исключительно на писаном законе, требуется некоторое уточнение. По этой причине заранее извиняемся перед знатоками теории права за возможно банальные (для них) повторения известных положений.
Прежде всего об определении. На наш взгляд, достаточно краткое и емкое определение дал С. С. Алексеев: "Позитивное право - - это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому "позитивный") нормативный регулятор, на основе которого
определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные, императивно-властные решения"1. В этом определении подчеркивается, что позитивное право - - это реальное(а не облеченное в мифологическую или религиозно-этическую форму) закрепленное в письменном виде право. Позитивное право существует в виде внешне объективированных институтов и жестко формализованных юридических норм, не только в законах и кодексах, но и в указах, ордонансах, хартиях, церковных канонах и предписаниях, городских уставах и т. д.
Особенностью позитивного права является не только обязательность устанавливаемых им норм, но и их признание, а следовательно, и защита со стороны государства, чего не скажешь о большинстве традиционных правовых систем. Именно поэтому позитивное право - - это, в основном, право "государственное" (этатистское), отсюда и обычное его отождествление с законодательством. Однако наш замечательный отечественный теоретик права, отличающийся филигранностью выходящих из-под его пера формулировок (и умудряющийся не впадать в нередкое для юристов занудство), А. В. Мицкевич предостерегает от такого поспешного отождествления. Считая, что термин "позитивное право" помогает свести воедино содержание форм (источников) права различных современных правовых систем, он, тем не менее, уточняет: "...если термины "законодательство", "закон" (в широком смысле) можно считать почти однозначными термину "позитивное право" для систем действующего права стран Европейского континента, то вряд ли можно назвать "законодательством" прецедентное право Англии, Канады, Австралийского Союза и других англосаксонских стран. Неадекватен термин "законодательство" содержанию и формам религиозных и традиционных правовых систем (мусульманского, индусского права, права ряда стран Центральной Африки), а также действующему праву Китая и Японии, стран Юго-Восточной Азии. Поэтому термин "по-
Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 28.
276 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
зитивное право" вполне приемлем для обозначения понятия "действующее право" современных государств, большинства современных национальных правовых систем. Он, mutatis mutandis, приемлем и для обозначения действующего, т. е. признанного государствами мирового сообщества, современного международного права, основанного на договорах"1. На этом основании А. В. Мицкевич дает довольно широкую по содержанию и географическому распространению трактовку понятия "позитивное право": "С учетом сказанного под позитивным правом имеются в виду юридически действующие, защищенные государством и международным сообществом нормы, общие принципы права, а также основанные на них законные интересы, права и обязанности участников правовых отношений"2.
Принимая в целом подход А. В. Мицкевича, сделаем в таком случае оговорку, что в контексте нашего анализа речь пойдет о европейской, а еще точнее, в основном континентальной, разновидности позитивного права (поэтому оправданы скобки в заголовке темы), его доктрине и догме3 в той части, которая касается правового статуса личности.
Нам придется обратиться к истокам тех идей и духовных ценностей в отношении прав человека, которые стали впоследствии нормативно-ценностными регуляторами, принявшими форму права, опосредованную через законы и судебные решения, т. е. того, что составляет основу позитивного права. Иными словами, потребуется проследить хотя бы основные этапы европейской идеи о человеке, его взаимоотношениях с другими индивидами, с обществом, с государством.
1 Мицкевич А. В. Позитивное право и социальный процесс его форми
рования // Проблемы общей теории права и государства / Под общ.
ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 239.
2 Там же. Рекомендуем освежить память, а возможно, и углубить неко
торые представления чтением раздела "Позитивное право: система и
категории" (Проблемы общей теории права и государства. С. 234—413).
1 Тот же совет. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2000. Раздел V. "Доктрина и догма позитивного права: основные понятия и категории". Из недавних зарубежных изданий см.: Legal Positivism / Ed. T. Campbell. Dartmouth, 1999.
Глава 8. Европейский homo juridicus
Обычно происхождение идеи прав человека связывают с античными мыслителями, начиная с софиста Протагора, провозгласившего, что человек есть мера всех вещей. Идеи равенства и свободы с позиций естественного права высказывали Платон, Аристотель, греческие и римские стоики, римские юристы. Однако представляется, что в свете данных современной исторической антропологии мы можем несколько раздвинуть эти хрестоматийные рамки и обратиться к более раннему периоду — микенской эпохе (II тыс. до н. э.), ибо ученые имеют в своем распоряжении и памятники материальной культуры, и тексты расшифрованного линейного письма, и данные устной, эпической традиции, прежде всего гомеровских "Одиссеи" и "Илиады"1.
По мнению А. А. Молчанова, именно в Греции микенской эпохи происходило становление полноправного гражданина, "ахейского мужа"2.
И хотя масса "ахейских мужей" была неоднородна и включала в себя "царей", знатных "диогенетов", дружинников-ге-теров и простых воинов, земледельцев, ремесленников и ска-зителей-аэдов, само собирательное обозначение их этим нивелирующим термином говорит об определенной тенденции закрепления определенных прав (например, участие в сходках, в судебном разбирательстве и т. п.) без социальных различий. В "Илиаде" (XVIII, 497—508) и в "Одиссее" (IX, 112; XV, 466—468) содержатся указания на судебное разбиратель-
1 Из огромной библиографии на эту тему укажем лишь на некоторые работы, имеющие отношение к нашей теме: Андреев Ю. В. В ожидании ''греческого чуда" (Духовный мир микенского общества) // Вестник древней истории. 1993. № 4; Он же. Минойский матриархат (социальные роли мужчины и женщины б обществе минойского Крита) // Среда, личность, общество. М., 1992; Он же. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л., 1976; Он же. Эгейский мир в преддверии цивилизации // Вестник древней истории. 1995. № 1; Блаватская Т. В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966; Она же. Греческое общество второго тысячелетия до н. э. и его культура. М., 1976; Молчанов А. А. /Достоинство мужей ахейских // Человек и общество в античном мире. М., 1998; Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. См.: Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. Гл. 2. "Признаки общественного бытия полноправного человека в Греции микенской эпохи". М., 2000.
278 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
ство в народном собрании, агоре, которое, похоже, уже стало привычным явлением. "Ахейский муж", как и подобает полноправному человеку, истребует пеню за убитого родственника (Илиада, XVIII, 497—501) или ищет помощи в отмщении за него (Одиссея, XXIV, 420—437). В суде же можно было защитить свои частнособственнические права либо обратиться с апелляцией к народному собранию (Одиссея, II, 35—79), потребовать оправдания за оказание вооруженного сопротивления разорителям имущества (Одиссея, XXII, 35—41).
Право собственности в Ахейской Греции было неприкосновенным: оно распространялось на стада (Одиссея, XVI, 26—28), земельные наделы и дома (Одиссея, IV, 514—518; XI, 187—196; XXIV, 206—211), сады и виноградники (Одиссея, XXIV, 206—207, 222—232, 244—247). В этой связи представляется более объективным подход известного востоковеда Л. С. Васильева, считающего, что истоки капиталистической собственности следует искать не в феодализме, как предписывал марксизм, а в античности1.
Но не только мирным ведением хозяйства с применением труда рабов пополнялось богатство "ахейских мужей". В эпосе героизируется такой способ "приобретения имущества", как участие в сухопутных или морских набегах, которые приносили трофеи и позволяли захватывать невольников (Илиада, XI, 670—683; Одиссея, XIV, 222—233, 257-265). Не осуждался и угон скота из соседних царств (Илиада, XI, 670—674; XV, 235—236; XXI, 15—24; Одиссея, XI, 289— 292; XV, 227—236). Такие поступки почитались за геройство (Илиада, XI, 676—683).
На этом основании М. К. Петров, автор оригинальных работ по античной истории, считает, что именно это сочетание в одном лице гражданина, земледельца, воина и разбойника (пирата) и создает античную "целостную личность": "...человек ранга Одиссея2 действительно автономен -- сво-
1 См.: Васильев Л. С. История Востока. Т. 1. М., 1998. С. 18.
2 По М. К. Петрову, "Одиссей — пират. Пират и по духу, и по навы
кам, и по восприятию мира. Даже в минуту острой опасности он не
забывает о главном — о грабеже..." (Петров М. К. Античная культура.
М., 1997. С. 80).
Глава 8. Европейский homo juridicus
боден и ответствен в определении своего мира и своей линии жизни. Он многосторонен и универсален как раз настолько, чтобы сохраниться в среде себе подобных, не теряя при этом собственной независимости. По существу, лишь в этом мире одиссеев, ахиллов и агамемнонов мы получаем право говорить о "целостной личности", и только с этого момента мы можем рассматривать последующие "частичные" состояния человека в отношении к утерянной целостности. На данном этапе целостность возникает в единстве ситуаций: я -- корабль, корабль—остров—горизонт. Возникает как личная власть над миром и личная ответственность за состояние мира в рамках заданных ситуаций. Возникает личность — личная собственность на себя самого и на окружающий мир, активная способность опредмечивать и отчуждать собственные возможности мысли и действия прежде всего на палубе корабля и на побережье, а затем и в собственном доме, где, как говорит Телемах, "я один повелитель"1. Можно сказать, что переход от профессионально-социальных навыков эпохи "военной демократии" в личностное (в правовом смысле) состояние произошел достаточно быстро именно благодаря полисной организации социума, ибо сама природа полиса как гражданской общины требовала от его активного населения прежде всего качеств гражданина. На смену авантюристу Одиссею приходит добродетельный гражданин, "существо политическое" (Аристотель), заинтересованное в урегулирован-ности своего быта, хозяйственной и общественной жизни. Родовая ответственность прежней эпохи2 уступает место личной ответственности3, хотя фратрия и род сохраняются.
Реформа Солона, прежде всего цензовая реформа, делит афинских граждан на четыре разряда по имущественному положению, независимо от происхождения и знатности4.
Там же. С. 81—82.
' См.: Суриков И. Е. Из истории греческой аристократии позднеархаи-ческой и раннеклассической эпох. Приложение § 3. "Родовое проклятие и родовая ответственность Алкмеонидов". М., 2000.
См.: Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // Вестник древней истории. 1962. № 2. С. 3—26.
' Напомним, что в зависимости от размеров дохода (за расчетную единицу была принята мера зерна — медимн) различались пентакосиоме-(пятисотники), всадники (300), зевгиты (200) и феты.
280 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
Но эта цензовость в основном затрагивала военные обязанности и политические права, прежде всего право занимать ту или иную должность. Гражданско-правовая и уголовная ответственность в целом была одинаковой для всех правоспособных граждан. У Платона Зевс разъясняет посланному к людям Гермесу, что правда и совестливость, иными словами, право и нравственность, должны устанавливаться одинаково для всех: "...не бывать государству, если только немногие будут причастны к ним, как бывают причастны к другим знаниям. И закон положи на меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным совестливости и правде, убивать, как язву общества" (Платон, Протагор, 322С).
Значит ли это, что греческий полис обеспечивал всем его жителям одинаковый набор прав и свобод, на страже которых стоял Закон? Отнюдь нет. Известно, что полноправное мужское население Афин и прилежащих к ним территорий (триттий) составляло по разным подсчетам от 10 до 15 процентов всего населения. Остальные категории населения — женщины всех возрастов, метеки (приезжие), рабы, не достигшая гражданской зрелости молодежь или пораженные в правах за неуплату долгов "бывшие" граждане — имели либо значительно усеченные права, либо не имели их вовсе1. Именно глава семьи, полноправный гражданин, выступал в системе правовых установлений как "человек-государство", нередко сам вершивший и суд (самосуд) над близкими (вот он, неизжитый "палубный принцип", замечает М. К. Петров).
Здесь мы приблизились к весьма неудобной теме, нередко выпадающей из учебников: проблеме домашнего тиранства. Слова Телемаха о том, что он один повелитель в доме, наполняются довольно конкретным и жутковатым содержанием при чтении описаний "бытовых" сцен в "Одиссее". Так,
1 Упоминавшийся нами М. К. Петров сравнивает "дом" Одиссея, как и любой другой афинский дом, с автономной государственной структурой, в которой, учитывая пиратское прошлое Одиссея, довольно четко проведен палубный принцип и, соответственно, просматривается иерархия палуб-должностей, причем на самой нижней палубе находятся рабы; Петров М. К. Указ. соч. С. 87. См. также: Боннар А. Греческая цивилизация. Пер. с франц. Гл. VII. "Рабство. Положение женщины". Ростов н/Д, 1994.
Глава 8. Европейский homo juridicus
собрав провинившихся рабынь и сводника Меланфия, Телемах объявляет им "состав преступления" и приговор:
Честною смертью, развратницы, вы умереть
недостойны,
Вы, столь меня и мою благородную мать Пенелопу Здесь осрамившие, в доме моем с женихами
слюбившись.
(Одиссея, XII, 462—464)
Приговор приводится в исполнение в лучших традициях "палубного права":
...канат корабля черноносого взял он и туго
Так укрепил, натянувши его на колоннах под сводом
Башни, что было ногой до земли им достать
невозможно.
Там, как дрозды длиннокрылые или как голуби, в сети Целою стаей — летя на ночлег свой — попавшие в
тесных
Петлях трепещут они, и ночлег им становится гробом,
Все на канате они голова с головою повисли; Петлями шею стянули у каждой; и смерть их
постигла Скоро: немного подергав ногами, все разом утихли.
(Одиссея, XXII, 465—473)
Смерть пастуха ("козовода") Меланфия была еще более ужасной:
Силою вытащен после на двор козовод был Меланфий; Медью нещадною вырвали ноздри, обрезали уши. Руки и ноги отсекли ему; и потом, изрубивши В крохи его, на съедение бросили жадным собакам.
(Одиссея, XXII, 474—477)
10 «Антропология права»
282 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
Такой вот античный идеал справедливости в действии... Но этому имеется "идейное обоснование":
Тягостный жребий печального рабства избрав человеку, Лучшую доблестей в нем половину Зевс истребляет.
(Одиссея, XVII, 322—323)
Что, мол, церемониться с такими...
Итак, в античном мире каждому обозначены границы его прав (и бесправия), за которыми сияет царство свободы и творчества. У Аристотеля наготове оправдание рабству:
"В целях взаимного сохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим интеллектуальным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, по природе своей существо подвластное и рабствующее. В этом отношении и господином и рабом руководит общность интересов" (Политика, 1252а).
Эстафету гуманизма подхватывает Платон: "Всякое обращение к ним [к рабам] должно содержать в себе приказание" (Законы, 778А).
Напомним, что в это же время в "деспотичном" Китае Конфуций выдвигает идеал благородного человека (цзюнь цзы) и понятие гуманности (жень).
Начиная с реформ Солона в быт афинян прочно входит понятие закона — homos1. Правда, Аристотель различает писаные и неписаные законы: "Но есть два вида законов -частный и общий. Частным я называю написанный закон, согласно которому люди живут в государстве, общим - - тот
1 Интересную подборку высказываний афинских мудрецов и отрывков из законов содержит подборка: Законы Афин // Античная демократия в свидетельствах современников. Раздел 5. М., 1996.
Глава 8. Европейский homo juridicus
закон, который признается всеми людьми, хоть он и не написан" (Аристотель, Риторика, 1368 Ь5). Тем самым уже проводится различие между писаным законом и моральным императивом. Помимо законов жизнь афинян регламентируется и уверенным народным собранием, выпускающим свои постановления - - псефисмы. Но отметим еще раз: гарантировались лишь права полноправных граждан.
Какой вывод остается сделать? Не будем перечеркивать действительно величайшие достижения античной правовой мысли, впервые поднявшей свободного человека до высот гражданского состояния и сформулировавшей, но так и не реализовавшей, идеал права как права индивида. Сейчас наметился довольно сбалансированный подход к оценке места личности в античном мире1. Несомненно одно: полис как политическое сообщество, основанное на общем интересе, управлялся средствами полисного права, он был государством определенной группы людей, для которых право было повседневнойреальностью2. Нюанс состоит "лишь" в том, что хотя полис и был "юридическим государством", но ему было еще далеко до правового государства, основной принцип которого -- равенство всех перед законом. В конце концов надо воспринимать исторические реалии такими, какими они были, не модернизируя их и не украшая их чертами, которые были им несвойственны. Но вряд ли можно согласиться и с таким утверждением: "Античный полис привел не только к индивидуализации сознания и становлению идеи прав человека, сколько наоборот - - к последующей тоталитаризации сознания человека. Идея же прав человека развивалась односторонне: как идея универ-
' См.: Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998; Власть, человек и общество в античном мире. М., 1997; Закон и обычай гостеприимства в античном мире. М., 1999; Ранние цивилизации: государство и право. М., 1994; Социальные структуры и социальная психология античного мира. М., 1993; Человек и общество в античном мире. М., 1998. 2 На эту тему написано фундаментальное исследование греческого автора М. Сакеллариу: Sakellariou M. В. The Polls-State: Definition and Origin. Athens, 1989. Особенно интересна для юриста-антрополога глава "The Polis-State Defined by its Connection with a Human Group". P. 92—136.
284 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
сальных обязанностей"1. Вряд ли следует трактовать тенденцию к универсализации правового статуса части населения как признак тоталитаризации сознания, даже если "универсальные обязанности" перевешивали "универсальные права" (это еще надо доказать).
Если древнегреческое право отмечено прежде всего разработанностью публичного права (политического права) и связанных с ним гражданских прав, то римское право — это царство частного интереса. Учебник истории государства и права возвещает: "Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых "классических" юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического урегулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности"2. Римскому частному праву3 посвящено так много учебников и специальной литературы, что не хотелось бы заниматься скучным повторением известных истин об известном предмете. Не будем мы анализировать обязательную в этом случае периодизацию и основные категории римского права (ибо это предмет отдельного рассмотрения). Поскольку мы вскользь затронули проблематику древнегреческого семейного права, посмотрим, какие новые черты обнаруживаются в римском семейном праве. Коль скоро мы встали на тропу юридической антропологии, необходимо помнить, что для нее семейное право — лакмусовая бумажка, показывающая уровень развития правового статуса личности. Затем мы проследим развитие семейного права в другие эпохи.
Для общего фона укажем, что реформа Сервия Туллия (578—534 гг. до н. э.), подобно реформе Солона в Афинах, также "оценила" граждан по имущественному признаку,
1 Нурумов Д. И. Кризис западного мировосприятия и права человека //
Право и политика. 2000. № 3. С. 95.
2 Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. М.,
1998. С. 60.
3 Напомним, что деление права на публичное и частное было проведе
но римским юристом Домицием Ульпианом (III в. до н. э.). Укажем все
же на две недавно вышедшие (и пока еще доступные) работы: Скри-
пилев Е. А. Основы римского права. М., 2000; Римское частное право /
Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 2001.
Глава 8. Европейский homo juridicus
объединив их в центурии (сотни), а вместо родоплеменного деления населения ввела деление по округам (трибам). Но не все проблемы плебейского (незнатного) населения были разрешены этой реформой. Помимо учреждения особой плебейской магистратуры — народного трибунала — и доступа к общественной земле наравне с патрициями, плебеям пришлось добиваться и разрешения брака между представителями сословий плебеев и патрициев. Законы XII таблиц (451—450 гг. до н. э.) содержат немало норм, касающихся именно семейного права.
Подобно греческой семье римская семья была в прямом смысле патриархальной, где отец семейства, pater familias, был единовластным хозяином и в домашнем хозяйстве, и в самой семье. Именно по деду или отцу велось так называемое агнатическое родство, и все члены семьи были по отношению друг к другу агнатами. (Агнатическое родство, существующее сейчас практически у всех народов мира, когда дети получают при рождении фамилию отца, усилено у православных славян обязательным включением в акт гражданского состояния, свидетельство о рождении, а также в официальном и бытовом общении отчества. У мусульман это арабская приставка "ибн" перед именем отца или тюркская "оглы", "кызы", следующая за именем отца.) В случае перехода дочери в другую семью или выдела сына из семьи возникали отношения когнатического родства с кровнородственной семьей, а ушедшие из семьи становились когнатами. В соответствии с агнатным и когнатным статусом разрешались дела о наследстве.
В отношении агнатов жестко действовал принцип отцовской власти — patria potestas, позволявший отцу семейства как безраздельно господствовать над судьбой и даже самой жизнью домочадцев (включая взрослых сыновей, которые до выдела были sui juris подчинены отцовской власти), так и осуществлять их юридическую и экономическую защиту. Под сень власти сильной и влиятельной личности нередко переходили свободные граждане со стороны — так называемые клиенты, становившиеся как бы ассоциированными членами семьи покровителя. Институт клиентелы обеспечивал им политическое, правовое, экономическое покровительство со
286 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
стороны избранного защитника в обмен за безусловную поддержку последнего в случае политических или вооруженных конфликтов, вспыхивавших в Риме весьма часто.
По римскому семейному праву супружество (iustum matrimonium) оформлялось бракосочетанием, имевшим различные формы:
— confarreatio — торжественное и священное бракосо
четание патрициев в присутствии понтифика и не менее чем
десяти свидетелей, в ходе которого жених и невеста съеда
ли жертвенную лепешку;
— coemptio — бракосочетание, сопровождавшееся вы
купом невесты;
— шисарго — бракосочетание "по факту совместного
проживания", когда женщина приходила в дом будущего суп
руга и жила в нем не менее одного года.
Во всех случаях было необходимо согласие обеих сторон на брак (consensus matrimonium facit). Такое же согласие было необходимо для оформления контракта (обязательно письменного) о расторжении брака.
Как видим, брак не был чем-то священно-нерушимым, как это было установлено позднее в христианстве, а чем-то вроде договора о взаимных обязательствах. Материализация брака усиливалась приданым невесты (dosj, своего рода компенсацией невесте от отца за утрачиваемое право наследства. Это приданое становилось частью семейной собственности, которой распоряжался муж, но в случае расторжения брака безусловно возвращалось жене. Имущественные гарантии супруги дополнялись так называемым "утренним подарком" (propter nuptia), подносимым мужем жене на следующее утро после свадьбы. Он должен был обеспечить супруге существование в случае смерти мужа.
Итак, классическое римское семейное право строилось на договоре, устанавливало жесткую иерархию подчиненности внутри семьи, но это подчинение не было безусловным с точки зрения имущественных прав членов семьи1. Позднее,
1 Детали домашнего быта римлян содержатся в работе: Маяк И. Л. Римляне в быту и на общественном поприще // Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 15—32.
Глава 8. Европейский homo juridicus
в период империи, власть мужа в браке существенно ослабляется, частым явлением становится раздельность имущества супругов (показатель роста числа браков по расчету). Сын был вправе потребовать своей доли имущества (peculia) еще при жизни отца. Наконец, убийство детей в качестве наказания стало признаваться преступлением1.
Налицо очевидный прогресс в либерализации правового статуса личности в семье, причем прогресс этот осуществлялся средствами позитивного права и был закреплен впоследствии "Сводом римского гражданского права" (Corpus Juris Civilis), Кодификацией Юстиниана, этим компромиссом между классическим римским правом и принципами христианства.
Всеобщее признание и рецепция римского права всей Европой (заметим, не механическая аккультурация, а пропущенная через мыслительный селектор глоссаторов и конси-лиаторов, подготовивших почву для различных форм адаптации римского права к местным условиям) позволила европейскому позитивному праву не утратить гражданско-правового стержня при прохождении через стадию канононического права (а это ни много ни мало несколько веков).
Каноническое христианское европейское право состояло из собраний канонов, древнейшим из которых было собрание канонов, составленных епископом Антиохийским Ме-летием в IV в. и дополненных канонами поместных соборов V в. По повелению императора Юстиниана каноны принимались как выражающие священное писание и соблюдались как законы. Собрание канонов восточного христианского мира пополнялось до IX в. (Собрание Фотия). Первым из признанных западных собраний канонов было "Collectio Dionysiana" (ок. 500 г.), версией его было собрание "Hadriana", посланное папой Адрианом в 774 г. Карлу Великому. В VII в. в Испании было составлено собрание канонов "Hispana". Первым сборником канонов, построенных по тематическому принципу, был "Decretum" князя-епископа г. Вормса Бурхарда (1010 г.). Уже по этому признаку (закрепление в письменном виде) и по
См. подробнее: Скрипилев Е. А. Лекция 11. Семейное право // Указ. соч.
288 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
своей обязательности применения каноническое право может быть отнесено к позитивному праву.
Г. Дж. Берман, автор фундаментального труда о формировании европейского права, пишет: "Новая система канонического права, созданная в XI—XII вв. охватывала только такие виды правовых отношений, которые подпадали под юрисдикцию церкви как корпоративного правового образования. Другие правовые отношения подпадали под соответствующие перекрывающие друг друга юрисдикции различных светских государств, включая королевства, феодальные домены, самостоятельные города. Каждый человек в западном христианском мире жил под управлением и канонического права, и одной или более светских систем"1. Церковь не отменяла светского права, но активно вторгалась в него, распространяя свою юрисдикцию на различные сферы жизни человека. Так, из юрисдикции церкви над браками сформировалась совокупность права, относящегося к преступлениям и деликтам, а из юрисдикции над завещанием — к наследственному праву. Таким же образом юрисдикция церкви над таинствами сформировала каноническое брачно-семейное право. Это право было более разработанным, чем достаточно общие (если не сказать примитивные) положения "варварских правд", даже наиболее известной из них — Салической правды (507—511 гг.) франкского короля Хлод-вига (достаточно сказать, что брак по салическим нормам оформлялся как покупка невесты женихом).
Уже в раннее Средневековье церковь активно проводит среди варваров идею моногамного брака, основанного на обоюдном свободном согласии супругов, выступает против обычаев женить детей в колыбели для скрепления семейных или династических связей, ратует как за формализацию брака, так и за правовую формализацию взаимных обязательств супругов.
Каноническое право различало несколько этапов заключения брака: договор помолвки, т. е. обмен обещаниями вступить в брак в будущем; договор брака, т. е. обмен обеща-
1 Берман Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования. Пер. с англ. М., 1998. С. 218.
Глава 8. Европейский homo juridicus
ниями вступить в брак в настоящем; договор copula carnalis, т. е. согласие вступить в интимные связи после заключения брака1. Из принципа выражения согласия на брак развилось каноническое договорное право: так, согласие должно было быть дано по доброй воле, в противном случае, если обнаруживалось принуждение либо обман, брак считался недействительным. Решая проблему ошибки или обмана как препятствия к признанию брака действительным, канонисты исходили из вопроса, вступила бы заблуждающаяся сторона в брак, если бы знала правду. Это имело свои практические последствия: "Если стороны вступили в брак, добросовестно заблуждаясь и не зная об имеющихся препятствиях, канонисты считали, что дети от такого брака — законнорожденные, а сам брак был действителен вплоть до дня объявления его аннулированным. Это называлось мнимым браком. Более того, брак не мог быть аннулирован без предъявления иска, а круг лиц, которые могли подать такой иск, ограничивался. Если не было близких родственников, то предпочтение от-/щвалось лицам, известным своим благоразумием. Закона об исковой давности не было, ничто не мешало желающей аннулирования стороне подавать иск, даже если она уже это сделала и проиграла"2. Здесь мы видим очевидное влияние римского договорного права.
Хотя развод в его нынешней форме канонами не признавался, ибо это нарушало бы узы таинства, и брак считался нерасторжимым до смерти одного из супругов, допускалось раздельное проживание супругов (divortium), разрешение на это давал суд, если были доказаны внебрачная связь либо тяжкие проявления жестокости. (Для сравнения укажем на существующее во Франции со времен Семейного кодекса Наполеона физическое и имущественное разделение супругов - - separation des corps et des biens — без расторжения брака.) Правда, брак мог быть расторгнут папой, если один из супругов вступал в религиозный орден, прини-
1 Здесь и далее излагаем материал, пользуясь указанной работой Г. Дж. Бер-мана. Раздел "Каноническое брачно-семейное право". С. 219—223. См. также: Право в средневековом мире. СПб., 2001. - Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 221.
290 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
мал монашество, либо одна из сторон отказывалась обращаться в христианство, в то время как это делала другая сторона.
Пойдя дальше классического римского права, каноническое право предусматривало значительный объем норм, защищающих права женщины в браке, исходя из доктрины равенства обоих супругов перед богом. Это означало, между прочим, и взаимность обязательств верности. И хотя церковь в целом принимала ограничения имущественных прав женщины светским правом, она, тем не менее, считала одним из условий заключения брака приданое невесты, как гарантию ее имущественных прав в случае вдовства, причем цена приданого не могла быть уменьшена во время брака (никаких инфляции!).
Тайные браки признавались, если их подтверждали оба супруга (святость согласия превыше всего), но если воля одной из сторон изменялась, брак считался недействительным.
Дети, рожденные в браке, считались законнорожденными, даже если у супруга возникали сомнения относительно своего отцовства. Приемные дети также получали статус, равный родным детям. Правда, бдительно стоя на страже морали, церковь не признавала законнорожденными детей, рожденных вне брака, хотя и допускала, что они могли быть узаконены последующим браком.
Даже из этих примеров очевидно, что канониками была проведена достаточно полная систематизация семейного права. Это стало возможным прежде всего потому, что церковным властям удалось взять под свою юрисдикцию таинство брака и затем постепенно совершенствовать правовое регулирование всего комплекса проблем семьи, фактически взяв под свой контроль повседневное бытие человека.
Оживление экономики в X—XI вв., рост городов, появление цеховой организации и нового массового сословия — горожан (bourgeois), коммунальные революции, устанавливавшие власть городской коммуны, строившейся по прообразу античных полисов и римских муниципий, свержение власти епископов и, как следствие, ослабление позиций канонического права привели к появлению первого историчес-
Глава 8. Европейский homo juridicus
кого типа права -- городского права, прообраза буржуазного права. Основу этого права составляли городские статуты — хартии. Городское право поднимало гражданские права на новую высоту1. Так, не допускались произвольные аресты и заключение под стражу в обеспечение долга. Судебный процесс становился состязательным и уже не содержал судебного испытания или варварского обычая поединка. Беглым крестьянам достаточно было пробыть сутки в городе, чтобы пополнить ряды свободных горожан. Подлинный скачок был сделан в закреплении гражданских прав и свобод, особенно в том, что касалось участия в органах городского самоуправления, а также в отправлении правосудия.
Сошлемся на хрестоматийный текст Великой хартии вольностей в той части, которая касается личных прав:
"20. Свободный человек будет подвергаться штрафу за малый проступок только сообразно роду проступка и за крупный проступок не иначе, как соразмерно важности проступка: при нем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество <...>
39. Ни один свободный человек не может быть аресто
ван, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объяв
лен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обез
долен, и мы не пойдем на него и н<г пошлем на него иначе как
по законному приговору равных ему и по закону страны.
40. Никому не будем продавать права и справедливости,
никому не будем отказывать в них или замедлять их.
42. Каждому пусть будет впредь позволено выезжать из нашего Королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам; изъя-
1 Два правовых документа отмечают эту эпоху — Magna Carta, Великая хартия вольностей 1215 г., вынужденно дарованная английским королем Иоанном Безземельным баронам и горожанам, и флорентийские Ordinamenti della Giustizia, Установления Справедливости 1292 г. Однако представляется, что значение этих действительно исторических документов преувеличивается "учебниковой традицией" в ущерб другим хартиям. В своих прежних работах мы касались этой проблемы. См.: Ковлер А. И., Смирнов В. В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С. 115—131; Ковлер А. И. Городские коммуны Средневековья // Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. М., 1995. С. 62—80.
292 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
тие делается в интересах общей пользы Королевства только для некоторого краткого срока в военное время; из сего изъемлются заключенные и лишенные прав по закону Коро-левства<...>
45. Мы будем назначать судей, констеблей, -шерифов и бэйлифов лишь из тех, которые знают закон Королевства и имеют желание добросовестно его исполнять"1.
Напомним, что на дворе был 1215 год.
Однако при всем очевидном "исторически прогрессивном" характере городского права нельзя не отметить его сословно-цеховой доминанты. В той же Великой хартии вольностей основной массив норм адресован епископам, баронам, купцам. Человеку вообще ("свободному человеку") посвящено всего несколько приведенных выше статей. Два других исторических документа, появившихся на Британских островах -- Билль о правах (1689) и Акт о дальнейшем ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного (1701), венчающих эту эпоху, касаются, в основном, институциональных аспектов обеспечения гражданских прав и свобод (что само по себе чрезвычайно важно), но в них мы не найдем ни одного упоминания о суверенности личности как таковой.
Горожанин имел определенный набор прав, привилегий и обязанностей именно в силу принадлежности к той или иной корпорации, гильдии, к тому или иному цеху. Между цехами же существовала определенная иерархия (во Флоренции, например, были "старшие" и "младшие" цехи), которая переносилась и на социальные структуры (в той же Флоренции различались popolo grasso и popolo minuto -"жирный" и "тощий" народ). С возрождением римских муниципальных традиций возрождался и институт клиентелы -достаточно обратиться к "Истории Флоренции" Н. Макиавелли, где описаны бесконечные погромы домов гвельфов и гибеллинов силами городской черни, находящейся в клиентских отношениях с богатыми горожанами. Эта в общем-то
1 Цит. по: Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 4.
Глава 8. Европейский homo juridicus
все еще феодальная иерархичность лишает личность того статуса и величия, который ей предрекали великие гуманисты Возрождения. Личность в целом пока еще не автономна и по многим параметрам своего правового бытия лишена самостоятельности.
Городское право, тем не менее, подготовило великий переворот в правах человека, совершенный так называемыми буржуазными революциями1. Этот переворот был подготовлен учением о естественном праве и идеями Просвещения.
О значении естественного права, и особенно его рационалистической вариации, мы уже говорили в главе, посвященной теоретическим истокам антропологии права. Тем не менее хотелось бы заострить внимание на нескольких моментах.
Первой проблемой, с которой пришлось столкнуться рационалистам, было освобождение от догматической схоластики тысячелетней канонической и светской правовой традиции, а также от моральной теологии, довлеющей над представлениями о правах человека. В преодолении схоластики, "очеловечевании" публичного права выдающуюся роль сыграл Г. Гроций, выделивший в природе человека societatis appetitus - - стремление людей к свободным отношениям с себе подобным; в общественной жизни люди хотя и не преодолевают до конца эгоистические наклонности, но эти наклонности ослабляются; по этой причине люди объективно заинтересованы в новых правовых формах организации общественного бытия. Эта идея самостоятельности, самозначимости общественного бытия человека имела, конечно, скрытую атеистическую подоплеку. Сложнее было преодолевать положения моральной теологии в сфере частной жизни. Э. Ан-нерс замечает по этому поводу: "Медленнее всего освобождение происходило в той сфере, где христианская правовая традиция в течение долгого времени была сильнее всего,
Ввиду тематической обширности этого сюжета и безбрежного моря литературы, мы сконцентрируем свое внимание лишь на проблемах, имеющих непосредственное отношение к антропологии позитивного права, делая при этом самые необходимые библиографические сноски.
294 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
например в области семейного и уголовного права"1, т. е., добавим от себя, в тех отраслях права, которые составляют, как мы не раз отмечали, terrain de chasse (охотничье поле) антропологии права. И вот здесь выдающуюся роль сыграл Самуэль фон Пуфендорф, чей вклад в развитие антропологии права, повторим, явно недооценен. Чтобы не навязывать своего мнения, приведем еще раз оценку Э. Аннерса: "В то время как Гроций был связан авторитетом и традиционной христианской моральной теологией, Пуфендорф рассматривал проблему в прямой связи с современной ему действительностью, используя последнюю в качестве материала для своих рассуждений. Он также брал примеры из жизни других народов. Таким образом, Пуфендорф является первым представителем антропологического метода исследования, а равно и сравнительного правоведения, которое стало развиваться в постоянном и быстром темпе в XVIII в., хотя отцом-основателем этой науки считается Монтескье"2.
Следует воздать должное и двум немецким правоведам. Первый, Христиан Томазий (1655—1728), задавшийся целью создать секуляризированное естественное право, является автором известного изречения "Homo animal rationale est" ("Человек есть разумное существо"). Для него естественное право — продукт разума человека, а не jus divinum'a, т. е. божественного права. Второй, Христиан Вольф (1679—1754) применил, подобно Спинозе и Декарту в философии, сложные математические и геометрические методы анализа в юриспруденции, создав систему этических норм в своем главном труде "Описание естественного права научным методом" (1754).
Рациональная волна в естественном праве наложилась на волну философской антропологии, в результате чего, как видим, в правоведении произошла тихая революция (по сравнению с шумной революцией в философии, более доступной читающей массе), результатом которой было создание нового метода правовой науки, в которой под влиянием идей Про-
1 Анкере Э. История европейского права. Пер. со шведск. М., 1994. С. 226.
2 Там же.
Глава 8. Европейский homo juridicus
свещения сформировался иной взгляд на человека, его мораль и общественное бытие, чем тот, который утвердился в каноническом и городском праве.
Выдающуюся роль в утверждении этого нового метода сыграл И. Кант. Потрясающе его высказывание: "Две вещи наполняют душу всегда новым и тем более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне"1. "Моральный закон во мне..." -- это почти толстовское "Царство божие внутри нас", только у Канта главный моральный императив человеческого существования, определяющий границы свободы себя самого и свободы других -- право.Право так же закономерно в человеческом обществе, как закономерен разум. Свобода вне права, закона—- это дикость, варварство, животное состояние: "Высшей среди... обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами! Право человека должно обеспечивать ему безопасность, оно сильнее всякого оружия и надежнее всех стен"2.
Право, по Канту, основано на разуме, в нем, его "чистоте" и силе видел он глубокую суть права3. Право в своем единении с законом - - составная часть гражданского общества. Только зрелое гражданское общество, усвоившее необходимость права, способно создать правовое государство. Но все начинается с практических отношений между людьми, где понятие права вытекает из понятия свободы. (Увы, эту истину не усвоили многие социальные экспериментаторы прошлого и настоящего, ставившие на первое место Го-
Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 3. М., 1997. С. 729. : Кант И. Из лекций по этике: Этическая мысль. М., 1988. С. 306. ; См.: Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998; Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000 (переиздание первого издания 1902 г.).
296 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
сударство и Власть и лишь в конце их мыслительной конструкции маячил маленький человечек.)
По Канту, человек как субъект права выступает в трех качествах: как человек,наделенный свободой члена человеческого сообщества; как подданный,обладающий равенством с каждым другим, как гражданин,имеющий гражданскую и политическую самостоятельность. Нельзя не согласиться с С. С. Алексеевым, что под подданным Кант понимал "всякого, кто находится под законом", а под равенством -- именно правовое равенство.
И еще одно замечание, важное для понимания кантианской концепции "права человека": высшей ценностью права он полагал справедливость, основанную на принудительном праве, т. е. праве, обязательном для всех, и отвергал сострадание в духе благотворительности как субстрат справедливости. По этому поводу тонкий исследователь Канта Э. Ю. Соловьев пишет: "Не является ли этика Канта в значительной своей части (и прежде всего как учение о категорическом императиве) вовсе не этикой, не аналитикой нравственности, а полноценной теорией правосознания?"1
Идеи Канта, как и идеи идеологов Просвещения, увенчаны Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., первого в истории человечества документа подобного рода и такой юридической силы (напомним, до сих пор Декларация входит составной частью во все французские конституции), который непосредственно обращен к человеку и ставит его в центр правового мироздания. Вчитаемся в этот документ, который мы приводим полностью, поскольку он органично вписывается в нашу тему.
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Представители французского права, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причи-
1 Соловьев Э. Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 188—189.
Глава 8. Европейский homo juridicus
ной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.
Статья 1
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
Статья 2
Цель всякого политического союза -- обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья 3
Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
Статья 4
Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
Статья 5
Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не можеть быть принужден делать то, что не предписано законом.
298 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1189;