Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина
Если требуется привести пример неразрывной связи правовой системы с образом жизни отдельного человека, то ислам — самый наглядный пример. Действительно, религиозная форма сознания, лежащая в основе ценностей исламской цивилизации, теснейшим образом связывает интересы и ценностные установки уммы (мусульманской общины в самом широком собирательном смысле) с образом мыслей и поведением правоверного мусульманина. "Ислам, — отмечается в популярной книге для верующих, - - это нерасторжимое единство веры, религиозных предписаний, правовых и моральных норм и определенных форм культуры. Это цельная система ценностей, формирующих идеологию и психологию, образ жизни и мышления как для каждого верующего, так и всей мусульманской общины. Ислам охватывает и регулиру-
Часть III. Право, культура, цивилизация
Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина
ет все стороны человеческой жизни — от концепции и практики государственной власти до мельчайших подробностей быта..."1
Поведение мусульманина основано на ценностях и установках шариата — внутреннего идеала, к которому надо стремиться. Шариат являет собой синтез религии, нравственности и права, он — "закон жизни". Шариат наряду с ада-том (местными обычаями и правилами поведения мусульман) является универсальным регулятором социальных отношений мусульманского мира, личного статуса мусульман. Что же тогда понимать под мусульманским правом?
Следует сразу сделать оговорку, что мусульманское право -- не синоним шариата в его расхожем понимании ("законы шариата"). Тонкий знаток мусульманского права, на которого мы будем не раз ссылаться, Л. Р. Сюкияйнен уточняет: "Различение этих понятий основано на правовых критериях: шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле — в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала. В отличие от него мусульманское право - - преимущественно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание"2.
В шариате различают два основных элемента: религиозно-этический — акида, и собственно правовой — фикх, определяющий параметры мусульманского права. В свою очередь фикх содержит предписания и обязательства по отношению к Аллаху — ибадат, а также нормы поведения по отношению к себе подобным — муамалат. Для лучшего запоминания терминологии изобразим эти понятия в схеме.
1 Алъ-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды (серия "Мир
ислама"). М., 1998. С. 9.
2 Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
С. 17.
шариат
/ \ акида фикх
/ \ ибадат муамалат
Напомним, что в курсах мусульманского права или сравнительного правоведения1 к источникам ("к^орням") мусульманского права по традиции, идущей от Аш-Шафии, относят:
Коран — священная книга мусульман, содержащая около б тыс. стихов (аятов), в 500 аятах изложены правила поведения, которым должен следовать мусульманин. В Коране от имени Аллаха сказано, что "мы ниспослали его, как арабский судебник" (Коран, 13—37). Хотя в нем нет систематического изложения всех правовых норм та. установлений, он послужил основой разработки шариатской законодательной системы, регулирующей отношения в семье и в обществе, имущественное и уголовное право, фискально-налоговую и финансовую систему2;
Сунну — повествования (хадисы) о жизни Пророка Мо-хаммеда (Магомета) как образца для подражания (сунна в переводе означает образ жизни, правила);
Иджму - - согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного;
Кийяс — толкование по аналогии, сочетающее откровение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кора ном, Сунной и Ид-жмой.
1 См.: Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с франц. М., 19 59; Саидов А. X.
Основы мусульманского права: Курс лекций. Ташкгент, 199 5; Он же. Срав
нительное правоведение. Гл. 16. "Мусульманская правовая семья". М.,
2000.
2 Лучшим переводом Корана считается перевод выдающегося арабиста
И. Ю. Крачковского: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1986 (неодно
кратно переиздавался). Блестящий стихотворный перевод Корана сде
лала Валерия Порохова: Коран: Перевод смыслов и комментарий. Да
маск; Москва, 1995; О Коране как источнике пра_ва см.: Климович Л. И.
Книга о Коране, его происхождении и мифологии. Гл. 3. "Мировоззрение
Корана". М, 1988. С. 147—270.
Часть III. Право, культура, цивилизация
Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина
Л. Р. Сюкияйнен, верный академическим традициям, основным источником мусульманского права считает доктрину, имея в виду доктринальную разработку нормативного состава мусульманского права на основе толкования предписаний-ориентиров Корана и Сунны и придания им юридического характера1. Принцип иджтихада (имеющего много значений — "усердие", "настойчивость", а также "поиск истины", в определенном смысле и "свобода усмотрения") позволял формулировать на этой основе конкретные судебные решения и новые правила поведения (вот вам пример антропологического подхода к праву).
Некоторые исследователи и богословы относят к источникам мусульманского права также и фетвы, толкования, которых насчитывается более 6 тысяч.
Для полноты картины добавим, что существуют школы (толки) мусульманского права — масхабы2.
Суннитские (считающие исчерпанными Сунной усилия по познанию сути ислама), которые по имени своих создателей различаются по школам, именуемым как ханифитская (Абу Ханиф), маликитская (Ибн-Малик), шафиитская (Аш-Шафиа), ханбалитская (Ибн-Ханбала).
Шиитские (на основе иджтихада не признают "закрытия врат человеческих усилий", выступают за дальнейшее развитие мусульманского права): джафаритская, исмаилит-ская, зейдитская.
С шариатом всегда конкурировал адат — местные обычаи, традиции, корнями уходящие в домусульманскую эпоху, воспринявшие (нередко в весьма искаженной форме) некоторые установки шариата3. Если шариат является порож-
1 См.: Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права //
Источники права. М., 1986; Он же. Мусульманское право: Вопросы тео
рии и практики. Гл. 2. М., 1986.
2 См.: Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского
права // Мусульманское право. М., 1984.
:! См.: Авксентьев А. Коран, шариат, адаты. Ставрополь, 1986; Дому-сульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Бабич И. Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999; Кулажников М. II. Право, традиции и обычаи. Ростов, 1972; Мавлютов Р. Р. Ислам. М., 1969; Маргиев В. И. История государства и права в Осетии. Майкоп, 1997.
дением городской культуры в исламе, то стихия адата — сельская, горная местность. Ярчайший пример адата — кровная месть, норма, отсутствующая в шариате1.
Итак, установив самые общие понятийные и терминологические ориентиры в исламе, обратимся к собственно правовому бытию мусульманина и мусульманки. В самом начале очерка мы подчеркнули, что шариат как "закон жизни" мусульман являет собой синтез религии, нравственности и права. Особенностью мусульманского права является такой же синтез правовых норм, правосознания и поведения, причем если в иных правовых системах эти элементы обычно разнесены, причем на весьма большую дистанцию друг от друга ("право в книгах", "право юристов", "право в жизни"), то в мусульманском праве практически нет между ними границ: внутреннее убеждение верующего в том, что предписания нормы и есть единственно возможная форма должного и справедливого, которой следует придерживаться в повседневной жизни, в поступках и в мыслях, сметает эти границы. Эта вера, передаваемая как генетический код из поколения в поколение, придает правосознанию мусульман ту самую незыблемость, которая нередко раздражает европейцев, принимающих ее за "фанатизм": если мне этого не дано, то у другого это плохо... (Уместно спросить: а не является ли европоцентризм если не разновидностью фанатизма, то некоего континентального шовинизма?)
Заданность параметров правосознания религиозным сознанием придает восприятию мусульманского права не только его специфику, но и огромный авторитет, а следовательно, и высокую эффективность. У мусульман нет циничных поговорок типа "закон что дышло...". Сколь не велико значение толкования (фетвы) мусульманского права, давать его могут только признанные авторитеты: молла, муфтий, известные богословы и правоведы. Никакое "личное" усмотрение не допускается. Все современные кодексы толкуются так, как будто они непосредственно вытекают из шариата и догматов ислама. Мусульманское право развивается, таким об-
1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Шариат, обычай, закон: Координаты правового бытия российского мусульманина // Человек и право. М., 1999. С. 82—91.
Часть III. Право, культура, цивилизация
Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина
разом, путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом и черпать в прежних нормах свою силу. Тем самым обеспечивается многовековая преемственность этих норм.
Мусульманин по сути своей правовой человек, т. е. человек, который живет по праву, причем это правовое бытие основано на внутреннем убеждении. Можно сказать, что социально-нормативное регулирование, заложенное в исламе, включает сознательноезнание и исполнение правил поведения, обычаев, нравственных норм, правил вежливости каждым мусульманином как составной части мусульманского братства -- уммы. Мусульманское право как бы оформляет их в более стройную систему и поэтому воспринимается мусульманами как составная часть их бытия1.
В мусульманском праве сложилось понятие личных прав, точнее личного статуса, связанного с мусульманской верой: ты обладаешь набором прав и обязанностей именно в силу того, что ты мусульманин. Это касается как "культовых" норм, так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространяются на христиан, иудеев, коптов, последователей других религий; правда, от них требуется уважение традиций ислама, если они оказываются в мусульманской среде. В этой связи заявления некоторых мусульман о том, что законы шариата обязательны для всех, включая немусульман, скорее результат невежества, ибо просвещенный, "цивилизованный", ислам веротерпим: достаточно сказать, что по египетскому законодательству личный статус гражданина зависел от конфессии (устанавливалось 14 таких статусов)2.
1 Интересные размышления по этому поводу вызывает нетленная ра
бота академика В. В. Бартольда: Бартолъд В. В. Мусульманский мир //
Сочинения. Т. VI. М., 1966.
2 До революции (той самой, 1917 г.) эта тема осваивалась весьма актив
но. См.: Гиртас В. Права христиан на Востоке по мусульманским зако
нам. СПб., 1895; Нофас Н. Г. Курс мусульманского права (о собственно
сти). СПб., 1896; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законо
ведения. СПб., 1850; Мусульманское право: Шариат и суд. Перевод
применяемого в Оттоманской империи гражданского свода (Мэджел-
лэ). Пер. с турецк. Т. 1—3. Ташкент, 1911—1912.
Семейные отношения в мусульманском праве регулируются именно исходя из институтов "личного статуса". Это как раз та самая видимая часть айсберга, которая больше всего знакома немусульманскому миру и достаточно хорошо изучена и описана1. Это не означает, что другие отрасли мусульманского права менее развиты, но эта часть мусульманского (как, впрочем, любого другого) права наиболее "ан-тропологична".
В конце XIX в. в Османской империи, большинство населения которой не говорило по-арабски, была предпринята попытка кодифицировать нормы мусульманского права, а заодно перевести эти кодексы на языки исповедующих ислам народов. Так появилась составленная в 1869— 1877 гг. Маджалла (1851 статья), в которой значительное место уделялось гражданской правоспособности. Однако впервые понятие "право личного статуса" было введено в египетском гражданском кодексе 1876 г., включавшем 647 статей и называвшемся "Нормы шариата по личному статусу"; в нем получил закрепление принцип регулирования личного статуса человека в зависимости от исповедуемой им религии. Наконец, вслед за османским семейным кодексом 1915 г. в ряде арабских стран в 20-е и последующие годы на основе этого кодекса были приняты семейные законы и кодексы.
Большинство из этих законов устанавливали договорную форму брака, причем обязательно присутствие двух свидетелей (мусульман, если речь идет о заключении брака между мусульманином и мусульманкой). Устанавливался брачный возраст: для мужчин в основном 18 лет, для женщин - - от 15 до 18 лет, хотя возможны отступления по решению суда, в этом случае будущие супруги должны доказать свою брачную правоспособность и даже (если необходимо) половую зрелость. При заключении брака каж-
1 См.: Вагабов М. В. Ислам и семья. М., 1980; Каримов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 92—105; Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право и современное семейное законодательство // Мусульманское право. С. 159—182.
Часть III. Право, культура, цивилизация
Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина
дый из будущих супругов вправе внести в него дополнительные условия, но эти условия должны быть выполнимыми и не противоречить шариату (нельзя, например, требовать раздельного проживания супругов или разрыва связей жены с родителями).
В большинстве мусульманских стран закрепляется норма шариата, позволяющая мусульманину иметь до четырех жен, правда, при условии, что "предыдущая" супруга не внесла в договор оговорку, позволяющую ей расторгнуть брак, если ее муж вступает в другой брак. Кроме того, шариат требует от мужа одинаково "справедливого" отношения ко всем своим супругам. Свое право на многоженство мужчина должен каждый раз подтверждать в суде, который при принятии решения должен учитывать материальные и иные возможности мужа заключать новый брак и обеспечивать "равное" и "справедливое" отношение к своим женам. Предварительное уведомление законной супруги (или супруг) о новом браке обязательно1. Это еще раз подтверждает высказанное нами выше утверждение, что шариат не допускает произвола даже в такой интимно-личностной сфере, как семейная жизнь.
Достаточно полное представление о личностном статусе мусульман и об исламской концепции прав человека дает принятая 19 сентября 1981 г. Всеобщая исламская декларация прав человека, документ малоизвестный как в России, так и в государствах Средней Азии (в чем нам пришлось убедиться, читая совсем недавно курсы по правам человека в этих бывших советских республиках), поэтому приводим его полностью, завершая им очерк2.
1 Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. С. 159—182.
2 Русский перевод сделан проф. А. X. Саидовым. Нами внесены незначи
тельные уточнения перевода по источнику: Declaration Islamique
Universelle des Droits de 1'Homme. 21 Dhul Qaidah 1401 (19 Septembre
1981). Текст содержит также подробную таблицу соответствия положе
ний каждой статьи Декларации тексту Корана (эту часть текста мы
опускаем).
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 2056;