Переоткрытие понятия «сознание» в антропоцентризме Возрождения и Нового времени.
Ф. Ницше обратил внимание на выпадение из мировоззренческого цивилизационного пласта очень важной ранее структуры – понятия божественного абсолюта: человек эпохи Нового времени начинает отказываться от Бога, он может поставить на его место самого себя, т.е. перестает строить свое поведение по типу должного. Начало этого процесса отметил еще в XVII в. Р. Декарт и оформил его в форме тезиса «Я мыслю – следовательно, я существую». Данный тезис является первичной аксиомой, согласно которой можно обосновать любое знание. Из него также вытекает идея, что именно человек является первичным основанием всего мира.
В Новое время происходит переоткрытие проблемы сознания, возникает новая метафора для его обозначения в виде емкости или кувшина, т.е. определенного творческого начала, в котором образы предметов хранятся до встречи с ними. Если в античности считалось, что сознание есть восприятие воздействия, признавалась полная аналогия между образами и предметами, то в Новое время, начина с Р. Декарта, эта аналогия начинает ставиться под сомнение. Сознание понимается как воображение, как конструирование реальности. И. Кант считал, что все знание о мире врожденно, только что родившийся человек обладает уже готовым знанием; цель познания заключается в том, чтобы это знание сделать осознанным.
Эпоху Нового времени в вопросе о понимании сознания можно охарактеризовать также как мнимый возврат к античности и мнимый разрыв со Средневековьем. Возврат к античности проявляется в том, что содержание сознания сужается до предметно-логического. Мнимость этого возврата в том, что нет полной аналогии между образами и предметами. Мнимость разрыва со Средневековьем – в том, что осталась та практика, тот навык работы мышления с самим собой, характерные для данной эпохи, т.е. по-прежнему фраза «сознание как философия самосознания» продолжает оставаться главным тезисом мыслителей Нового времени. Однако определенный разрыв со средневековьем тоже есть: так, в теории Плотина сознание вторично, а в Новое время оно первично.
Таким образом, в Новое время выявляются 4 аспекта сознания:
1) направленность сознания на объект,
2) непризнание аналогии образа и объекта (отрицание тождества бытия и мышления), что символизировало гносеологический переворот, начатый Р. Декартом и поставленный И. Кантом.
3) начинает исключаться духовная составляющая сознания,
4) однако, сохраняется понимание сознания как самосознания и начинает выявляться понимание сознания как познания и отражения.
Сознание и отражение. Возникновение сознания.
Определенные предпосылки сознания существуют уже на уровне неживой природы. Еще Д. Дидро отмечал, что в самом фундаменте материи существует особое свойство, по существу сходное с ощущениями. Этот атрибут называется отражением.
Отражение – это способность объектов и систем сохранять следы взаимодействия с другими объектами и системами изменением собственной структуры.
Отражение есть результат взаимодействия предметов, и выделяются два основных вида отражения: изоморфное и гомоморфное. Изоморфное отражение – отражение всех деталей объекта. Его примером может послужить фотография. Гомоморфное отражение – это отражение лишь основных или определенных деталей объекта. Его примером может послужить картина художника. Оно является более глубоким, так как всегда детальное отражение предмета в большей степени скрывает его сущность. Художник чаще всего намеренно искажает неосновные детали объекта, тем самым обнажая его сущность.
Также выделяется 6 форм отражения. Зеркальное отражение существует на уровне неживой природы и понимается в основном в качестве обмена энергией (например, солнце нагревает камень). На уровне живой природы отражение как предпосылка сознания существует в таких формах, как раздражимость, чувствительность, психика, мышление и, непосредственно, само сознание. Раздражимость – способность отдельных клеток реагировать на внешние изменения окружающей среды. Чувствительность – способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений; присуща многоклеточным организмам. Психика – процесс и результат взаимодействия клеток мозга, сформировавшихся при специализации клеток и отвечающих за управление всем организмом, с внешним миром.
У высших животных психика включает в себя:
а) наглядно-чувственные, зрительные и звуковые образы вещей и процессов; б) эмоции, переживания, чувства. В данном случае сознание помогает человеку регулировать свои эмоции и чувства, поэтому у него более устойчивая психика, чем у других высших животных, сознанием не обладающих; в) способность постановки простейших целей и способность их достигать; г) способность хранить и передавать информацию, которая реализуется в правилах и нормах поведения. У человека (и не только) существует два типа поведения: врожденное и приобретенное.
У животных отличаются два типа поведения: врожденное и приобретенное. Врожденное доминирует. У человека же доминирует приобретенный тип поведения. Одной из главных причин этого является то, что человек запечатлевает свои знания и навыки не только в своих действиях и нормах, но и в материальных объектах, т.е. человек опредмечивает свои знания.
Проблема возникновения сознания имеет три аспекта:
1. Как возникает сознание в историческом плане?
2. Как возникает сознание у ребенка?
3. Как каждодневно возникает сознание у каждого из нас?
1. В историческом плане возникновение сознания, очевидно, обусловлено развитием, деятельностью человека. Любая осознанная деятельность включает в себя постановку задач. Трудовая деятельность включает в себя также определенные четкие этапы изготовления предметов или орудий. В изготовлении орудий труда необходимо произвести ряд строго последовательных действий. Это способствовало появлению умения выделить необходимые свойства и качества предмета, что выросло в итоге в способность осознанного анализа реальности. В процессе деятельности также развивалось общение, необходимое для совместных действий. Первоначально сознание человека было вплетено в его деятельность, т.е. не отрывалось от его действий, человек думал о том, что делал. Мышление высших животных идет по логике объектов. Оно логично. У животных мышление и действие не разделяются, мышление проявляется в действии. У человека на начальных этапах исторического развития мышление синкретично, т.е. в нем не выделяются разные формы сознания. Постепенно, с течением времени, возникают различные формы общественного сознания.
Таким образом, в историческом плане сознание человека развивается вслед за развитием деятельности: усложнение деятельности ведет к углублению сознания, что, в свою очередь, вновь усложняет деятельность и т.д. Например, как слепоглухонемых обучали сознанию? У них сознание мобилизовали и развивали через развитие их деятельности.
Может ли возникнуть сознание у современных животных, если мы также будем мобилизовать их развитие через усложнение деятельности? По мнению некоторых из ученых – может, но большинство ученых считает, что это невозможно, так как их потенции развития уже реализовались. Точно так же в отношении отдельного человека сознание может возникать лишь на определенном этапе развития.
2. В отношении второго аспекта необходимо отметить, что само сознание не жестко связано с уровнем интеллекта. Так, в двухлетнем возрасте детеныш шимпанзе в интеллектуальном плане более развит, чем двухлетний ребенок, однако у второго уже есть сознание, а у первого его нет.
3. Данный аспект раскрывается, в частности, в соотношении сознания и бессознательного. Существуют две основных версии по поводу данного соотношения. По К. Марксу, сознание – абсолютно доминирующее и снимает бессознательное начало в человеке: социальное начало превалирует над биологическим. По З. Фрейду, бессознательное начало по своей массе и объему значительно превышает сознание и гораздо больше влияет на человеческое поведение. Существуют архетипы, которые пронизывают сознание, бессознательное и всю реальность в целом и объединяют отдельные группы людей, нации, реальность в целом.
Сознание и мышление. Культура мышления: рассудок и разум.
Необходимо различать сознание и мышление. Существуют различные варианты определения мышления:
1) мышление есть способность к пониманию;
2) мышление – это способность и процесс использования имеющейся информации или знаний при столкновении с новыми ситуациями; способность и процесс предвидения проблем или ситуаций благодаря осмыслению взаимосвязи предметов и тенденций развития событий;
3) мышление есть процесс анализа реальности, умение сопоставления данных на основе информации и опыта и выбор определенного варианта действий в соответствии с результатами этого анализа.
Часто понимание человека бывает лишь на животном уровне, когда он может сделать что-то на основе этого понимания, но объяснить не может.
У человека, кроме анализа реальности, мышление выражает и процесс создания понятий. Сознание обозначает результат этого процесса и рефлексивную деятельность по использованию созданных понятий. Иначе, сознание – это понимание через понятия. Понять предмет – значит создать понятие для этого предмета.
Сознание – это субъективный образ объективного мира. Сознание предполагает сначала план действия и только потом действие.
Есть ли у животных мышление? Есть. Образное мышление человека напоминает животное мышление. Однако, хотя животное умеет мыслить, но оно не понимает об этом, не осознает этого. Животное всегда думает о том, что оно делает в данный момент. Т.е. у животного мышление и действие не отрываются друг от друга. А у человека мышление способно оторваться от непосредственно происходящей реальности. Он может делать одно, а думать о другом. Поэтому не случайно некоторые ученые называют человека сумасшедшей обезьяной.
Сознание предполагает постановку целей и задач, а также предвидение их результатов. Так, К. Маркс считал, что отличие самого плохого архитектора от самой лучшей пчелы в том, что у него в голове уже заранее есть образ здания, который он создает.
Органом мышления является мозг, однако мыслит не мозг сам по себе, а человек, обладающий мозгом, то есть наличие мышления/сознания и уровень его развития зависит от деятельности человека.
Для понимания мышления важным является понятие культуры мышления. Культура мышления – это способ организации мышления, состоящий в использовании всей системы понятий и методов мышления, которые отражают современный уровень развития единого научного знания. Культура мышления состоит в адекватном использовании необходимых понятий в анализе реальности.
Мышление человека включает свободное целеполагание, и, по мнению Э.В. Ильенкова, «сознание существует не только в голове отдельного человека, но и перед ним, в общественных отношениях, в которые он включен», а также в созданных человеком предметах и совершённых поступках. И это доказано на многих жизненных примерах: так, если человека посадить в одиночную камеру, либо оставить на необитаемом острове, т.е. изолировать от людей, то очень быстро сознание деградирует и может вообще исчезнуть. В подобных условиях сознание сохраняют лишь люди, которые являются духовно богатыми, обладают большими знаниями и навыками культуры мышления.
Таким образом, чем больше и многообразнее деятельность человека, тем глубже и разносторонне развито его сознание.
Сознание существует также в созданных человеком материальных и духовых предметах. В этих предметах сознание человека опредмечивается. Опредмечивание – воплощение деятельных сил и способностей человека переводить форму деятельности в форму материального или духовного объекта. Отсюда вывод: разнообразие сознания также зависит от разнообразия окружающих нас предметов. Человек сможет понять цели или замыслы других людей, если во взаимодействии с созданными ими предметами он понимает предназначение этих предметов, т.е. понимает, для чего они сделаны и как их можно использовать – этот процесс называется распредмечиванием.
Таким образом, сознание существует: 1) в голове, 2) в действиях человека, 3) в окружающих его общественных отношениях, 4) в материальных и духовных предметах, созданных человеком.
Важно отметить, что сам по себе человек во многом мыслит и рассуждает как робот, т.е. блоками, схемами, штампами, которые уже заложены в него. Именно поэтому, не изучая реальность, не имея знаний и пытаясь самостоятельно создать идею, человек изобретает лишь очередной велосипед, то, что давно уже кем-то изобретено и широко известно. Также именно поэтому опытный человек заранее может предугадать, что сделает другой. Эти штампы и схемы лежат в подсознании человека. Где же находится сознание в этом отношении? Оно находится между ними, вне этих штампов. Сознание – это своего рода живой мостик, искра в расщелине догм и схем. Но чем этих схем и штампов больше, тем более развито сознание, вот почему их надо знать. Выбор человеком схем мышления делает его свободным, то есть углубляет его сознание.
Также существуют ситуации, когда человек выступает по жестко заложенной в него программе. Эта программа ему может быть либо внушена, либо он сам бессознательно может ее освоить, и тогда при произведении условного сигнала в нем включается жесткий причинно-следственный механизм, при котором сознание может не работать. Так человек становится похож на зомби.
В аспекте механизмов мышления необходимо различать два уровня: 1) мышление на уровне разума, 2) мышление на уровне рассудка.
Рассудок человека замечает лишь внешние противостояния объектов; рассудочное или обыденное мышление не способно понять глубинные причины и сущность событий, оно исходит из простого, поверхностного анализа событий. Человеком, у которого доминирует рассудочное мышление, легко манипулировать.
Разум замечает внутреннее единство противоположностей, он способен выявлять сущность предметов и причины тех или иных явлений, он видит тенденции развития событий. Разум не практичен, т.е. он сложно ориентируется в поверхностных деталях. Разум может и мешать человеку, так как «умножая знания, мы умножаем и скорбь» (цитата из Библии).
Понятия, связанные с мышлением: ум, глупость, остроумие. Глупость – это неумение пользоваться имеющимися у человека знаниями и штампами мышления. Ум – это не простое обладание знания, а умение логичного последовательного рассуждения, а также описания объекта с помощью адекватных категорий. Ум отмечает и фиксирует сущность объекта. Остроумие – умение замечать и схватывать противоречия сущности объекта, видеть противостояние различных сторон этого объекта, их взаимоисключение.
Язык как форма бытия сознания. Понятие рефлексии.
Человек мыслит, используя систему категорий. Использование категорий также зависит от сознания. Категория выражается в языке человека как слово. Под каждым словом, которое произносит человек, подразумевается какой-либо предмет. Слово является посредником между сознанием и мыслимым предметом. Слово, понятие объекта является именем этого объекта. Оно участвует в бытии и сознания, и предмета. Благодаря слову объект становится доступным человеку, а слово выступает произносимой (выраженной) сущностью объекта.
Таким образом, слово разделяет сознание и объект и одновременно объединяет их. Язык является формой бытия мысли и одновременно домом бытия (М. Хайдеггер).
Функции языка: выражение или обнаружение предмета; воздействие на предмет; отнесенность к этому предмету как к Другому (по Хайдеггеру).
Существует несколько видов рефлексии сознания. Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление его собственных форм и предпосылок. Виды рефлексии: 1) элементарная рефлексия – осознание собственных знаний, основ и границ собственного бытия; в рамках данного вида рефлексии человек осознает, кто он есть, каковы его цели и задачи; 2) научная рефлексия – критический анализ теоретического мышления; 3) философская рефлексия – осознание и осмысление предельных оснований мышления и бытия человека и культуры в целом.
Онтология идеального. Сознание и бессознательное. Объективно-идеальное и субъективно-идеальное.
Идеальное – это образ реальности, т.е. определенное отражение реальности в формах человеческой деятельности, формах его сознания и воли. Существуют две основные позиции в отношении идеального:
1) с позиции Д.И. Дубровского (р. 1929), существует только субъективно-идеальное – т.е. мысли, чувства, эмоции человека;
2) с позиции Э.В. Ильенкова (1924-1979), существует не только субъективно-идеальное, но и объективно-идеальное – это цели, замыслы, информация, существующая независимо от сознания человека.
Могут ли цели человека существовать независимо от человека? Да. Например, художник рисует картину, вкладывая в нее определенный замысел, и некоторые люди могут понять этот замысел, не спрашивая художника. Более того, специалисты-искусствоведы чаще всего лучше понимают замыслы художника, чем он сам. Каким образом эти цели и замыслы существуют в картине? Они существуют объективно-идеально, независимо от сознания художника. Схемы деятельности человека также существуют идеально.
Таким образом, необходимо различать объективное идеальное и субъективное идеальное. Сознание человека в процессе его деятельности опредмечивается, т.е. превращается из формы деятельности в форму материального или идеального объекта, т.е. сознание находится как сгусток,застывшее состояние в формах данного предмета. Чтобы понять, что такое данный предмет, нужно выяснить для чего он предназначался в процессе изготовления, т.е. нужно изъять это сознание из предмета.
Различие души и духа. Первоначально в науке оперировали понятием «душа», т.е. понятия сознания вообще не было. Под душой понимали все, что является причиной тепла и движения. Т.е. поэтому считалось, что душа есть в каждом предмете.
Ныне под душой понимают совокупность психических особенностей человека, выражающих уровень отражения, распредмечивания человеком гуманистических идеалов общества, выражающих способность человека эмоционально реагировать, сопереживать существованию и развитию процессов, явлений, людей.
Душа считалась идеальной. В христианстве представляется, что душа отличает человека от животного. В рамках буддизма и индуизма считается, что душа есть у всех, и она может переселяться. Необходимо разделять понятия душа и дух. Дух – это объективное идеальное в форме мышления и деятельности человека.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1556;