Критика технического разума.
Одной из наиболее активных форм взаимодействия общества и природы является ее техническое освоение. Техника помещается между человеком и природой как часть того и другого, призванная оптимизировать их взаимосвязь. Однако зачастую представления о техники сохраняются на уровне обыденного сознания с его мифологичностью и неумением зафиксировать сущность объекта. Говоря о технике, люди, как правило, имеют в виду только совокупность машин, инструментов и механизмов, которые обнаруживаются чувственным восприятие и используются человеком в его деятельности. Предполагается, что без этих машин и инструментов человек может вернуться в первобытное состояние.
Однако уже здесь обнаруживается «хитрость» и «размытость», релятивность обыденного сознания: обозначая технику только как совокупность предметов, оно на самом деле имеет в виду нечто другое, а именно: в первую очередь, совокупность знаний, навыков и умений. Если провести мысленный эксперимент и представить, что исчезли машины и механизмы, можно понять и даже просчитать временные рамки возможных социальных катаклизмов. Однако в случае сохранения технических устройств и исчезновения всех знаний и навыков человека, социальная катастрофа могла бы принять совершенно другие масштабы.
Таким образом, техника – это прежде всего совокупность знаний, навыков, умений и способов преобразования реальности, а также машин, механизмов и инструментов, вовлекаемых в деятельность человека по преобразованию данной реальности. Без знаний и без деятельности человека машины и механизмы не выступают в качестве техники, – они являются предметами природы, обладающими способностью ржаветь, падать или разрушаться. Созидательные или разрушающие возможности техники данные предметы получают, лишь вступая во взаимодействие со своей противоположностью – человеком, обладающим соответствующими знаниями.
В процессе развития технической деятельности возникает феномен технического разума. Технический разум – понятие, отражающее совокупность теорий, взглядов, представлений, чувств, эмоций и суждений по поводу техники, а также умения, способы и методы технической деятельности. Технический разум склонен рассматривать технику в отрыве от деятельности человека, абсолютизировать собственную роль и значение в развитии общества. Возможно выделить его следующие ограничения:
1. В рамках технического разума развитие человека сводится к способности обучаться и выполнять полезные функции. Способность обучаться не тождественна способности творчества, создания нового; будучи абсолютизированной способность обучаться подчиняет себе человека и он привыкает выполнять только заранее предписанные ему функции.
2. Техника в большей степени покоится на деятельности рассудка, а не на деятельности разума. Рассудок рассматривает внутренние противоположности как внешние и противостоящие друг другу, во многом исключает возможности саморазвития и понимает развитие как результат внешнего волевого (например, властного), толчка извне.
3. Техника – это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели и зачастую не исходят из ее внутреннего содержания. Используя технику, человек создает новый предмет из материала, например, дерева, безотносительно к тем «целям», которые были причиной роста данного дерева. Ограниченность этой установки становится понятной, когда она распространяется на общество и человека как схема властных действий.
4. Технический разум – это способность делать и обладать. Такая способность зачастую противостоит способности созидать и предоставлять возможности самостоятельного роста. Техника выступает как жесткий, силовой метод изменения реальности, способный получить что угодно из чего угодно в соответствии с потребностями человека; таким образом, возникает техническая мифология.
5. Основной установкой технического разума является подмена смысла методом, который можно передавать далее, не затрагивая конечного смысла. Поэтому развитие техники в культуре приводит к сокрытию первоначальных смыслов и разрастанием окаменевших, неорганических форм жизни.
6. Техническое мышление рассматривает объект деятельности в ставшем состоянии, независимом от человека. Технический подход ведет к исключению из мира свободной деятельности и выбора человека. Однако реальность объективно и закономерно предоставляет человеку альтернативы и субъективный выбор.
Снять заблуждения и тупики технического разума позволит возможное его единство с естественнонаучным и гуманитарным знанием.
Глобальные проблемы современности.
Развитие взаимодействия природы и общества в двадцатом веке сделало деятельность человека глобальной и породило глобальные проблемы. Глобальными называются такие проблемы, без решения каждой из которых невозможно решить другие проблемы. Ранее также существовали неблагоприятные последствия человеческой деятельности, однако прежде они носили локальный характер и не угрожали всему человечеству. Сейчас под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо технически возможным стало уничтожение всей системы биосферы.
Глобальные проблемы носят общепланетарный характер и классифицируются по следующим группам.
1. Проблемы экологии. Они связаны с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации. Неумеренное антропогенное воздействие привело к утере многими природными системами способности к самовосстановлению. Ухудшается состояние водных и лесных ресурсов, подвергаются эрозии почвы, скудеет животный и растительный мир, загрязняется атмосфера и разрушается озоновый слой планеты. Меняется климат Земли и нарастает опасность «парникового эффекта».
2. Проблемы ресурсообеспечения современного и будущих поколений людей. К ним относятся проблемы рационального использования природных ресурсов, обеспечения продовольствием и энергией.
3. Демографическая проблема, связанная не только с чрезмерным увеличением численности народонаселения, но и со снижением качества населения. В развитых странах, дающих хорошее образование и современные специальности, число жителей сокращается; численность народонаселения увеличивается за счет рождающихся в малоразвитых обществах.
4. Проблема здоровья. С одной стороны, казались решенными проблемы грозных заболеваний предшествующих столетий (чума, холера), с другой - нарастает проблема борьбы с новыми, не менее опасными, заболеваниями (СПИД и др.). Назревает проблема предотвращения биологической, в частности, генетической катастрофы, связанной с быстрым исчерпыванием генетического потенциала человека, связанным с химизацией и увеличением энергетической загрязненности производства.
5. Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития «золотого миллиарда» и большинства других стран.
6. Проблема войны и мира. «Расползание» ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения делает мир более хрупким. Такая тенденция дополняется однополярностью глобального мира, отсутствием былого равновесия между США и СССР, когда для других обществ существовал реальный выбор развития.
7. Проблема терроризма. Данная проблема, как и другие, стала глобальной в недавнее время. С появлением оружия массового уничтожения небольшая группа людей может терроризировать мощные государства, навязывать волю всему мировому сообществу.
Существуют и другие проблемы, становящиеся глобальными по мере развития и глобализации деятельности человека. Их решения зависит уже не от воли и активности отдельных людей и отдельных обществ, а от согласованных усилий всего мирового сообщества.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1902;