Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Антиномии. Агностицизм Канта.
И. Кант считал, что существуют изначальные (априорные), формы чувственности и рассудка, которые недоступны для познания человека. К таким изначальным формам он относит пространство, время, категории количества, качества, отношения и модальности. Это идеи чистого разума, душа, мир, Бог, которые лежат в основании естественного стремления к объединению всего нашего познания, подчиняя его единым задачам и являясь предельными идеями нашего познания. Они закрывают человеку доступ к познанию вещей самих по себе. Эти изначальные формы чувственности и рассудка Кант назвал "вещь в себе".
Кант разделяет весь мир на две области - мир "вещей в себе" и мир явлений. Мир явлений - это мир материальных, чувственных вещей, который существует в пространстве и времени, данный человеку в его опыте и познаваемый научными методами и средствами. О мире "вещей в себе" человек может только мыслить. Его составляют такие идеальные сущности, как Бог, бессмертная душа, свобода, любовь, добро и т.т. Эти сущности не даны человеку в опыте и не могут быть познаны человеком. "Вещи в себе" остаются в принципе непостижимыми для человека. И. Кант писал: "Какими эти вещи являются на самом деле, каковы они могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства". С его точки зрения в силу того, что мир разделен на доступные знанию "явления" (феномены) и не познаваемые "вещи в себе" (ноумены), теоретическое познание имеет определенные пределы, которые никогда не преодолеваются. Поэтому он считал одной из основных задач философии критику достоверности познания, установления его границ и пределов.
Человек принадлежит одновременно обоим мирам. Он есть и явление, и "вещь в себе". Человек обладает материальным телом и может быть познан в результате научных исследований. Человек в то же время обладает духовностью, сознанием, мыслит и в этом своем проявлении он - "вещь в себе". Обо всем, что составляет духовную сферу, человек может только мыслить. По Канту, человек мыслит потому, что он человек, а не наоборот. Человек существо природное и подчинен ее законам, но в то же время человек как мыслящее и общественное существо выше природы и ее законов. В мышлении проявляется способность человека воспринимать прекрасное и моральное, деятельность мышления в ходе исторического развития человека породила философию.
Кант высказывает идеи о различных возможностях для познания живого и неживого, о необходимости разграничить разум, чтобы дать место вере, о природу эстетических оценок и природу художественного творчества.
По Канту, человеку мешает подняться до высот разумности его телесная сущность, которая ограничивает его возможности постижения окружающей реальности. Косность мыслительной способности, будучи результатом зависимости от грубой и негибкой материи, представляет собой источник не только пороков, но и заблуждений[5].
И. Кант считает, что познать сущность "вещей в себе" можно в рамках практического знания, нравственности. Он возвышает веру над разумом, основываясь на преимуществе практического разума над теоретическим. Кант считает, что мораль автономна. Утверждение свободы воли, бессмертия души и существование Бога возможно благодаря существованию морального закона.
И. Кант считал, что диалектика является естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления. Исследуя проблему разума, логического мышления, он первым заговорил о категориях как логических формах мышления. Категории как наиболее обобщенные понятия являются продуктом деятельности чистого разума и вырабатываются им при попытках человека ответить на основополагающие вопросы бытия, познать общие законы мира. Человек пытается ответить на вопросы о мире в целом: конечен мир или бесконечен, есть ли в нем нечто простое, далее неделимое или нет, есть ли в нем место для свободы или все предопределено свыше, есть ли в мире Верховное существо (Высший разум, Бог) или нет? Эти проблемы конкретизируются при решении таких вопросов о жизни человека, как конечна жизнь человека или нет, подчинена какой-то закономерности или нет, свободен человек в своей жизнедеятельности или нет. На уровне логического мышления при этом возникает особая форма противоречий - антиномии.
Антиномия - это противоречие, выражающееся в появлении в ходе рассуждений двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений. По Канту, антиномии - это конфликт законов.
Три "Критики", по мнению Канта, создают прочную основу для ответа на вопросы, которые он считал основными: каково предназначение человека, каким нужно быть, чтобы быть человеком, что человек должен делать и на что он может надеяться?
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 4361;