Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как нравственный закон жизни человека. Свобода и долг.
Человек для Канта является главным предметом философии. Духовные интересы человека выражаются в вопросах: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что такое человек? Ответы на них дает человеку философия, мораль, религия и антропология.
И. Кант возвышает веру над разумом, основываясь на преимуществе практического разума над теоретическим. Кант считает, что мораль автономна. Утверждение свободы воли, бессмертия души и существование Бога возможно благодаря существованию морального закона.
Кант в своем учении утверждает, что моральная автономия человека -это самостоятельная сила, параллельная и равномощная природе. Эта равномощность фиксируется Кантом в его известном заключении «Критики практического разума»: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума//Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 449).
Человек не растворяется в природе как одно из ее образований, в известном смысле он противостоит ей именно потому и в силу того, что обладает моральным сознанием. В идее моральной автономии утверждается право и ценность духовной свободы человека.
Рассуждая о нравственности человека, Кант писал: "Провидению было угодно, чтобы человек воспроизводит добро из самого себя. …Человек должен еще развивать свои способности к добру. Провидение не вложило их в него в уже готовом виде; это только одни способности, не различающиеся в нравственном отношении. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанности человека"[6].
Кант считал, что в своем поведении человек руководствуется различением добра и зла, справедливого и несправедливого. Способность к такому различению - это практический разум, которым обладают все люди, независимо от уровня их образованности. По мнению Канта, практическим разумом обладают все разумные существа. Каждое разумное существо знает, в чем состоит его нравственный долг. Он состоит в следовании добру, благу. Но люди, всегда зная, что является добром, а что злом, далеко не всегда поступают в соответствии со своим долгом. Кант считает, что следовать нравственному долгу человеку мешают неправильное образование и воспитание, существующие в обществе.
И. Кант пришел к выводу, что все требования долга могут быть сведены к формуле, которую он назвал категорическим императивом. Он сформулировал ее так: всегда поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства. Равноценной формулировкой категорического императива Кант считал утверждение "относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству".
Кант считал, что человек, пользуясь своей свободой, при выборе теории должен выбирать ту, которая соответствует заповедям Божьим и ведет к благу человечества.
По Канту мир духа - это мир свободы. Человечество в своем развитии движется к полной свободе духа и в этом, по его мнению, суть человеческой культуры.
В своей последней работе ("Антропология", 1798) Кант писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". По Канту быть человеком, значит быть свободным, ибо истинная природа человека - его свобода.
Кант говорит об антиномичности свободы: "человеку присуща свобода - у него нет никакой свободы, а все в нем природная необходимость". Двойственность человека, обусловленная его принадлежностью миру природы и миру духа, проявляется в двойственном, противоречивом поведении человека. Эта двойственность, по Канту порождает существование зла в жизни человека. Он пишет: "История природы… начинается с добра, ибо она произведение Божье; история свободы - со зла, ибо она дело рук человеческих" (И. Кант. Предполагаемое начало человеческой истории. Собр. соч.Т. 2. С.50).
Кант, размышляя о человеке, взаимосвязи духовного и телесного, обращается к проблеме болезни человека. В своей работе "О способности духа побеждать болезненные ощущения" он пишет: "Если больной, долгие годы прикованный к постели, испытывающий жесточайшие страдания, постоянно призывает смерть, которая избавит его от мучений, - не верьте ему, это не есть его действительное желание. Разум, правда, подсказывает ему это, но инстинкт против этого восстает. Если он и взывает к смерти - избавительнице страданий, - то вместе с тем он всегда требует еще некоторой отсрочки и постоянно находит повод для того, чтобы отодвинуть окончательный приговор"[7].
Кант отделяет нравственность от образованности. Он придает большое значение воспитанию человека, утверждая, что в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.
(продолжение…)
Вопросы для самоконтроля знаний
(Философия Нового времени)
1. Назовите главные проблемы философии Нового времени (17 в.).
2. Что такое «рационализм»?
3. Что такое «эмпиризм»?
4. Назовите основные положения теории рационалистов
5. Назовите основные положения теории эмпириков.
6. Что такое «картезианское сомнение»?
7. Назовите главные методы познания, предложенные философами XYII века?
8. Охарактеризуйте философские взгляды Ф.Бэкона на процесс познания
9. Что такое «индукция»?
10. Что такое «дедукция»?
11. Назовите основные философские проблемы эпохи Просвещения.
12. Охарактеризуйте философские взгляды просветителей на природу человека.
13. Назовите имена философов эпохи Просвещения.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 4637;