Немецкая классическая философия социально-исторические условия эпохи
В истории философии немецкая классическая философия характеризуется как блестящее, сложное и противоречивое явление в духовной жизни Европы конца 18 - начала 19 веков.
На возникновение немецкой классической философии повлиял ряд факторов. Это французская буржуазная революция 1789-1794 гг. с ее идеалами свободы, равенства и братства, достичь которые немецкие философы пытались теоретически. Это промышленная революция в Англии. Германия в это время оставалась полуфеодальной, состоящей из нескольких сотен княжеств, земель, вольных городов, не соединенных ни политически, ни экономически. Практическая и творческая деятельность заменяется сферой деятельности духа, культуры, искусства. Формулируется тезис, что человек, как активный субъект исторического процесса, сам творит свою жизнь и историю. Эти задачи решаются немецкими мыслителями с идеалистических позиций. Еще одним фактором стали научные открытия и достижения в области естествознания. Немецкое Просвещение создало благоприятную почву для рождения новых философских теорий.
Христиан Вольф впервые в Германии создал систему, охватывающую основные области философского знания. Лессинг высказал мысли о единстве человеческого рода, о возникновении человечества тогда, когда эта общность осознается. И.Г. Гердер[4] высказал мысль о закономерном поступательном характере изменений, происходящих в обществе, обосновав свою философию истории идеей о том, гуманизм следует понимать как автономное использование сил, данных человечеству для совершенствования разума, нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга.
Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии (от Канта до Фейербаха) было преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного, социально-исторического субъекта, углубленная разработка общей концепции развития.
В немецкой классической философии вырабатывается понимание философии как системного знания, обладающего особой структурой и понятийным аппаратом, а не просто как любовь к мудрости. Диалектический метод познания, учитывающий противоречивость в развитии природы, общества и мышления, признается главным и единственно верным как в философии, так и в других науках. Вся история человечества рассматривается как путь совершенствования и раскрытия возможностей разума. Она имеет свои законы, которые можно изучить и на их основе управлять ходом истории. Главным критерием прогресса общества признается степень свободы человека, и роль философии состоит в том, чтобы показать, как человечество и личность могут прийти к свободе.
С последней четверти XYIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Это было связано с рядом социально-политических и культурно-исторических факторов.
В этих сложных условиях в Германии во вторую половину XYIII - первую половину XIX в. живут и работают великие художники и мыслители: Гете, Шиллер, Бетховен, Гейне, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 1885;