Природа власти
- Подходы к осмыслению сущности власти
- Источники, ресурсы власти
- Власть политическая и власть государственная: соотношение понятий
- Эволюция публичной власти
- Принципы организации государственной власти в современном демократическом обществе
Когда в стране все благополучно, мы мало задумываемся над тем, в какой мере это связано с властью. Но в периоды невзгод общество охватывает тревога. Одни убеждены, что все беды от власти как таковой и пусть ее будет поменьше, другие нормой считают сильную авторитарную власть.
Вместо крайних взаимоисключающих суждений необходимо вдумчиво разобраться в том, что такое власть вообще, а политическая, государственная - в особенности, в чем объективная роль в обществе государственной власти и кто ее осуществляет в России.
Что такое власть вообще, какова ее природа, сущность феномена - вопросы эти, очевидно, до конца не выяснены. Суть власти можно представить формулой: А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б. Но почему А имеет власть над Б - вот вопрос.
Попытки изучить феномен власти предпринимались на протяжении всей истории человеческой цивилизации. В ряду выдающихся умов человечества, занимавшихся проблемами власти - Платон, Аристотель, Т. Гоббс и Дж. Локк, Н. Макиавелли и Ш. Монтескье и многие другие ученые. Только в Библии термин "власть" употребляется более 160 раз. От древности до современности главной проблемой для ученых и политиков был вопрос: кто должен управлять обществом, ибо власть и есть основа управляющего воздействия. Ответ Платона был прост и наивен: править должны "лучшие". В Средние века ответ на этот вопрос был таков: правит Бог через своих законных представителей на Земле. Реформация и Английская революция провозгласили божественное право народа на правление. Ирония истории заключалась в том, что уже в ходе самой революции это "право народа" было использовано для установления диктатуры Оливера Кромвеля. В рамках марксистского подхода был предложен "классовый" ответ: тот класс, кто производит основные материальные блага, должен организовать свою власть и распределение благ. Абсолютизация классового подхода привела к абсурду, типа: каждая кухарка может научиться управлять страной. Крушение советской государственности сопровождалось дискредитацией власти вообще. Теперь пришло время, говоря языком Библии, собирать (а не разбрасывать только) камни, т.е. спокойно рассуждать, анализировать сущность власти, властеосуществления.
При анализе многочисленных трактовок можно отметить два методологических подхода. Первый - попытка представить власть как самостоятельную сущность, данную человеку (или целому народу) Богом, природой - она либо есть, либо ее нет, и в зависимости от этого человек с детства ведет себя соответствующим образом (в равной степени и целые народы характеризуются как воинствующие или миролюбивые). На основе этого подхода возникли теории бихевиоризма, социального дарвинизма.
Другой подход - попытка объяснить природу власти через дихотомию: "субъект - объект", т.е. как систему социальных отношений, асимметричную по своей природе, где один из участников - носитель власти имеет возможности влиять на другого - объект власти.
Независимо от того, какой из двух подходов разделяет читатель, необходимо, осмысливая природу публичной власти, видеть две взаимоувязанные стороны вопроса:
а) источник власти, точнее первоисток, начало - понять, откуда и почему она исходит;
б) ресурсы власти как процесса - объяснить то, что составляет опорные части, на которых строится, держится и реализуется властвование. Стать властью и быть ею - не одно и то же. Источники власти могут превращаться в ее ресурсы, как родник - в озеро; а могут иссякать - и тогда власть убывает, сокращается, подобно "шагреневой коже".
Выделим группы наиболее признанных источников и ресурсов власти.
- Источники власти. Традиции, мифы, освящающие носителя власти (царь - наместник Бога на земле, государь-батюшка). Традиции общественного сознания и бытия могут долгое время питать и поддерживать верховную власть (как, скажем, династию Романовых в России более 300 лет), но современные мифы, особенно "запущенные" сверху (скажем - о незаменимости конкретного лидера, президента), оказываются, как правило, ненадежным ресурсом. "Можно обмануть народ, но на короткое время, можно долго обманывать часть народа, но весь народ долгое время обманывать невозможно" (А. Линкольн).
Авторитет, престиж, харизма (греч. charisma - божественный дар, благодать), т.е. исключительные личные качества правителя, политического лидера. Этот источник также ненадежен, ибо преходящ. Может произойти отделение авторитета от государственной власти и без всякого изменения в государственном строе, при полном сохранении формальной государственной власти. Такое положение, когда носитель верховной власти имеет право приказывать и издавать указы, но его приказания и указы силы не имеют, может возникнуть в любом государстве, независимо от типа, характера государства и режима (право без силы).
Нередко источники и ресурсы власти трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества. Реальная жизнь, впрочем, подсказывает, что между властью и силой не всегда прямая связь. Сила не гарантирует процесс властвования, ибо пока объект сопротивляется, не повинуется, он - не подвластная, а противоборствующая сторона, и власти нет, а есть - борьба за власть. Сегодня нет смысла тиражировать идею господства (авторитета силы) как источника и резерва государственной власти.
Природу власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов (носителей политической воли), стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие, активно формировать жизнедеятельность общества.
Волевая трактовка является по существу дополнительной к пониманию власти как проявления силы (власть как сила воли).
Волевая трактовка объединила многие, казалось бы, непримиримые концепции, которые различаются лишь в том, что по-разному обозначают субъект. В одном случае - это воля правителя, государства как такового (позитивистская теория); в другом - воля господствующего этнического меньшинства (теория социального дарвинизма Л. Гумпловича), в третьем - воля экономически господствующего класса (теория научного коммунизма К. Маркса), в четвертом - воля революционного класса (учение о диктатуре пролетариата В. Ленина), в пятом - воля народа (теория народного суверенитета Ж.Ж. Руссо) и др.
Понятие "воля народа", широко употребляемое в современной политико-правовой сфере, по сути подразумевает мнение большинства, выявленное путем голосования. Большинство классифицируют как: абсолютное (50% + 1 голос от числа проголосовавших), относительное (больше "за", чем "против") и квалифицированное, т.е. установленное (правовым актом, скажем, 2/3 или 3/4 голосов).
Итак, корректируя волевую трактовку, признаем источником и важнейшим ресурсом публичной власти волю необходимого большинства граждан, сделавших свой рациональный, легальный (законный) выбор. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы представительной ветви власти, государственных политических должностных лиц.
Рациональный выбор большинства, соответственно представляющий объединенную силу и волю, - это тот источник власти, который дает ей право стать и быть в наиболее концентрированной, реально выраженной государственной форме.
Источники происхождения позволяют различать власть как традиционную, харизматическую и рационально-легальную.
- Ресурсы власти. Для осмысления природы власти важным является вопрос о ресурсах власти. Ресурсы - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть. По определению современного американского политолога М. Роджера, ресурс - это "атрибут, обстоятельство или благо, обладание которым повышает способность его обладателя оказывать влияние на других индивидов"1. В арсенале ресурсов власти могут быть: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и другие методы и средства воздействия; ресурсы экономические, финансовые, людские, информационные, идеологические; ресурсы природные и благоприобретенные - все объективно существующие и субъективные факторы, определяющие возможность и способность властвовать, оказывать управляющее воздействие на общество, общественные процессы и отношения.
В арсенале важнейших ресурсов публичной власти - право, дающее возможность нормативно-регулирующего управляющего воздействия; знaния, компетентность, определяющие способность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями; такие методы и средства воздействия, как поощрение и наказание, стимулирование и принуждение, страх и убеждение и т.д.
Следует только подчеркнуть, что демократическое правовое государство несовместимо с использованием принуждения, насилия как ключевых ресурсов политической власти. Более того, можно и нужно говорить о том, что политическая власть реально кончается там, где начинается насилие.
В литературе порой отождествляются эти понятия и вопрос требует уточнения.
Конечно, указанные понятия очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть общественно необходимы, общественно значимы, обе суть публичная власть. Однако понятия - не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций. Да и государственная власть проявляется не только как политическая, но и административно-распорядительная, судебная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.
Признаки, отличающие государственную власть, следующие:
- официальный характер, регламентируемый Конституцией, законами;
- структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;
- общеобязательный характер ее решений;
- наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб;
- возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;
- обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.
Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего зарождения (предыстории) она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной, личной) власти вождей, старейшин, царей, императоров, и наконец - институ-циализированной, с опорой на институты власти.
Институт власти как понятие означает образование, учреждение:
- не естественно-природным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;
- для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов;
- на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;
- имеющее возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы. Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в сети специально учреждаемых государственных органов.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти - не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (не владеют) определенной суммой власти, пуская ее в обращение.
Итак, государственная власть - это:
1) право, возможность и способность государства (через государственные органы и должностных лиц) оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;
2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;
3) лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.
Для понимания места и роли государственной власти в современном обществе целесообразно выделить ее сущностные черты.
1. Государственная власть - это объективная необходимость, она есть продукт внутреннего развития общества, когда в ответ на потребность людей решать общезначимые дела появились специальные институты, органы и слой профессиональных управленцев. Да, субъекты государственной власти на определенном этапе монополизировали право на установление общеобязательных правил, норм поведения, легальное применение насилия и стали определять, что есть общая воля и общее благо, формировать для всех основные "правила игры", следить за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможность воздействия на процессы, происходящие в обществе. Осознавая конструктивную и негативную роль государственной власти в обществе, поиски нужно вести не в плане уничтожения, а в плане рационализации и оптимизации органов власти, повышения эффективности управления деятельности государственных органов и должностных лиц.
2. Государственная власть - это не просто необходимая реальность, но ценность, естественно-историческое достижение человеческого сообщества. В отношении практической реализации - это рациональное разрешение, регулирование противоречий или несовпадений между народом (всеобщим), его отдельными частями (корпоративным, групповым) и конкретным человеком (индивидуальным). Общество может больше потерять от безвластия, безгосударственности, нежели от государства, госаппарата. Конечно, на этом основании нельзя оправдать антинародные акции власти, нужно признать право народа на изменение государственной политики, властных структур. Но когда народ начинает реализовывать это право, уместно говорить о кризисе государственной власти, ее обесценении.
3. Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:
а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых госвластью;
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции РФ и федеральных законов в любой точке страны и для всех граждан, юридических лиц; единое экономическое пространство с одинаковой возможностью для всех гражданэкономической активности, предпринимательства, единой государственной денежной системой; единое информационное пространство: единые стандарты, сеть, общедоступный язык и т.д.;
в) она должна поддерживать местную власть, органы самоуправления, ибо и государственная, и муниципальная власть - обе имеют единый социальный фундамент - народ, и будут существовать столько и в такой степени, сколько будут поддерживаемы народом.
4. Государственная власть обладает легитимным правом на применение мер принуждения. От эксцессов нарушения законов и правопорядка не застраховано ни одно общество. Поэтому государство через свои органы и должностные лица вправе использовать юридические и силовые средства для обеспечения действенности прав и обязанностей участников общественных отношений.
Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
Государственная власть в институциональном выражении - это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.
Государственная власть в процессуальном выражении - это целенаправленная управленческая деятельность (управляющее воздействие) всех органов государства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.
Государственная власть в социологическом выражении - это система целенаправленного взаимодействия госаппарата с общественными силами, гражданами по реализации функций государства.
Принципы (основы) организации власти в демократическом правовом государстве сводятся к следующему.
1. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей.
Хотелось бы сразу предупредить об опасности упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.
Смысл идеи разделения властей - предупредить злоупотребление властью, ее монополизацию, концентрацию. Содержание принципа разделения властей в разные эпохи и разными мыслителями толковалось неоднозначно.
В работах Аристотеля, посвященных государственному устройству, мы находим многие из принципов политической организации современного конституционного государства, в том числе и принцип сдерживания властей. Говоря о государственных задачах, Аристотель разделяет их на "консультационные", "административные" и "правовые". Он размышляет о "смешанном государственном устройстве", что предполагает сочетание элементов различных государственных форм с целью привлечения к решению общих вопросов по возможности всех социально значимых групп общества.
Идею "смешанного государственного устройства" разделяли и западно-европейские политические теоретики XVIII в. Монтескье в своем знаменитом "О Духе законов" (1743 г.), описывая английское государственное устройство, противопоставлял деслогическим правлениям абсолютизма концепцию государственного устройства, базирующуюся на идее человеческого достоинства и свободы, где свобода прежде всего предполагает "ограниченное правление".
Проект ограниченного правления Монтескье предполагал не систему строгого разделения ветвей власти, а то, как они скрещиваются и взаимодействуют друг с другом. Но больший акцент он делал на необходимом участии в государственной власти всех основных социальных групп.
Дж. Локк также не пропагандировал разделение государственной власти на три ветви, а вел поиск уравновешивания власти между королем, знатью и народом, полагал законодательную власть сосредоточить у буржуазии, парламента, исполнительную - у судов и армии, а верховную - оставить монархам, которые, однако, могут участвовать и в законодательной власти, иметь дополнительные полномочия в области внешней политики.
Творцы американской конституции стояли перед той же проблемой: как через дифференцированную систему сдержек и противовесов смягчить противоречия между большинством и меньшинством, привлечь по возможности все социальные группы населения к участию в государственных делах. Американские законодатели построили свою концепцию, основанную не на отделении властей друг от друга, наоборот, по американской конституции ни один орган не выполняет исключительно только ту функцию, которая ему отведена, но все органы участвуют в выполнении разных функций: президент участвует в законотворческой деятельности с применением права вето, конгресс участвует в судопроизводстве и т.д. Контроль и ограничение власти заключается в общем участии, в совокупности власти. Кроме того, американские законодатели разработали федералистскую идею вертикального разделения властей.
Таким образом, классики теории разделения властей даже если разделяли ветви власти по их функциям и связывали это разделение с организационными и структурными признаками, то их цель состояла не в том, чтобы наметить четкие линии разграничения властей, а скорее в том, чтобы уравновесить и сдерживать власти, обеспечить социальный контроль за ними. Как невозможно однозначно разделить государственные задачи на законодательные, исполнительные и судебные, так и сами эти задачи не могут решаться только соответствующими органами. Сам принцип разделения властей является общей схемой и может по-разному реализовываться в различных странах в зависимости от формы государства (правления, политико-территориального устройства, режима).
Принцип разделения властей в Российской Федерации, как и большинстве современных государств, закреплен в действующей Конституции РФ (ст. 10). Задача - в необходимости обеспечить его реализацию созданием на законодательном уровне равнодействующей в системе сдержек и противовесов, чтобы никакая ветвь власти не имела абсолютного перевеса, эффективного механизма общественного контроля над всеми властными структурами, дабы избегать злоупотреблений, сверхконцентрации власти.
Итак, современное содержание разделения властей, принцип организации и функционирования государственной власти включает:
- Четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами.
- Независимость и самостоятельность в оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции.
- Обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля, сдерживания.
- Гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации.
- Социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
2. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти - ее подчиненность праву, регулируемость законами, правоотношением.
Правоотношения обеспечивают организованность, точность во властеотношениях на основе четкого определения прав и обязанностей, компетенции и объема полномочий, правил поведения и т.д. Лишь таким образом может претвориться в жизнь декларируемое десятилетиями моральное и юридическое равенство всех членов общества, а власть и право займут нормальное соотношение, где право - цель, власть - средство.
Правотворчество и правоприменение как важнейшие составные части государственного воздействия на общество должны стать практикой понятной, признанной, доступной широкому кругу населения. А для этого необходимы определенные условия:
- устранение противоречий в законодательстве;
- важно, чтобы законодатели и правоприменители работали заодно, исповедуя единую концепцию общественного развития, основополагающие принципы демократии и правового государства;
- осмысленное уважительное отношение к юридическим требованиям всех членов общества.
Правопорядок в конечном счете есть результат действия всего механизма обеспечения законности силами государственной власти и гражданского общества, однако определяющую роль играет власть. Циничной представляется известная формула: общество имеет такое правительство, какое заслуживает. Во власть люди идут добровольно, более того, стремятся, борются за нее, власть-предержащие становятся политической элитой и потому обязаны представлять собой образцы правомерного поведения, действия.
3. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип - ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике - своего рода традиционализм политической культуры.
В правовом демократическом государстве должны властвовать не лица, а правовые нормы, общие правила. Лица, наделенные, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в конституции, законах и кодексах. Власть для властьпредержащих является не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью и эту обязанность они должны нести как общественное служение.
Форма милиционера, черная мантия судьи заставляют человека повиноваться. Люди, облаченные в это платье, как бы объективируются, соединяются с государственной должностью, а не с именем, лицом.
Эта безличность и абстрактность власти и есть характерная черта современных правовых государств, она отражается в официальной терминологии: "во имя закона", "во имя народа", "на службе у закона", "на службе у государства", используемой в международных соглашениях, внутригосударственных политических декларациях, актах.
4. Среди основополагающих начал правового демократического государства существует и такой принцип организации государственной власти как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание масштабов государственных задач и функций, количества государственно-властных структур и госаппарата.
Конкретная реализация этого принципа зависит от государственной формы и ее коррекции, бытующих в обществе представлений о роли государства и гражданского общества, зрелости последнего. Мировая госуправленческая практика выявила тот круг задач, функций, которые непрерывно и внутренне присущи, другими словами, перманентно и имманентно составляют ядро бытия государства, деятельности его служащих.
Вопрос о количестве организационно-структурных единиц государственной власти, масштабе госаппарата, его соотношении с количественными параметрами социума относится к числу малопроработанных в теории и практике госуправления и, несомненно, ждет внимания отечественных исследователей.
5. Целостность России, ее частей, единство внутренней и внешней стратегии невозможны без концептуальной и структурной целостности самой государственной власти - это еще одно принципиальное начало организации и функционирования всей конструкции государственной власти. Управленческая пирамида у нас пока не обоснована, не просчитана и после очередной кампании по сокращению госаппарата возрождается традиционными способами: сначала создаются структурные подразделения, в них появляются чиновники, которые сами себе определяют функции, затем ими же обществу навязываются цели и задачи или же последние вовсе не оглашаются. В результате осуществляемый сегодня властью политический курс и вытекающая из него политика (экономическая, социальная, региональная, военная, внешняя и др.) лишены долговременных перспектив, в них слабо увязаны долгосрочные и текущие действия, слабо скоординированы программы развития по различным функциональным областям.
Функциональная общность федеральных органов государственной власти и их разновидностей обусловливается тем, что они в совокупности участвуют в осуществлении функций государства. Конечно, с учетом специфики органов законодательной, исполнительной и судебной власти каждый из них участвует в выполнении функций государства в определенном объеме и присущих ему формах. Но именно такое соучастие государственных органов в осуществлении задач и функций государства является системообразующим фактором, соединяющим, сплачивающим в единое целое совокупность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Системообразующим фактором являются - организационно-правовые принципы деятельности государственных органов. Только совместное взаимодействие и взаимосвязь обеспечивают системность государственной власти, нормальное и эффективное государственно-управляющее воздействие. Безусловно, признание совокупности государственных органов в качестве системы не означает тождества характера, конкретных функций и полномочий организационной структуры органов, входящих в основные составные части системы государственной власти и управления.
6. Принципом, характеризующим государственную власть в демократическом правовом государстве, является ее опора в практической деятельности на универсальные, выработанные человечеством современные социальные технологии.
Социальные технологии, включаясь во власть, выступают как такой интеллектуальный ресурс, использование которого позволяет прогнозировать социальный результат, предсказывать социальные перемены, своевременно выявлять назревающие социальные конфликты и способствовать их разрешению.
Базой технологического совершенствования государственной власти является наука, ее продукты - программы, проекты, технологические проработки, экспертные оценки и т.п. Включенность науки в механизм функционирования власти, независимая экспертиза - необходимая составляющая процесса обеспечения концептуальности и целесообразности мер в отношении регионов, национально-территориальных и муниципальных самоуправляющихся образований, информационно-аналитического изучения ситуации в обществе. Как никогда раньше, власти в России, всем ее органам необходимы общая осмысленность своих действий, научная поддержка и правильное использование инновационного потенциала. Спонтанные мероприятия власти - бесперспективны, вызывают отторжение в обществе, приводят к дестабилизации системы управления в стране в целом.
7. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который неправомерно отождествлять лишь с законностью (legos) происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе права. Слов нет - это очень существенная составляющая легитимности. Однако для современного человека правовое происхождение власти не может служить постоянно действующим аргументом в ее пользу. Власть должна себя оправдывать, быть необходимой, авторитетной. Два аспекта определяют реальную значимость в обществе и состояние государственной власти: первый заключается в том, насколько власть воплощает в себе общие потребности, интересы граждан, второй - как она практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие и качество жизни общества, достойный образ жизни гражданина. Поэтому обращенность к потребностям, интересам, ожиданиям людей, желание, возможность и способность удовлетворить определенные запросы человека, семьи, этноса, группы людей, населения являются сущностным признаком, ресурсной основой легитимности власти.
Следовательно, легитимность в ее современном понимании реализуется при наличии трех условий:
1) народ формирует из своих рядов государственную власть;
2) народ признает власть и добровольно следует ее установлениям;
3) народ проявляет готовность при необходимости защитить свою власть.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1555;