Агрессивность
Естественные проявления агрессивности при разделе территорий или пищи, которые можно наблюдать у многих видов животных и птиц, не являются постоянными. Они проходят сразу же по окончании дележки пищи или завершении спора о территории. У людей же на основе разовых конфликтов, затрагивающих интересы власти, та же власть искусственно поддерживает «образ врага» постоянно. Многие причины региональных и межконфессиональных кровавых противостояний могли вполне быть быстро забыты, не будь у простых людей воинствующих руководителей.
Животные более толерантны. Вот как описывает Х. Майнхарт кабаньи страсти. «Сражения секачей я впервые наблюдал в 1975 г. Они продолжались ровно 4 дня, а затем в охотничьем угодье вновь наступала полная тишина. Бои за обладание готовыми к спариванию самками начинались с наступлением сумерек и продолжались до поздней ночи... Из пяти секачей, которые вели сражения за право покрытия самок, остался один – семилетний сильный кабан. Возраст побежденных секачей составлял от 2 до 7 лет... Если бы они встретились с этим секачом на жировке, то добровольно бы уступили ему свое место... Четырех побежденных в бою секачей я больше не видел.
В 1976 г. я снова с большим напряжением наблюдал за сражениями секачей во время гона, причем абсолютное большинство боев было не таким уж кровавым, как это считается. Многие сражения протекали в форме выяснения силы с помощью применения плечевого пресса. Упираясь лопатками, кабаны пытались вытеснить один другого, не пуская в ход своих клыков. Только в отдельных сражениях, когда готовность свиней к приему секачей достигала вершины, в дело вступали клыки. Тогда форма борьбы принимала жестокий характер и сопровождалась нанесением друг другу увечий. Сражение заканчивалось, когда один из противников растрачивал свои силы. Но даже во время этих боев смертельные исходы были чрезвычайно редки».
Уделив много внимания этому мало симпатичному зверю, я вовсе не желаю, чтобы в сравнении со свиньями вы делали неблагоприятные выводы относительно поведения людей. У них и у нас есть положительные общие черты, как и у многих других животных.
Агрессивность имеет генетическую основу. В романе «Законы лидерства» Игорь Росоховатский рекомендует своему герою, создающему полиген Л (лидера), добавить несколько ферментов, ответственных за синтез веществ, повышающих агрессивность. «Агрессивность! Вот чего не хватало вашему полигену Л! ...Как же вы получите активную борьбу за лидерство без агрессивности?». Автор связывает агрессивность с эгоизмом выживания – Первой программой живого существа. Эгоистичное поведение человека, рожденного в мире, где не хватает пищи, воды, пространства, где идет жесточайшая борьба за существование, запрограммировано самой природой. Конечно, воспитанием, подчинением законам общества эгоизм сглаживается, но не исчезает. «Это отлично знают всякие изверги и пользуются, когда им нужно вернуть человека к животному состоянию... А мы часто стыдливо называем эгоизм какими-то пережитками в сознании, а потом удивляемся, почему... малыши в детском садике вырывают друг у друга понравившуюся игрушку...».
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 653;