Собственность
Жажда владения собственностью у человека тоже естественна. Собственность изобрела природа. Даже домашние собаки, также как волки, стремятся пометить пахучей жидкостью из выделительных органов границы своей территории. Это не только претензия на владения, обеспечивающие пропитание, но и информация чужакам о том, что здесь они найдут меньше пищи, чем на свободной земле. Как правило, звери учитывают это и рассредоточиваются, ищут себе свободную вотчину.
Особенно наглядно можно наблюдать эти невидимые разделы на малообитаемых Командорских островах. Когда вы идете вдоль берега, то сами, не замечая того, невольно вторгаетесь во владения какого-нибудь песцового семейства. При этом «хозяин» выскакивает из своей норы и тявкает на вас до тех пор, пока вы не покинете его участок. Но едва затихнет сзади вас один голос, как буквально через несколько шагов впереди раздастся новый лай другого обеспокоенного вашим вторжением владельца следующей территории. И хотя маленький песец не может причинить вам вреда, но от того, что он так храбро и отчаянно заявляет о своем праве собственности на данную территорию, вы чувствуете себя неловко и стараетесь не задерживаться. Разумеется, если у вас нет других намерений. Конечно, вы, большой и сильный, да еще с ружьем, можете «поселиться» на занятой территории, но тогда не пеняйте, если из вашей палатки будут пропадать вещи. И не только добытая вами птица, из которой вы не успели сделать чучело, а ее уже съели песцы, но и носки, мыло и даже деньги то ли из мести, то ли из любопытства окажутся в песцовой норе.
Если вы хотите увидеть в самом упрощенном и наглядном виде раздел земли между животными, то приезжайте на котиковые лежбища моря Беринга в апреле месяце. Вы увидите, как приплывают с юга секачи – самцы морских котиков, захватывают участки прибрежной полосы для своих будущих гаремов и отстаивают их границы в кровавых битвах. Самые сильные секачи захватывают лучшие участки, не доступные для прибоя, слабые – ютятся у самой воды. Затем они завлекают приплывающих позднее самок и удерживают на своих участках, и будут охранять их до сентября, пока не научатся плавать родившиеся здесь детеныши и не придет пора отплывать на зиму в южные моря.
Кабаны тоже метят мочой, слюной и выделениями глазных желез границы своих жировок и участков размножения, чтобы отогнать более слабых соперников. Во время сексуальных домогательств кабаны обмазывают даже самих свиней своей слюной, порой прямо свисающей хлопьями пены с их спин. Слюна кабана имеет сильный гормональный запах, поэтому такая маркировка рассматривается исследователями как «заявка» на право преимущественного обладания избранницами, своеобразное брачное свидетельство.
Но не только в территории или самках проявляются собственнические интересы. Сразу после опороса каждая из кормящих свиней разрешает сосать молоко любому поросенку, даже чужим детенышам. Но с четвертой недели поросята начинают драться за соски, после чего устанавливается новый порядок: каждый малыш теперь имеет собственный сосок и, если на него кто-то посягает, упорно отстаивает свое право на него. Теперь каждый поросенок сосет грудь только своей родительницы. Узнают и находят они друг друга по индивидуальному запаху и голосу (нюх и слух у кабанов очень развиты). И свой сосок каждый метит слюной, благодаря чему находит его быстро и безошибочно. Он сам отстоял в борьбе собственный источник пропитания.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 498;