ЭПОХА ПОТЕРЬ И СВЕРШЕНИЙ
В годы гражданской войны 1918 – 1921 гг. крестьянство Сибири испытало грубое насильственное вмешательство как «белых», так и «красных»: продразверстка, реквизиции, террор колчаковской власти, насильственные мобилизации, сбор недоимок за годы мировой войны… Трудно оценивать степень «праведности» как «белых», так и «красных» в гражданской войне. Линия раскола прошла крайне противоречиво: где-то между богатыми и бедняками, где-то между старожилами и переселенцами, где-то внутри крестьянского мира, и почти везде между казаками и крестьянами… И те и другие защищали интересы «своей» Сибири.
Но в целом сибирские крестьяне были во многом «третьей» силой, защищавшей свои исконные свободы и экономическую самостоятельность. Сибирский характер не смог смириться с насилием и ответил массовыми восстаниями. Здесь в 1919 – 1921 гг. во множестве сложились партизанские республики, как форма локальной вооруженной самоорганизации крестьян в границах волости.
С началом разумной для крестьян новой экономической политики (НЭПа) сибирская деревня обрела спокойствие и пережила непродолжительный, но бурный подъем 1920-х годов. Возрождаются основные традиции общинной жизни, развивается культура в сельской местности, ширится движение за полную грамотность населения. Крестьяне активно втягиваются в рыночные отношения. Развивается кооперация, возникают добровольные товарищества по обработке земли, коммуны. Но наиболее быстро идут процессы развития крепких единоличных хозяйств. Случайно ли то, что И.В. Сталин принял решение о переходе к коллективизации после посещения Западной Сибири…?
Но и в 1930-е гг., несмотря на массовое раскрестьянивание, репрессии против цвета сибирского крестьянства, деревня выстояла. В числе лучших в стране признаются и колхозы сибирского края. Но самые глобальные преобразования в жизни сибиряков связаны с промышленностью.
Все большее значение приобретают ныне слова великого М.В. Ломоносова: «Могущество Российское прирастать будет Сибирью». В современной России Сибирь стала «цементирующим стержнем державы». Инициативность, самостоятельность, напористость, стойкость духа, предприимчивость, стремление защитить свои интересы нашли свое отражение в деятельности региональных объединений «Сибирское соглашение» и «Союз сибирских и дальневосточных городов». Вся предыдущая история края, целеустремленность сибиряков, их настойчивость и трудолюбие позволяют надеяться, что время расцвета Сибири — в недалеком будущем.
§ 47. СИБИРИ С ЛЮБОВЬЮ…
Но самым высшим достижением в более чем трехсотлетней истории Сибири в составе России стало превращение трудом десятка поколений сибиряков некогда бескрайнего таежно-степного пространства в окультуренный регион. Не слаборазвитая окраина государства, не место ссылки и каторги, не край «угрюмых поселенцев», как часто стереотипно воспринималась Сибирь в XIX – начале ХХ вв., а наиболее динамично развивающийся регион Российской империи — таковым нужно представлять прошлое нашего края.
Достижения в хозяйственной и культурной жизни Сибири были бы в полной мере невозможны без утверждения самосознания ее населения, сопровождавшегося становлением местного патриотизма. Еще в середине XIX в. генерал-губернатор Западной Сибири П.Д. Горчаков писал: «Бесспорно, что сибиряки гордятся своей родиной, к коей привязаны более внутренних обывателей (т.е. жителей Центральной России), что они с излишеством ценят ее изобилия, удобства». Сибирские просторы, красота ландшафтов, «изобилия и удобства» действительно привязывали к себе человека. Чем более суров край, чем труднее борьба за выживание, тем более человек ценит труд и его результативность. В борьбе с воздействующими факторами формировались коллективы общинников, взаимопомощь, радушие. Здесь люди ценили «общество» за поддержку и помощь в трудную минуту. Но более ценили сообщество за то, что оно уважало трудолюбивого, честного человека, не вмешиваясь в его жизнь. Будучи на виду у всего коллектива, люди старались жить честно, открыто, хлебосольно, помогать друг другу, уважать общие традиции.
До сих пор тесные отношения всеобщего «братства», взаимовыручки и общности жизни характерны для всех небольших северных городов и поселков, большинства сел и деревень сибирского края. В больших сибирских городах подобные сохранившиеся отношения можно еще наблюдать в старых микрорайонах на окраине и в отдельных дворах…
Как творец-мастер гордится своим произведением и привязан к нему, так и сибиряки-старожилы любили свою Сибирь. Этот край был преобразован трудом предков и тех, кто прибыл на переселение раньше. Вдвойне радовало изобилие, добытое напряженным трудом. Благодатный край спасал человека дарами природы в неурожайный год, давал возможность развернуться в хозяйственной деятельности.
Патриотизм по-сибирски — это и верность традициям, благодаря которым последующие поколения адаптированы к суровым климатическим и иным условиям, верность сохраняющимся праздникам, обычаям и правилам поведения в обществе. Патриотизм означал и чувство долга, верность данному слову, стремление к улучшению жизни на этой земле.
Ярким проявлением пробуждающейся любви к своему краю было формирование в середине XIX в. общественного движения «Сибирское областничество». Движение областничества охватило интеллигенцию Сибири, студенческие «землячества» сибиряков в Петербурге, Москве, Казани. «Чувства, выразившие эту идею, нужно искать в умах сибирского крестьянства. Оно первое стало выделять себя из остального крестьянского мира, а уже за ним следом и сибирская интеллигенция, выходившая из сибирского народа, начала выделять себя из общерусской интеллигенции», — писал идеолог «Сибирского областничества» Г.Н. Потанин. Во главе движения стояли также А.П. Щапов, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков, Н.С. Щукин, Ф.Усов.
В обобщенном виде требования сибирских патриотов выражались в следующем:
– Сибирь не должна быть краем ссылки;
– естественные богатства Сибири — достояние местного населения;
– предоставление области широкого самоуправления и создание сибирской областной думы;
– самостоятельное устройство сибирских финансов;
– прекращение оттока молодых умственных сил в Европейскую Россию и открытие Сибирского университета.
Неравноправное положение сибирского края «областники» определяли как колониальное. «Во всякую эпоху самый дорогой продукт Сибири объявлялся изъятым из пользования колонии. В начале сибирской истории был объявлен государственной регалией соболь, потом таковой же регалией стало золото, теперь сибирский лес вырубается в пользу казны, игнорируя связанные с ним интересы будущих поколений Сибири… Что это, как не своекорыстная политика?» — писал с болью Г.Н. Потанин.
Мнение же высших кругов государства по отношению к сибирскому краю высокомерно и емко выразил бывший тобольский губернатор Богданович: «Ишь вы, захотели, чтобы колония пользовалась лучшими условиями жизни, чем метрополия!».
Красной нитью в трудах «областников» проходит мысль о том, чтобы самим сделать край «более удобным и привлекательным для жизни». Отмечалось, что для изменения своего положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».
Подвижническая работа «областников» способствовала открытию первого в Сибири Томского университета, развитию просвещения, созданию краеведческих музеев. Во многом благодаря им в сибирском крае стали издаваться десятки газет и журналов. «Областники» внесли особый вклад в изучение истории Сибири, в проведение этнографических исследований коренных народов края и русских старожилов.
Движение областников стало одним из катализаторов оформления широкого движения благотворительности купцов-предпринимателей, рядовых мещан и крестьян. Оно было вызвано не только высокими стабильными доходами, «но и обусловлено такими причинами, как нравственные убеждения, благородным желанием внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии народов Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие», — отмечал исследователь П.Н. Мешалкин.
Весьма масштабно проявили себя в деле благотворительности купцы Кузнецовы, Гадаловы, Кытмановы. Так, супруги Щеголевы пожертвовали Красноярску 1 200 000 рублей, Н.К. Переплетчиков завещал городу 65 000 рублей. На благотворительнве средства строились больницы, приюты, школы, ночлежные дома для нищих, храмы.
Подобные примеры характерны не только для Красноярска, но и для уездных и волостных центров Енисейской губернии.
В 1878 – 79 гг. в с. Курагино Минусинского уезда по инициативе крестьянина-предпринимателя Н.П. Пашенных было открыто сельское приходское училище. Для него бесплатно выделил свой дом другой зажиточный крестьянин, Ф.Ф. Девятов. Н.П. Пашенных и крестьянин И. Снегирев пожертвовали школе по 100 рублей, а крестьяне окрестных деревень по их примеру решили на сходах собрать с каждой ревизской души по 25 копеек для содержания учителя, законоучителя и сторожа. Ф.Ф. Девятов совершил еще один благородный поступок: он выступил энтузиастом создания библиотеки в с. Курагино. Из книг, пожертвованных им и другими жителями, в 1900 г. была учреждена бесплатная народная библиотека-читальня.
Сибирский патриотизм сегодня выражается не только в осознанной привязанности к сибирскому краю, но и в продолжающемся преобразовании края. Наш патриотизм — в решении экологических проблем, в спасении природы, растительного и животного мира Сибири. Наш патриотизм — в приобщении к гордым делам и свершениям сибиряков прошлых веков. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Неуважение к оному есть постыдное малодушие», — писал декабрист Волконский. Эти слова с полным правом относятся и к нам…
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 927;