Гражданское общество и Античная эпоха.
В древнегреческом языке ещё не обнаруживается слова, непосредственно обозначающего «гражданское общество». В своих аналитических трудах античные мыслители ещё не рассматривали детально общества. Для них общество означало скорее внеприродный мир, к которому относились состоящие в социальных взаимоотношениях индивиды, семьи и домохозяйства, а также государство. И только римляне ввели в обиход термин «societas civilis», указывающий на гражданское общество. Несмотря на отсутствие термина, можно заметить, что вопросы, связанные с гражданским обществом, были важны, например, для Аристотеля. В его трудах, рассматривающих государство и остальное общество, обнаруживается почти весь спектр тематики, которая позднее связывалась учёными, политиками и другими заинтересованными гражданами с основной сутью и проблематикой гражданского общества. Греческие мыслители не стремились объяснять явления. Для них был присущ телеологический подход, иначе говоря, они рассматривали явления как способ достижения определённых целей, получения намеченных результатов.
Вопрос о благом государстве и сообществе был для античных мыслителей важен потому, что они подчёркивали, что человек может стать человеком и способен жить счастливой жизнью лишь в социальном контексте. Известно аристотелевское определение человека как «zoon politikon», политического животного. Ключевым вопросом для философов был вопрос о том, каким должно быть государство или социальное сообщество, обеспечивающее счастливую жизнь. Например, по Аристотелю, человек без поддержки, обучения и контроля со стороны социального сообщества остаётся существом биологическим, чем-то вроде дикого животного. Добродетельное социальное сообщество, к основным особенностям которого относились современные черты гражданского общества, было одним из главных ресурсов превращения биологического существа в социального человека. Так считал наряду с Аристотелем Платон в своём труде «Государство». По мысли Аристотеля, а также отчасти и Платона, добродетельное сообщество содействует росту личности в направлении идеальной гуманности, индивидуальности.
С исторической дистанции Аристотеля можно, вероятно, расценивать как ключевую фигуру в дискуссии о гражданском обществе в античной Греции. Несмотря на то, что его аналитические труды не в полной мере отвечали современному избирательному и категориальному анализу общества, Аристотель определённо выдвигал проблематику гражданского общества. Для его анализа характерна достаточно дихотомная классификация без глубокой детализации социальных функций и структур. Упрощая, можно сказать, что главными общественными аренами для Аристотеля были семья и домохозяйство («oikos»), а также государство («politike koinonia»).
Для Аристотеля семья, домохозяйство были важным местом с точки зрения решения многих вопросов повседневной жизни. В его время семья представляла собой частное пространство, которое управлялось главой семьи. Античная семья отличалась по характеру от семьи нашего времени. Семья образовалась из супругов и их детей, но к ней относились также посторонние, например рабы, которые заботились о повседневных делах. Кроме социального сообщества семья представляла собой также хозяйственную единицу – домохозяйство («oikos»). Наряду с ведением хозяйства семья заботилась о продолжении рода, воспитании и социальных связях с ближним окружением. Однако Аристотель считал, что семья – это не то сообщество, в котором возможна реализация счастливой жизни и совершенствования человека. По мнению Аристотеля, семья – это слишком маленькая ячейка, чтобы справиться со всеми теми задачами, которые нужно было обязательно выполнять для реализации счастливой жизни человека. Для этого было необходимо более крупное сообщество – государство.
По Аристотелю, государство – это сообщество, способствующее достижению всеми гражданами счастливой жизни. Философский анализ Аристотеля по характеру является телеологическим. Он ищет ответ на вопросы, касающиеся смысла и целей жизни, а также предпосылок их осуществления. Аристотелевская теория общества рассматривает, какие общественные структуры являются условием реализации счастливой жизни человека. Политика для него является наукой коллективной добродетели и счастья, а этика – наукой счастья индивидуума. Аристотель подчёркивает, что мир несовершенен. Это необходимо учитывать учёным-политологам, когда они занимаются поиском действительных предпосылок, созданных государством для счастливой коллективной жизни. Государство, по мнению Аристотеля, существует для добродетельных деяний, а не только для социального партнёрства.
Вместе со своими последователями Аристотель анализировал разные государственные устройства и отмечал, что государства по своей форме могут быть очень разными. Однако он считал, что не все государства максимально обеспечивают счастливую жизнь для своих граждан. Аристотелем была предложена классификация существующих видов государственного устройства. Три из них рассматривались им как правильные, три – как неправильные виды государственного устройства. К таким неправильным видам государственного устройства относилась в первую очередь тирания – правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Вторым видом государственного устройства, неспособного к обеспечению счастливой жизни для своих граждан, является олигархия – правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Аристотель относился критически также к виду государственного правления, называемому демократией, так как она представляла правление черни в интересах исключительно неимущих.
Несмотря на то, что Аристотель, в отличие от Платона, не поддерживал государственного устройства под управлением правитей-философов, он всё же считал, что у государства, управляемого просвещённым правителем, есть предпосылки для содействия Общему благу граждан. Другой формой правления, основанной на олигархии, которая, по Аристотелю, была способна содействовать достижению общего блага, являлась аристократия – правление немногих, лучших и просвещённых, осуществляемое в интересах всех граждан. Но, пожалуй, оптимальной формой государственного устройства, обеспечивающей счастливую жизнь гражданам, Аристотель считал город-государство («polis»).
По Аристотелю, полис являлся оптимальной формой реализации всех предпосылок политики, содействующей счастью. Многие из этих предпосылок сходны с теми, которые считаются характерными чертами оптимально функционирующего гражданского общества. Во-первых, сообщество должно быть достаточно компактным, чтобы им можно было управлять. Город-государство представлялся Аристотелю идеальным потому, что его можно было охватить взглядом с холма. Город-государство, «полис» создавал предпосылки также для оптимальных социальных отношений, которые основывались на том, что граждане знали друг друга в лицо, что было преимуществом, например, при персональном отборе на должности и на выборах. В результате размышлений Аристотель пришёл к выводу, что идеальное по размеру сообщество состоит примерно из 5000 членов, так как в таком сообществе у каждого есть возможность узнать друг друга. Слишком крупным сообществом он считал, например, полис, насчитывающий 100 000 жителей. Они уже не вместились бы на общее собрание на городской площади и не расслышали бы речи оратора. В таком большом сообществе не реализуется оптимально также социальное взаимодействие. Аристотель считал человека, который поздоровается с каждым из 100 000 жителей, не другом, а льстецом. Компактное сообщество в состоянии позаботиться обо всём, что нужно гражданину для счастливой жизни. Оно также способствует осуществлению политики через её составляющие – языковую деятельность (lexis) и основанную на ней практическую активность граждан (praxis). Политические идеи воспринимаются в обществе через речь и претворяются сообща в практической деятельности.
Правильное государственное устройство предполагает ответственность и активное участие граждан в управлении делами всего сообщества. Идеальное государство – это функционирующее сообщество равноправных граждан. Подобная практическая активность (praxis) на основе языковой деятельности (lexis) возможна лишь в государствах, которые по масштабу и общественной практике соразмерны человеческой природе. Крупные государства, по Аристотелю, являются извращёнными, так как множество людей не может вести правильную жизнь, организованную в соответствии с человеческой натурой. Крупным государством из-за его противоестественности невозможно правильно управлять для достижения общего блага и счастья.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1736;