Гражданское общество и эпоха Просвещения.
После эпохи античного процветания модель идеального государственного устройства Аристотеля, подготавливающая почву для гражданского общества, была забыта на многие столетия. Однако многие его идеи о справедливости и задачах государства продолжали жить. От Аристотеля исходит также мысль о том, что гражданственность является частью претворения социальной сущности и основы счастливой жизни человека, которые государство призвано защищать. Вопрос Аристотеля о государстве и его функциях снова приобрёл актуальность в XVII-XVIII веках благодаря философам- просветителям. Философы Просвещения поднялись на борьбу против нерациональности своей эпохи и на защиту прав граждан на свободу. Одновременно они подняли вновь вопросы о гражданском обществе.
Философия просвещения не представляется единой философской конструкцией. Это собрание идей, высказанных разными мыслителями, на фоне которых просматривается критика своего времени со стороны авторов этих идей. К ведущим критическим положениям относятся, пожалуй, следующие идеи, объединяющие философов-просветителей:
1. Свобода как важное и неделимое основное право личности.
2. Индивидуальность и равенство людей.
3. Наука и эмпиризм как основа рациональной деятельности и основа прогресса.
4. Критика авторитетов и важность терпимости.
Философы-просветители однозначно показали, что мир меняется и нуждается в появлении новых практик. Они считали, что наступает время, когда феодально-абсолютистское правление и беспрекословное выполнение распоряжений авторитетов тормозят общественный прогресс. Развитие технологии требовало свободы мысли и научных исследований на основе эмпиризма, а вместо меры – объяснения мировых явлений с научной точки зрения. Наряду со свободой мысли философы-просветители требовали свободы деятельности и приватности человека. Модернизирующаяся экономика уже не работала только в рамках домохозяйств. Требовались рынки за пределами домохозяйств и вне абсолютистского правления, а также свобода человека действовать на них. Бурное развитие торговли снова навело на размышления над давней проблемой Аристотеля: «Какова природа счастливого и рационального общества?».
Философы-просветители размышляли с середины XVII века о переделах абсолютистской власти и о возможности приватной сферы в обществе. Джон Локк (1632-1704) искал возможность ограничения власти государства по отношению к гражданам. Анализируя пот вопрос, он разграничивал государство и гражданское общество. Государство представляет политическое общество, которое опирается на законы и управление на их основе. Гражданское же общество представляет собой особую форму политического общества. В нём права граждан выступают в качестве главного принципа, регулирующего все отношения. Локк считал, что гражданское общество рождается, когда люди, имеющие естественное право на жизнь, на свободу и имущество, вырабатывают общественный договор, на который опирается публично-властная деятельность. Локк является сторонником понятия власти, основанной на договоре. Он не принимает естественно-правового понимания государства, так как при нём отсутствовал авторитет, могущий защищать права граждан и наказывать их нарушителей.
Джон Локк был в некотором роде продолжателем мыслей Аристотеля. Он не считал, что государство и гражданское общество являются чем-то раздельным друг от друга. По мнению Локка, гражданское общество является элементом государства, которое заботится о правах людей и охраняет их свободы. Гражданское общество обусловливает демократическое общество. И если Аристотель искал такую форму социального сообщества, которая делает возможной счастливую жизнь, то задачей Локка было найти такое состояние свободы, или, скорее, определить то общественное или государственное измерение, которое освобождает человека от абсолютной власти государства, даёт ему возможность действовать в обществе как индивиду, наделённому правами. Гражданское общество было своего рода квинтэссенцией демократического общества с рыночными тенденциями, которое подрывало абсолютную власть феодального государства. Для Локка понятие «гражданское общество» было ключом к демократизации общества и усилению рынка при переходе от феодализма и общества домохозяйств к чему-то модернистскому, что было уже на подходе.
Граждане – свободные и пользующиеся своими правами – могли, опираясь на договор, вводить в действие законы, на основе которых государство функционирует и защищает права и свободы граждан и наказывает тех, кто нарушает их. Признание и гарантии прав отдельных граждан обусловливают превращение государства в гражданское общество. Локк считал гражданское общество особой формой государства, в которой воплощаются управление, распоряжение властью и свободы и права граждан. Гражданское общество является тем элементом, на который законно опирается признание и защита прав. На права опирается также возможность действовать на рынке, приобретать и владеть собственностью. Это выдвигает также требование уважения и защиты прав других граждан и индивидов. Без определённых базовых свобод рынок и демократия невозможны. Наличие юридической базы для этого недостаточно, кроме этого, нужны моральные и этические установки.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) отмечал позднее, что гражданское общество придаёт моральное качество деятельности государства и его граждан. Гражданское общество представляет тот элемент государства, который ограничивает абсолютную власть государства и вместе с властью передаёт ответственность за дела, права граждан и другие права и свободы отдельным гражданам, которые предоставляют государству властные полномочия. Подобно Локку, Руссо отвергал мысль о том, что побуждения и инстинкты составляют основу функционирования сообщества. По Руссо, гражданское общество придавало сообществу моральное качество, которое отсутствует в идее естественного государства.
Джон Локк как бы развивал идею Аристотеля о том, что условия счастливой жизни встроены в совокупность «общество – государство». Общественным элементом, формирующим счастливую жизнь, было гражданское общество. Для Локка государство или политическое общество было совокупностью, где государство основывалось на общественном договоре о формах реализации и защиты свобод и прав граждан, а также ведения других общих дел. Эту идею единства опроверг Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он разграничивает государство и гражданское общество. Не принимая идей античных мыслителей, он рассматривает гражданское общество и государственное общество как отдельные сферы. В его понимании общество разделяется на отдельные сферы, рамки и характер которых определяются государством. Гражданское общество – это та сфера общества, в которой граждане пользуются своими свободами, и их свободы реализуются. Проблему для Монтескье представляло именно то, как достигается равновесие между государством и гражданским обществом. По его представлению, гражданское общество важно потому, что делает возможным разделение властей. Самостоятельные объединения, сформированные гражданским обществом, и действующие в них индивиды оказывают оздоровляющее влияние на политическую систему, способствуя децентрализации власти, благодаря множеству объединений, созданных гражданским обществом, власть распределяется между многими действующими сторонами.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 5257;