Гражданское общество как современное общество (общество типа модерн).
Философы просвещения готовили почву для идей свободы и братства, а также для современного государства. В современном государстве государство защищало свободы и права граждан, в том числе право на власть. Гражданское общество создало арену для свободных собраний, выражения мнений и влияния. Понимание гражданского общества как политической основы современного общества освободило людей для экономической рыночной деятельности. Гражданское общество можно рассматривать также как сферу, определяющую общественную мораль. Можно сказать, что философы просвещения разработали почву для современного общества, обрисовав гражданское общество как сферу общества, ограничивающую власть государства, и как поле формирования общественной морали. Моральные вопросы связывались ими с взаимоотношениями между людьми, с политикой и экономикой. Характерным для просветительского мышления было, например, то, что Адам Смит (1723-1790) заведовал университетской кафедрой, где учебными дисциплинами были экономика и нравственная философия.
Созданный ранее идеал благого общества, а также права на свободы, способствовавшие деятельности вне государства и семьи, оказались недостаточными в модернизирующемся обществе. Требовалось чёткое разделение функций и конкретные, действующие правила между разными компонентами общества. Частичный ответ на этот вызов дал Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) в своём труде «Философия права». В данном произведении Гегель дал определения базовой структуры общества и правил взаимоотношений между его отдельными составляющими.
Мышление Гегеля труднодоступно для понимания, но всё же его можно рассматривать как стремящееся к конкретности и ясности. Это хорошо проявляется также в понимании Гегелем общества, которое можно наглядно показать с помощью пирамиды. Каждый угол пирамиды представляет следующим образом как один из основных элементов общества:
Гегель некоторым образом поставил гражданское общество между семьёй и государством. Семья, по Гегелю, несёт важную функцию обновления общества и укрепления его морали и нравственности, заботясь о воспитании детей. Нравственность направляет человека на его моральных выборах и конкретной общественной жизни, когда в ходе воспитания люди усваивают правила, нормы и ценности. По Гегелю, человек всё же не является частным лицом, живущим исключительно в семье. Он является также гражданином государства, который живёт в более широком, чем семья, сообществе. В понимании Гегеля жизнь государства и сообщества более развиты, чем семейная жизнь.
По Гегелю, государство – это наиболее развитый компонент общества, который представляет общее и публичное. Государство защищает граждан и, в конечном счёте, удовлетворяет их потребности. К функциям государства относятся издание законов и поддержание правопорядка, а также социальная политика. Государство – это олицетворение разума, оно определяет жизненные рамки сообщества и исправляет ошибки в деятельности индивидов.
Гегель не принимал безоговорочно либеральной экономической теории, представителем которой был, например, Адам Смит, так как либерализм и нерегулируемый рынок порождали безработицу и бедность. Он не одобрял также присущую англосаксонским странам благотворительность, так как обращение за помощью и принятие помощи унижают людей. Гегель выступал за подлинную, реализуемую государством социальную политику. Однако он не поддерживал полного огосударствления жизни, поскольку при этом утрачивалась бы свобода. Поэтому нужно гражданское общество.
Для Гегеля гражданское общество является главным пространством свободы и её этики. Его задачей было обеспечить, чтобы все граждане могли пользоваться максимально широкой свободой. В качестве пространства свободы гражданское общество не строится на иерархиях, оно представляет собой такую сферу общественной жизни, в рамках которой максимально широко признаются свободы и права граждан. По Гегелю, функционирование гражданского общества не представляет ничего полностью совершенного. В качестве пространства свободы в гражданском обществе доминирует конкуренция между людьми, защищающими свои интересы и удовлетворяющими свои потребности.
В понимании Гегеля гражданское общество имеет ещё несколько важных функций. Во-первых, гражданское общество отрывает индивида от семейного круга. В гражданском обществе индивид становится личностью и членом корпорации. Корпорации – это объединения граждан, которые защищают их от неудач гражданского общества или несправедливости государства. Как член корпорации индивид вырастает в гражданина, имеющего способность и умение, а также моральный уровень, чтобы действовать в сфере общества, представляемой государством. Гражданское общество продолжает то социальное и моральное воспитание, которое было начато семьёй. С другой стороны, гражданское общество выступает как компонент общества, где выявляются потребности людей. Вокруг потребностей выстраиваются задачи и их проведение в жизнь. Решая задачи, удаётся содействовать благополучию людей. Гегель подчёркивал гражданское общество как область, к которой близко примыкают мораль и благосостояние.
В Англии вопросы благосостояния решались практически на публично-административном уровне. В 1601 году при королеве Елизавете I был принят закон о призрении бедных, который затем периодически обновлялся. Этот закон был направлен на осуществление контроля над бедностью, и средства, собранные с богатых граждан, использовались на заботу о бедных. Закон и его самые прогрессивные формы представляли вертикаль перераспределения доходов.
Эта вертикальная система перераспределения доходов по английской модели и основанная на ней система оказания помощи отвергалась Гегелем. Он считал её благотворительностью, построенной на подаяниях и унижающей человека. Такую систему Гегель считал также спорадической, оказывающей ничем не обеспеченную поддержку, и поэтому неприемлемой.
Гегель в кантианском духе подчёркивал ответственность и равноправную взаимопомощь людей, которая никогда не получит такого же клейма благотворительности, как помощь богатых бедным, направленная сверху вниз.
Гегель в своё время определил, что одной из ключевых задач гражданского общества является забота о социальном обеспечении. Однако, по его мнению, гражданское общество как таковое недостаточно богато и не владеет в достаточной мере достоянием, чтобы оно в одиночку смогло позаботиться о реализации благосостояния и социального обеспечения. Для этого оно нуждается в помощи государства. В Центральной Европе система социального обеспечения с самого начала была выстроена в определённом согласии с взглядами Гегеля. Государство заинтересовано в реализации благополучия граждан. Оно создаёт рамки, в которых корпорации, организации работников и организации работодателей, а также государство ведут переговоры о реализации социального страхования. Основная ответственность за финансовое обеспечение социального страхования ложится на работодателей, а работники вносят в него свой существенный вклад. Социальные услуги реализуются с соблюдением субсидиарного принципа. Семьи сами обеспечивают по возможности полно потребности своих членов. Когда семьи не справляются самостоятельно со всеми задачами, они получают поддержку от НГО, действующих в пространстве гражданского общества.
Для германской социальной политики характерны симбиотические взаимоотношения между государством и гражданским обществом. Институциональные организации не являются иерархическими. В гражданском обществе были сформулированы определённые интересы, и с его стороны давались определения форм их удовлетворения государством. Государство, со своей стороны, издавало законы и придавало определённые формы гражданскому обществу. Государство и гражданское общество в анализе Гегеля – это не закрытые, взаимоизолированные пространства. Это взаимодополняющие аспекты государства, и оба имеют собственные задачи и ответственность за реализацию благосостояния.
Германская и английская социальная политика опираются на разные принципы. В английской социальной политике изначально подчёркивался общественный аспект и универсальность базовой социальной защиты, а также свобода рынка. Роль гражданских объединений состояла в дополнении публичной деятельности и сохранении демократии. Германская же социальная политика опиралась на трудовую деятельность и обеспечение достигнутого уровня потребления, а также на регулирование рынка в рамках корпоративной переговорной системы. Общим для развития социальной политики обеих стран была тесная связь с гражданским обществом. В Германии сильное социально-политическое воздействие оказывалось корпоративным сектором – организациями рынка труда, профессиональными объединениями и организациями работодателей, являющимися составной частью гражданского общества. В Англии развитие социальной политики связано с демократическим движением, в результате которого были сначала получены основные гражданские права – право на выступления и на собрания. После этого были завоёваны политические права – право голоса и право быть избранным на политических выборах. За политическими правами последовали социальные права – право на социальное обеспечение и на причастность к возрастающему благосостоянию.
В скандинавских странах развитие социальной политики происходило под сильным влиянием как германской, так и английской социальной политики. На развитие социального страхования заметно повлияли также относящиеся и в скандинавских странах к сфере гражданского общества корпоративный сектор, профессиональные объединения и организации работодателей, а также их переговоры с правительством, представлявшим государство. На развитие же базовой социальной защиты и социального обслуживания, представлявших собой существенную часть т. н. скандинавской модели, повлияли признание и дальнейшее развитие социальных прав, за которые выступали различные политические организации. Можно с полным правом сказать, что скандинавская модель социальной политики, интегрировавшая германскую и английскую модель, базируется на интересах, выдвинутых социальными движениями и облечённых государством в форму закона.
Профессиональные объединения традиционно являются сильной стороной, голос которых не мог быть не учтён в германском и скандинавском социальном законодательстве. В Англии голос организаций рынка труда звучит в последние десятилетия намного слабее. Правительства прислушиваются и относятся с уважением к голосу т.н. рыночных сил. Но вместе с тем правительства не могут полностью игнорировать интересы гражданского общества, которое заявляет о социальных правах граждан тогда, когда возникает угроза оттеснения их на задний план. Гражданское общество обеспечивает баланс между властью рынка и государства, если социальные права граждан оказываются под угрозой остаться нереализованными, а потребности благосостояния неудовлетворёнными. В скандинавских странах гражданское общество также выступает в балансирующей роли по отношению к социальным правам и социальному обслуживанию тех граждан, которые не входят в непосредственный круг интересов корпоративного сектора.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1356;