ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Живая старина сибирской деревни XIX – начала XX вв
Живая старина сибирской деревни XIX – начала XX вв. рассмотрена в различных ее аспектах. Мы узнали об особенностях образования селений сибирского края и о неординарности бытия сибирской общины. Рассмотрели отдельные стороны сосуществования старожилов и переселенцев, особенности социальных отношений в «обществах». Познакомились с хозяйственной жизнью и бытом жителей Сибири и Приенисейского края, циклом сельских работ и забот крестьянина.
Нами были затронуты вопросы воспитания, образования и народной медицины наших земляков в прошлом, выявлены ценностные характеристики обрядов, праздников, верований, народного календаря. Мы немного прикоснулись к отдельным крупицам богатейшей кладовой народной культуры сибиряков, рассмотрели образцы фольклора и народного творчества.
Более всего должны мы гордиться людьми, населявшими этот край. Они освоили регион с суровыми экстремальными характеристиками, но одновременно и сами были «освоены» Сибирью «по образу и подобию» этого края. Сибиряки — люди мужественные и свободные, стойкие и гордые, честные и высоконравственные, «славутные» в труде и общественной жизни, любознательные и предприимчивые. От темы к теме мы убеждались в высокой нравственности, совестливости и трудолюбии сибиряков.
«Русская история в самой основе своей есть по преимуществу история различных областных масс народа, история построения территориальных устройств», — именно так наш знаменитый земляк-сибиряк историк А.П. Щапов определил роль отдельных регионов в истории России. Изучение прошлого страны невозможно без углубления в прошлое своего края: именно эту благородную роль выполняет краеведение. С точки зрения сегодняшнего дня, с позиций неклассовых цивилизационных подходов стало очевидным, что не противостояние и борьба внутри сельского мира определили суть отношений между людьми. Одними критическими оценками и негативными выводами нельзя раскрыть богатую повседневную жизнь сибиряков. Очевидно также, что многие беды и последнего времени и, что интересно, начала XX в. происходили вследствие забвения исконных традиций, определенных, пусть и консервативных устоев жизни.
Величайшей ошибкой последних лет стала повсеместная безоглядная тяга к культуре, ценностям и религиозным учениям Запада. Россия,каждый ее регион имеют богатейшее культурное прошлое, свои духовные ценности и тысячелетние корни православия. К сожалению, бытует мнение, что истинная культура включает в себя только литературу, живопись, архитектуру, поэзию, философию, театр, кино, музыку и пр. Возникло даже презрительное понятие «деревенщина», означающее якобы бескультурие, забитость, невежество. Но авангардная, элитарная культура города, несомненно, базируется и живет во многом за счет глубоких корней народной культуры; духовная мощь народа, в свою очередь, базировалась на совести, высокой нравственности, порядочности и всеотзывчивости.
Учебный предмет «Сибирское краеведение» — лишь одна из ступеней на пути осознания себя представителем сибирского субэноса, на пути постижения духа и непреходящих ценностей и традиций старой Сибири и Приенисейского края. Человек живет в своем времени, в мире своих духовных идеалов, но понимать и уважать прошлое — долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков — потомков старожилов и переселенцев XVII – XX вв.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 701;