Сигнальное поведение и социальность______________
Сигнальное поведение имеет множество проявлений: действия, позы, звуковые сигналы, ритуалы. Однако у человека оно пока недостаточно изучено. Н. Тинберген полагает, что это обусловлено отсутствием систематических сравнений поведения людей и других видов животных. И хотя здесь не может быть полного тождества, возможно «применить в исследованиях человечества те способы, которые показали свою плодотворность при изучении поведения животных»[22]. В первую очередь это относится к способам социализации.
Социобиологическая концепция порождения воспроизводящихся сигналов занимает в интерпретации социальной жизни значительное место. Так, Р. Докинс в работе «Эгоистический ген» утверждает, что все наблюдаемые единицы существования — молекулы, клетки, животные организмы, человек — несут в себе воспроизводящее начало. Оно объясняется тем, что в основе всего живого лежат молекулы ДНК с встроенным в них механизмом самовоспроизведения. Соответственно содержание эволюции состоит в отборе генов и в создании ими все новых организмов как «машин для выживания генов».
На этой идее реплицирования выстраивается иерархия систем по сложности — от молекулы ДНК до человека и его культуры. В культуре механизм воспроизведения связывается мимесисом (подражанием), и выделяется «мим» — единица культурной передачи, единица подражания. Примерами мимов являются идеи, удачные фразы, феномен моды, способы действий. Соответственно человек как сложная «машина для выживания генов» не является абсолютно свободным в выборе поведения и ограничен генетическими рамками встроенных механизмов мимесиса.
Эмоции и их коммуникация являются важным аспектом социальной жизни. Эмоции не просто переживаются индивидами. В коммуникативных ситуациях они выражаются в определенных знаковых формах. Например, агрессия может выступать в качестве эмоционального состояния — гнев, но может выражаться как акт насилия — угроза, нападение. В исследованиях, следовательно, необходимо проводить различие между эмоциональными состояниями, их знаковым выражением и их поведенческими следствиями.
Другим основанием коммуникативного поведения животных, предпосылкой обмена информацией с помощью знаков в этологии считается ритуал — серия наследственно обусловленных и закрепленных в генотипе стандартных телодвижений, повторяющихся последовательностей двигательных реакций, их формы и скорости. В свое время Дж. Хаксли «заметил, что определенные образцы движений утрачивают в процессе филогении свои оригинальные функции и превращаются в чисто «символические» церемонии. Он назвал, этот процесс ритуализацией и использовал термин без кавычек; иными словами, он уравнял культурные процессы, ведущие к формированию обрядов (церемоний) у человека с филогенетическими процессами возникновения таких удивительных «церемоний» у животных. С чисто функциональной точки зрения такое уравнивание справедливо, даже если принимать во внимание различие между культурными и филогенетическими процессами»[23].
Содержание понятия «ритуал» в этологии и социобиологии отличается от принятого в культурной антропологии. «Ритуалы — это модели поведения, которые выполняют коммуникативную функцию и в процессе её осуществления испытывают изменения, повышающие их коммуникативную ценность... Иными словами, ритуалы имеют сигнальную функцию реализуемую в процессе, названном ритуализацией». Понятие «выразительные движения», связанное с представлением о ритуале, означает образцы поведения, имеющие сигнальные функции в ритуальном поведении, являющиеся его элементарными составляющими. По происхождению они могут быть врожденными, культурными, индивидуальными. С социокультурной точки зрения ритуализация «есть процесс, в котором некоммуникативные модели поведения эволюционируют в сигналы»[24]; её роль состоит «в создании независимых символов, которые становятся общепринятыми и рассматриваются как часть общества»[25].
В ритуализации можно выделить три важнейших коммуникативных аспекта. Во-первых, ритуалы представляют собой такие двигательные реакции, которые первоначально служили виду как функции, необходимые для выживания. В процессе филогенеза они постепенно приобретали новое значение — сигнальное. Сигнальное значение прежней функции, которая, кстати, может сохраняться, заключается в том, что ритуал становится стимулом для образования межиндивидуальных связей или средством канализации агрессивности.
Во-вторых, по мере приобретения сигнальной функции первоначальный, неритуальный прототип трансформировался для лучшего её выполнения. Можно предположить, что в процессе естественного отбора наиболее заметные характеристики сигнала сохранялись и усиливались, а менее распознаваемые и нечеткие редуцировались или совсем исчезали. Таким образом, ритуал приобретал свою компактную и легко распознаваемую знаковую форму.
В-третьих, такого рода сигнальные акты принимали все характерные черты автономного, независимого от ситуации движения. Этот акт проявляется спонтанно, имеет собственный передающий механизм и особое привлекающее значение. Таким образом, в процессе ритуализации рождается механизм, подобный инстинкту, который влияет на поведение индивидов не менее, чем базовые инстинкты — голод, секс, страх. Этот механизм «обслуживает» социальность, поскольку обусловливает возникновение межиндивидуальных контактов и погашение агрессивных импульсов[26].
Таким образом, ритуалы в социокультурных системах выполняют ряд социально значимых функций: коммуникации, контроля агрессивности, объединения. Следовательно, они способствуют осуществлению и улучшению коммуникативного процесса, взаимодействия внутри общностей и между ними.
Базой для формирования ритуалов является инстинктивная знаковая активность. Она представляет собой поток эфферентных (направленных вовне) импульсов центральной нервной системы, которые находят выражение в ритмизованных и координированных движениях — «ауторитмии», «стереотипных наборах действий». Такие действия несмотря на их эндогенное происхождение не проявляются произвольно, вне связи с окружением. Когда в них нет необходимости, они подавляются на уровне центральной нервной системы. Их проявление побуждается особыми пусковыми механизмами при наличии ключевых знаковых стимулов.
«Знаковые реакции» в большинстве случаев просты. Они состоят из одного или нескольких актов. Однако они могут носить и более сложный характер, когда «включается» целая система внешних проявлений, имеющая характер паттерна, как это происходит в случае ритуализации.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1217;