Сигнальное поведение и социальность______________

 

Сигнальное поведение имеет множество прояв­лений: действия, позы, звуковые сигналы, ритуалы. Однако у человека оно пока недостаточно изучено. Н. Тинберген полагает, что это обусловлено отсутстви­ем систематических сравнений поведения людей и других видов животных. И хотя здесь не может быть полного тождества, возможно «применить в исследо­ваниях человечества те способы, которые показали свою плодотворность при изучении поведения живот­ных»[22]. В первую очередь это относится к способам со­циализации.

Социобиологическая концепция порождения вос­производящихся сигналов занимает в интерпретации социальной жизни значительное место. Так, Р. Докинс в работе «Эгоистический ген» утверждает, что все наблюдаемые единицы существования — молекулы, клетки, животные организмы, человек — несут в себе воспроизводящее начало. Оно объясняется тем, что в основе всего живого лежат молекулы ДНК с встроен­ным в них механизмом самовоспроизведения. Соответ­ственно содержание эволюции состоит в отборе генов и в создании ими все новых организмов как «машин для выживания генов».

На этой идее реплицирования выстраивается иерархия систем по сложности — от молекулы ДНК до человека и его культуры. В культуре механизм вос­произведения связывается мимесисом (подражани­ем), и выделяется «мим» — единица культурной пе­редачи, единица подражания. Примерами мимов яв­ляются идеи, удачные фразы, феномен моды, способы действий. Соответственно человек как сложная «ма­шина для выживания генов» не является абсолютно свободным в выборе поведения и ограничен гене­тическими рамками встроенных механизмов миме­сиса.

Эмоции и их коммуникация являются важным аспектом социальной жизни. Эмоции не просто пе­реживаются индивидами. В коммуникативных ситу­ациях они выражаются в определенных знаковых формах. Например, агрессия может выступать в качестве эмоционального состояния — гнев, но мо­жет выражаться как акт насилия — угроза, нападе­ние. В исследованиях, следовательно, необходимо проводить различие между эмоциональными состоя­ниями, их знаковым выражением и их поведенчес­кими следствиями.

Другим основанием коммуникативного поведения животных, предпосылкой обмена информацией с по­мощью знаков в этологии считается ритуал — серия наследственно обусловленных и закрепленных в гено­типе стандартных телодвижений, повторяющихся пос­ледовательностей двигательных реакций, их формы и скорости. В свое время Дж. Хаксли «заметил, что опре­деленные образцы движений утрачивают в процессе филогении свои оригинальные функции и превраща­ются в чисто «символические» церемонии. Он назвал, этот процесс ритуализацией и использовал термин без кавычек; иными словами, он уравнял культурные про­цессы, ведущие к формированию обрядов (церемоний) у человека с филогенетическими процессами возник­новения таких удивительных «церемоний» у животных. С чисто функциональной точки зрения такое уравнивание справедливо, даже если принимать во внимание различие между культурными и филогенетическими процессами»[23].

Содержание понятия «ритуал» в этологии и социобиологии отличается от принятого в культурной ант­ропологии. «Ритуалы — это модели поведения, которые выполняют коммуникативную функцию и в процессе её осуществления испытывают изменения, повышаю­щие их коммуникативную ценность... Иными словами, ритуалы имеют сигнальную функцию реализуемую в процессе, названном ритуализацией». Понятие «выра­зительные движения», связанное с представлением о ритуале, означает образцы поведения, имеющие сиг­нальные функции в ритуальном поведении, являющи­еся его элементарными составляющими. По происхож­дению они могут быть врожденными, культурными, индивидуальными. С социокультурной точки зрения ритуализация «есть процесс, в котором некоммуника­тивные модели поведения эволюционируют в сигна­лы»[24]; её роль состоит «в создании независимых симво­лов, которые становятся общепринятыми и рассматри­ваются как часть общества»[25].

В ритуализации можно выделить три важнейших коммуникативных аспекта. Во-первых, ритуалы пред­ставляют собой такие двигательные реакции, которые первоначально служили виду как функции, необходи­мые для выживания. В процессе филогенеза они по­степенно приобретали новое значение — сигнальное. Сигнальное значение прежней функции, которая, кстати, может сохраняться, заключается в том, что ритуал становится стимулом для образования межин­дивидуальных связей или средством канализации аг­рессивности.

Во-вторых, по мере приобретения сигнальной фун­кции первоначальный, неритуальный прототип транс­формировался для лучшего её выполнения. Можно предположить, что в процессе естественного отбора наиболее заметные характеристики сигнала сохраня­лись и усиливались, а менее распознаваемые и нечет­кие редуцировались или совсем исчезали. Таким обра­зом, ритуал приобретал свою компактную и легко рас­познаваемую знаковую форму.

В-третьих, такого рода сигнальные акты прини­мали все характерные черты автономного, независи­мого от ситуации движения. Этот акт проявляется спонтанно, имеет собственный передающий механизм и особое привлекающее значение. Таким образом, в процессе ритуализации рождается механизм, подоб­ный инстинкту, который влияет на поведение инди­видов не менее, чем базовые инстинкты — голод, секс, страх. Этот механизм «обслуживает» социальность, поскольку обусловливает возникновение межиндиви­дуальных контактов и погашение агрессивных им­пульсов[26].

Таким образом, ритуалы в социокультурных сис­темах выполняют ряд социально значимых функций: коммуникации, контроля агрессивности, объединения. Следовательно, они способствуют осуществлению и улучшению коммуникативного процесса, взаимодей­ствия внутри общностей и между ними.

Базой для формирования ритуалов является ин­стинктивная знаковая активность. Она представляет собой поток эфферентных (направленных вовне) им­пульсов центральной нервной системы, которые нахо­дят выражение в ритмизованных и координированных движениях — «ауторитмии», «стереотипных наборах действий». Такие действия несмотря на их эндогенное происхождение не проявляются произвольно, вне свя­зи с окружением. Когда в них нет необходимости, они подавляются на уровне центральной нервной системы. Их проявление побуждается особыми пусковыми ме­ханизмами при наличии ключевых знаковых стимулов.

«Знаковые реакции» в большинстве случаев про­сты. Они состоят из одного или нескольких актов. Однако они могут носить и более сложный характер, когда «включается» целая система внешних проявле­ний, имеющая характер паттерна, как это происходит в случае ритуализации.

 








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1217;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.