Социальной организации__________________________
Объяснение культурных вариаций, их порождения, распространения, последствий в настоящее время связывается с социобиологическими и этологическими моделями изучения социальной жизни. Именно на этом уровне открывается возможность получить ответы на значимые для познания человека вопросы: что культурно уникально; что человечески универсально; что специфично для человеческого вида; что общего у человека с другими формами живого.
В этих концептуальных рамках углубляется знание о таких фундаментальных элементах организации социальной жизни, как порождение популяционно значимых адаптационных искусственных приспособлений (орудий, символов, структур взаимодействия), внутри- и межвидовые коммуникативные процессы. Значительные исследования ведутся в области социально значимых проявлений и контролирования агрессии, страха, привязанности, альтруизма. Интересные результаты получены в связи с изучением организации процессов ненаследственной трансляциии культурного опыта.
В такого рода исследованиях чаще всего используется метод непосредственного наблюдения в естественных условиях. Сравнение поведения человека и животных обнаруживает много сходных черт, хотя также и множество различий.
В настоящее время акцент чаще делается на общих характеристиках, поскольку таким образом удается более точно определить границы социальных и культурных закономерностей. Ведь многое из того, что считалось регионально-культурно специфичным (как, например, в свое время табу) или характерным для человека (например, порождение искусственных знаков), сегодня признано социально универсальным. Таким образом, расширяются и уточняются знания о природе социального, о границах и возможностях изменчивости искусственных объектов. Соответственно, если речь идет о применении определенных социальных технологий, о попытках внести изменения в ситуации социального взаимодействия и т. п., сегодня эффективность таких попыток в значительной степени определяется соответствием спектра человеческих возможностей этологическим, социобиологическим закономерностям.
Общая концепция социальной организации.Следствия, вытекающие из взаимодействия членов любой сложной социальной системы, можно разделить на три основные категории анализа и наблюдения. Во-первых, функции, то есть формы активности, которые способствуют приспособлению членов системы к окружению. Во-вторых, дисфункции, или проявления активности, которые уменьшают приспособленность членов системы к окружению или затрудняют регулирование отношений между ними. В-третьих, существует эмпирическая возможность нефункциональных следствий, которые безразличны для существования системы.
Еще Ч. Дарвин постоянно подчеркивал, что естественный отбор не является единственным фактором эволюции, что многие звенья биологической системы обязаны своим существованием и функционированием не прямому действию отбора, а разного рода опосредованным, вторичным взаимодействиям между элементами системы, сформировавшимися под воздействием отбора. В любой сложной системе активность каждого из её элементов влечет за собой ряд побочных следствий функционального, дисфункционального и нефункционального характера. Это порождает вопрос о сложных отношениях «пользы» и «вреда» в функционировании социальных систем; такие отношения рассматриваются в сегодняшних социобиологических концепциях в терминах «прибылей» и «затрат», обеспечиваемых социальной организацией популяции.
Основатель этологии К. Лоренц (а до него многие последователи Ч. Дарвина) большое значение придавал организационному контролю агрессивного и конкурентного поведения в животном мире, что породило расхожее стереотипное представление о последнем как о поле непрекращающейся борьбы за существование.
Однако не менее важными в понимании законов социальной жизни являются организующие начала кооперации, дружественности. Любая экосистема включает в себя животные организмы и то, что является для них средой: источник жизнеобеспечения, жизненное пространство. Уже сам этот факт побуждает их как-то объединяться в своей активности, чтобы извлекать ресурсы из окружения и противостоять его неблагоприятным воздействиям.
Соответственно для описания целенаправленного регулирования «пользы» и «вреда», функциональных и дисфункциональных последствий социальной активности нужны универсалии, общие категории, которые могут применяться в различных исследовательских ситуациях, к различным объектам, делая их сравнимыми и сопоставимыми. Обычно взаимодействие принято представлять в терминах пяти основных категорий: причина, функции, состояния, поведение, социальная организация. Важнейшими состояниями индивидов, которые контролируются социальной организацией, являются агрессия, страх. В то же время она необходима для сотрудничества и коммуникации. Таким образом, представление о социальной организации объединяет в систему названные категории, и это позволяет рассматривать и сравнивать социально значимые ситуации в обобщенном виде.
В такого рода ситуациях особь, как и популяция, подчиняется закону относительной приспособленности. Многие черты индивидуального поведения могут быть дисфункциональны и нефункциональны. Поэтому при анализе социального взаимодействия на уровне популя-ции не следует полагать, что в каждой ситуации индивид способен к адекватному оптимальному выбору своего поведения. Оно обусловлено не только рациональным выбором, но и целым рядом внерациональных факторов.
Социальная организация в социобиологии и этологии рассматривается прежде всего с адаптационной точки зрения; соответственно социальная структура популяции считается обусловленной прежде всего устойчивыми формами социального поведения, поддающимися координации. Выделяются три основных блока такого поведения, которые в совокупности обеспечивают совместность существования индивидов в некоторых устойчивых формах взаимосвязанности. Во-первых, это объединение для использования элементов окружения и для кооперирования усилий с целью жизнеобеспечения. Во-вторых, это координация действий, связанных с воспроизведением популяции: семейные отношения, социализация новых поколений, контроль над численностью сообщества. В-третьих, это регулирование активности особей в их самоопределении по отношению друг к другу или к «чужим», то есть контроль над агрессивным поведением.
Социальная организация не является жестким видоспецифичным признаком. Это скорее лабильный, обратимый во времени механизм подгонки популяции к существующему состоянию внешнего окружения. Соответственно адекватное понимание сущности и функциональной значимости социальных процессов, происходящих в популяции, возможно при условии их анализа по крайней мере на двух уровнях биологической интеграции: особей и их группировок. Каждый из этих уровней может быть описан в терминах соответствующих ему закономерностей, и «какой-либо простой способ экстраполяции от одного уровня к другому не может быть обоснован»[18]. Иными словами, пытаясь дать функциональное объяснение определенным событиям на макроуровне (группы, популяции в целом), следует помнить, что в сфере индивидуального поведения действуют иные механизмы.
Стратификация и территория.Любая популяция из встречающихся исследователю всегда стратифицирована. Стратификация (расслоение) является неотъемлемым свойством животной популяции. Основу страт составляют её элементарные единицы — особи, распределяемые по признакам пола, принадлежности к определенной возрастной группе, по функциональным ролям, по поведенческим характеристикам и т. п.
Страты состоят из различного рода групп, под которыми понимаются любые наборы особей, взаимодействующих друг с другом. Группы могут быть различными по количеству особей, длительности существования, структурной сложности, интенсивности контактов и т. п.
Популяция, таким образом, составляется из групп различной величины и структурной сложности, представляя собой многоуровневую иерархическую систему. Эта система имеет физическое, пространственное воплощение.
Пространственный контакт, ведущий к персонализации отношений между индивидами, является первым условием для становления устойчивых социальных связей. Более того, если разные способы размещения индивидов в пространстве определяют характер их последующих взаимодействий, то и типы взаимодействий, характерные для популяции, обусловливают пространственное распределение индивидов. Когда особи не склонны к устойчивым взаимодействиям, они распределяются случайным образом. Когда отношения между индивидами враждебны, форма их распределения по территории носит регулярный, равномерный характер. Если в поведении особей преобладает тенденция к совместности, они распределяются по территории группами. В случае враждебных отношений плотность популяции будет достаточно низкой. В случае позитивных отношений участки повышенной локальной плотности будут разделяться пустующими пространствами[19].
Стратифицированность популяции, таким образом, закрепляется в проявлениях территориальности. Под «территориальностью» принято понимать любой активный механизм разобщения особей. В этом смысле территориальность становится синонимом термина «рассредоточение», при условии, что неприкосновенность границ и заключенного в них участка пространства обусловлена постоянной защитой.
Территориальность не является диагностическим видовым признаком. Многообразие проявлений территориальности в пределах одного вида, способность индивидов переходить от территориального к нетерриториальному существованию позволяют рассматривать её как механизм быстрого приспособления к непосредственному окружению. По мнению исследователей, территориальное поведение находится в процессе постоянной изменчивости. Однако многообразию тактических решений подлежат видовые генетически обусловленные рамки.
Одним из универсальных механизмов рассредоточения особей является установление и поддержание индивидуальных дистанций. Индивидуальная дистанция представляет собой «радиус» так называемого личного пространства, в центре которого находится охраняющий его индивид. Персональное пространство не имеет фиксированной локализации и регламентированных границ, тем не менее его социально-организационная роль неоспорима.
Понятием «территориальность» обозначают один из способов социальной организации и стратификации. Он связан с двумя типами следствий для динамики популяции:
§ ограничение численности популяции;
§ адекватное размещение особей и субпопуляций по разнокачественным местам обитания. Благодаря этим функциям территориальное поведение действует как гомеостатический механизм, поддерживающий популяцию в состоянии равновесия с её окружением.
Запас степеней свободы в расслоении и пространственном строении социальной системы позволяет ей существовать в средах, имеющих совершенно различные параметры. В этих условиях отбору подлежат не какие-то частные особенности систем, а интегральные свойства их организации, не элементарные акты индивидуального поведения, а длительные процессы компромиссов с окружением. Соответственно динамика популяционной системы представляется в этом свете не как поступательное, целенаправленное накопление адаптивных дискретных поведенческих признаков, но в виде значительно более сложной совокупности процессов, связанных с социальной организацией.
Агрессивность и социальная организация.Агрессивность и связанные с ней формы поведения, начиная с работ К. Лоренца и Н. Тинбергена, занимают в этологических исследованиях одно из ведущих мест. Это объясняется их социальной значимостью как для особей внутри популяции, так и на уровне отношений между сообществами. Агрессивность не имеет точного однозначного определения. Однако «обычно, употребляя этот термин, имеют в виду адресованное другой особи поведение, которое может привести к нанесению повреждений и часто связано с установлением определенного иерархического статуса, установлением превосходства, получением доступа или права на какую-то территорию»[20].
Пока вопрос о природе агрессии однозначно не решен. Часть исследователей считают её инстинктом, то есть врожденным структурированным способом реагирования на определенные классы жизненно важных стимулов, не связанным с процессами обучения. Другая часть рассматривает агрессивность как определенное свойство животных, которое проявляется в некотором классе ситуаций в виде побуждений, но не готовой поведенческой реакции. Согласно этой точке зрения, агрессивному поведению научаются, как и любому другому. Более того, агрессивное состояние совсем не обязательно реализуется в агрессивных формах поведения.
Э. Уилсон отмечает следующие основные формы агрессивности: защита и захват территории; борьба за доминирование в пределах организованных групп; акты агрессии при захвате чужого; агрессия по отношению к жертве; контратаки против агрессора; «моралистическая» и «дисциплинарная» агрессии (осуществляется внутри сообщества в «воспитательных целях»)[21].
Социобиологи полагают, что агрессивность свойственна человеку и является одним из важных конституирующих факторов человеческой культуры; она удерживает общую приспособленность человека к окружению. Считается, что определенные агрессивные побуждения, стереотипы поведения выполняют роль своеобразных клапанов, снижающих избытки энергии, не находящие функционального выхода. Сообществам людей даже удается находить культурные, социально приемлемые формы связывания агрессивности посредством катарсиса (очищения), как, например, в эстетике трагического, или сублимации (перенесения в приемлемую область социального действия), например, в спорте.
Нередко наследственная природа агрессивности человека обосновывается такими всеобщими отношениями в мире живого, как соперничество и сотрудничество. Соперничество, конкуренция, как одна из фундаментальных форм социального взаимодействия, имеет большое значение для существования индивидов и социальных систем в их отношении с источниками ресурсов. Именно поэтому одной из важнейших функций социальной организации является контроль над доступом и распределением ресурсов. Такой контроль сдерживает проявления агрессивного поведения. В то же время организованную агрессию, например, человеческие войны, нельзя считать наследственно обусловленной формой группового поведения. Предполагается, что у людей есть наследственная предрасположенность к обучению некоторым формам взаимной агрессии. Если в обществе возникает необходимость бороться с окружением за дефицитные ресурсы, необходимые для выживания, или же в обществе традиционно сохраняется культ борьбы и силы, агрессивное поведение занимает здесь значимое место и является самовоспроизводящимся.
В рамках социобиологии подчеркивается адаптационное значение агрессии. Агрессивное поведение представляется как генетически детерминированные и отобранные на уровне протокультуры и культуры образцы реакций на негативно воспринимаемый стимул. Этому типу поведения предшествует способность животных делить живое окружение на «своих» и «чужих». По отношению к чужим агрессивность в ходе эволюции считается целесообразной, поскольку от них нередко исходила угроза физическому выживанию особей.
В то же время агрессивность — это качественное состояние индивидов, которое ухудшает процесс коммуникации, разрушает структуры социального взаимодействия. Поэтому напряженные ситуации, акции, связанные с этим феноменом, являются объектом пристального исследовательского внимания. Рассматривают различные источники таких напряжений: социологические, психологические, экологические, логические, биологические, экономические, идеологические. Проясняются соотношения понятий «агрессия», «конфликт», «насилие». Так, агрессивность связывается с односторонней демонстрацией враждебности. Конфликт определяется как тип взаимодействия индивидов, когда обе стороны проявляют агрессивную активность. И конфликтное взаимодействие, и агрессивное поведение могут принимать форму насилия.
Значительное внимание уделяется изучению способов нейтрализации агрессии. Изучаются пути предупреждения, купирования, компенсации агрессивных состояний и проявлений; выявляются социокультурные механизмы торможения агрессивности; анализируются исторически сложившиеся культурные формы её регулирования.
Альтруизм и социальная организация.Многие компоненты социального поведения относятся к категории так называемых конгруэнции, то есть признаков поведения, не столько удовлетворяющих интересы особи, сколько способствующих поддержанию целостности группы. Такое поведение не только не приносит обладателю пользы, но может быть ему во вред.
В попытках объяснить такое поведение У. Гамильтон в 1960-х гг. предложил гипотезу эволюции «альтруистического поведения» и ввел понятие «итоговой приспособленности», ставшее одним из центральных в социобологии. Альтруистическим называется любой тип поведения, включающий в себя принесение особью в жертву своих интересов и приводящий к «прибыли» для других особей, иными словами, к росту приспособленности другого индивида (группы особей) за счет альтруиста.
У. Гамильтон сделал гипотетический вывод о том, что альтруистическое поведение становится объектом естественного отбора не во всех случаях, но лишь тогда, когда выгода для сообщества от него превышает возможные потери. Считается, что альтруизм проявляется прежде всего в сфере родственных отношений, и это способствует генетическому закреплению биологических предпосылок такого поведения. Кроме того, согласно Гамильтону, альтруистическое поведение, которое приносит выгоду сообществу вне зависимости от родственных связей, будет возникать, если риск погибнуть, не подав сигнала, или невыгодность молчать совершенно очевидны, а соседи слишком удалены. Если же акт альтруистического поведения заканчивается гибелью «альтруиста», то остальные члены сообщества как-то «компенсируют» его родственникам утрату.
Чтобы обосновать значение альтруизма для социальной организации, Р. Триверс предложил концепцию реципрокного (взаимного) альтруизма. Согласно этой концепции, альтруистический акт, невыгодный одной особи (группе), но выгодный другой, неродственной и даже принадлежащей к иному виду, может все же осуществиться в расчете на аналогичную услугу в будущем или на вознаграждение. Такое поведение будет тем более вероятным, чем жестче будет отбор по отношению к тем, кто извлекает выгоду из альтруистического поведения других, но избегает ответных действий.
Альтруизм, по Э. Уилсону, может носить неосознанный характер, и в этом случае субъект не ожидает за него никакой награды. Это «подлинный» альтруизм («альтруизм с твердым ядром»), который развился при эволюции живого посредством естественного отбора. Но альтруизм может быть и осознанным («альтруизм с мягким ядром»), или «мнимым», имеющим эгоистические причины. Такое поведение включает в себя ожидание ответных благ для самого субъекта или его родственников.
Роль альтруизма в эволюции рассматривается на индивидуальном и популяционном уровнях. Обнаружены факты, свидетельствующие о том, что популяции с выраженным альтруистическим поведением оказываются в более выгодных условиях, чем те, в которых такое поведение выражено слабо.
О наличие взаимного альтруизма во всех человеческих культурах пишет Р. Триверс. Он выделяет следующие формы такого поведения:
§ взаимопомощь во время опасности — катаклизмов, внутривидовой агрессии и т. п.;
§ справедливое распределение жизненно необходимых благ;
§ поддержка больных, беспомощных, очень молодых и очень старых;
§ помощь посредством орудий;
§ помощь посредством знаний.
Во всех этих случаях принимающая сторона получает большее вознаграждение, большую выгоду, чем дающая.
В контексте альтруистического поведения особое отношение складывается к тем, кто пытается получить выгоду от альтруизма других, но не отвечать взамен тем же. Обычно в сообществе, где обитают такие особи, разрывающие цепочки взаимного альтруизма, складываются механизмы защиты от них, вплоть до изгнания из сообщества.
Разумеется, речь во всех этих случаях идет о гипотетических моделях и схемах, о самых общих принципах поддержания социальности на фундаментальном уровне «законов жизни». Однако это шаг вперед в познании социальности по сравнению с противопоставлением «материального» и «духовного», «человеческого» и «животного». Если животные проявляют «моральное» поведение, то исчезает одно из важнейших различий, которое отделяло человека от других видов как при изучении моральных норм, так и при понимании общих принципов социальной организации.
Разумеется, к исследованиям такого рода следует подходить с предельной осторожностью, не делать поспешных выводов, не совершать необоснованных переносов.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1158;