Деятельностный подход С. Л. Рубинштейна
Уже в самом начале своего творчества С. Л. Рубинштейн начал разрабатывать принцип субъекта, положенный в основу деятельностного подхода. Первой работой С. Л. Рубинштейна, посвященной проблеме деятельности, стала статья «Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики», опубликованная в 1922 году. Идея субъекта представляет собой активное взаимодействие с внешним миром, его преобразование. Соотносясь с миром и преобразуя его, формируется сам субъект. «Видеть в деяниях только проявления субъекта, отрицать обратное воздействие их на него – значит разрушать единство личности. Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется» (Рубинштейн, 1986). В данной работе С. Л. Рубинштейн раскрывает принцип субъекта в онтологическом аспекте, согласно которому в деятельности субъект проявляется и формируется. С. Л. Рубинштейн подвергает критике и преодолевает гегелевскую, идеалистическую, а также кантовскую теории. Диалектика субъекта и объекта – таково рубинштейновское преодоление гегелевской парадигмы. Присвоение действительности, объявленной «вещью в себе», посредством активности субъекта и в его познании, и в действии – таково преодоление кантовской концепции и вытекающей из нее установки неокантианцев на снятие субъекта.
«Сама диалектика объективирования и субъективирования – не саморазвертывающие сущности субъекта, а в плане объективном – деятельности – и в плане субъективном – сознании – есть соотношение его с другими людьми, продуктами деятельности и отношениями, которые ее детерминируют. Только благодаря такому пониманию самой деятельности не как замкнутой в себе сущности, но как проявлений субъекта, формируется тезис об активной опосредованности сознания, т. е. объективный метод распространения на понимание субъективного. И как следствие снимается присущая всем вариантам интроспекционизма замкнутость сознания в себе» (Абульханова-Славская, Брушлинский, 1989).
Психологическое содержание работ С. Л. Рубинштейна 1920–1930 годов можно свести к следующим положениям:
Ø Нельзя сводить как физиологические процессы к химическим и физическим, так и психические – к физиологическим. Содержание и закономерности психики детерминируются как физиологией, так и объектом.
Ø Общая структура поведения описывает его целостность, отдельные функции реализуют его структуру.
Ø Действенные акты поведения зарождаются как часть внутренней среды; их результатом является перестройка внешней среды.
Ø Действия человека не могут быть сведены не только к рефлексам, но и к реакциям. Однако действия могут сводиться к реакциям, когда они определяются оторвано от вызванного ими эффекта. Отсюда, один и тот же акт является действием по отношению к объекту и реакцией по отношению к субъекту.
В работах 1920–1930 С. Л. Рубинштейн формулирует основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода – принцип единства сознания и деятельности. Проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование. В учебнике «Основы психологии» оба аспекта развития взаимодополняют друг друга. Качественные изменения строения психики, сознания, личности на каждой последовательной стадии их развития зависят от характера функционирования, то есть от способа взаимодействия их с действительностью. Применительно к человеку это и есть формирование сознания в деятельности в зависимости от активности деятельности и ее субъекта. То, что является лишь функционированием структур на уровне живого и животного мира, выступает как особое качество деятельности, активности на уровне человека.
С. Л. Рубинштейн в понимании социальной детерминации опирается на положение К. Маркса о человеке как совокупности общественных отношений, то есть рассматривает личность через контекст тех реальных отношений, в которые она включена. Однако роль деятельности, через которую осуществляется социальная детерминация личности, не сводится к позитивному трудовому опыту, научению, социальному опыту.
В контексте деятельностного подхода дифференциация видов деятельности, ведущих в развитии ребенка в определенном возрасте, опирается на классификацию видов деятельности по психологическому основанию: игра, учение, труд.
С. Л. Рубинштейн выделяет три типа поведения: реакция, действие, поступок. В качестве основной «клеточки» психологии выдвигается действие. Действие, как и деятельность, включает отношение индивида к окружающему; это акт, направленный на предмет, на цель. Действие всегда направлено на определенный результат, у него всегда есть цель и мотив.
По мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая и 4) самостоятельная; самостоятельность здесь вовсе не противоречит совместности; напротив, именно в совместной деятельности реализуется ее самостоятельность.
Под деятельностью С. Л. Рубинштейн понимал целенаправленное, сознательное, изначально практическое преобразование природы и общества субъектом, а тем самым и себя. Деятельность субъекта рассматривается в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому.
Таким образом, С. Л. Рубинштейн в своих трудах рассматривал отношения субъекта к миру как регуляторы деятельности в ее психологической и собственно объективной общественной структуре, а особенности психического как процессы и свойства личности в ее сознательном и деятельностном отношении к миру. Ко многим принципиально важным мыслям С. Л. Рубинштейн пришел раньше, чем Л. С. Выготский и его школа. Но он шел к ним через философию, а они, – прежде всего через психологию (Леонтьев, 2001).
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 8794;