Личность в культуре
Жизнь человека — никогда не завершающийся путь к своему Я. Этот путь, единый для отдельного человека и для всего человечества, пролегает по неизмеримым просторам истории культуры. Его можно назвать "дорогой к Личности".
Можно ли говорить о личности животного, жизненный ход которого детерминирован "от и до", у которого нет свободы выбора, которое не творит, а лишь потребляет? Но обратите внимание, как владельцы животных говорят о своих питомцах! Для хозяина его пес — личность: у него свой характер, свои привычки, свои привязанности, он самобытен! Так что же, животное является личностью? Нет, конечно. Личностью является его хозяин, ибо основная черта личности — видеть в мире, в любом живом существе и даже в вещи зародыш смысла — не только их собственного, но и вложенного в них тобой. Значит, в первую очередь, личность определяется особым взглядом на мир и творческим вкладом человека в бытие — смыслами, ценностями, идеалами, внесенными им в мир. Именно в этом действии "вклада" и реализуется творческая свобода личности, ее ответственность, способность самоотдачи, отвага ее поступка. Личность не есть заданность и не есть завершенность. Она — процессуальна и нескончаема.
У личности нет эпилога, но есть пролог — индивид. Индивид — это единичный представитель человеческого рода, взятый безотносительно к его особенностям "экземпляр". "Индивид" — скорее, абстракция, чем реальность, скорее, понятие, нежели существо из плоти и крови, оболочка человека, лишенная живой конкретности. Об индивиде говорят лишь тогда, когда его отличительные личностные свойства не важны. Потому любая тоталитарная культура, воспринимающая человека как деталь общественной машины, так любит слово "индивид". Можно сказать, что понятие "индивид" есть указание на человеческую природу и более ничего.
Несмотря на сходство в названиях, дистанция между индивидом и индивидуальностью огромна[13]. Индивидуальность — это специфическая неповторимость человека. Она определяет его внутренний мир, его экзистенциальный опыт, духовный потенциал. Индивидуальность — это то, чем Ты, Он, Я отличаемся друг от друга и остальных людей. Она характеризуется внутренней направленностью человека и является предпосылкой рождения личности. Однако, для того, чтобы индивидуальность проявилась как личность, необходимо одно условие: она должна вывести содержание своего внутреннего мира в пространство культуры. В начале личности всегда стоит императивный акт самосознания, призывающий личность к исполнению своего предназначения в культуре. Индивидуальность направлена на себя, личность — на мир. "Личность выводит себя вовне, выражает себя; она смотрит вам в лицо и сама есть лицо" [111, с.493]. При том, что главной чертой личности является индивидуальное своеобразие, она проявляет себя лишь как носительница социальной динамики.
В.Даль определил личность как самостоятельное лицо. Самостоятельное, но не отстраненное от мира людей и мира проблем. Ядром личности является позиция по отношению к обществу, эпохе и истории, а движущей силой — поступок, определяющийся ответственностью. Личностный поступок — это действие, в котором человек поступает внеприродно и самостоятельно: не так, как диктуют ему собственные интересы, желания, удовольствия; не в соответствии с привычными моделями, представляемыми ему обществом (нормами, обычаями и др.), а по зову совести и ответственности самой высшей пробы, по велению собственных смыслов и интериоризованных ценностей культуры. Потому личностным поступком человек берет на себя величайший риск и ответственность. Именно потому в иудаистских религиозных текстах есть заповедь: "Нельзя говорить: "Я только выполнял приказ".
В этой ответственности — высшая свобода личности. Конечно, она всегда ограничена теми обстоятельствами, в которые поставлен человек. Но свобода — это, в первую очередь, внутренняя независимость, которая дает личности возможность выбирать и реализовывать свое отношение к этим обстоятельствам — либо в борьбе, либо в жертвовании, но всегда по зову своей совести, своей позиции, своего отношения.
Личность — человек, совершающий свободный поступок, исходя из собственной индивидуальности, своего внутреннего мира. Потому, в первую очередь, его действия направлены не на преобразование других, а на совершенствование себя. Мир должного, являющийся основанием личностных устремлений, открывается в самоисполнении, а не в принуждении других следовать твоему образцу счастья. И значит, истинная личность характеризуется максимальными требованиями к себе и значительно меньшими требованиями в отношении других. При этом ее высшая цель всегда предполагает общечеловеческую ценность. Вспомним А.Сахарова, который, несмотря на свою высоко принципиальную позицию, никогда не требовал от окружающих быть столь же бескомпромиссными и несгибаемыми, каким был сам. Человек-личность — господин своей и только своей судьбы, и именно в этом смысле он — господин мира. Высокое достоинство личности, делающее ее равной целой Вселенной, — в исполнении собственного призвания. "Но это требует от нее и смирения, поскольку в мире этом каждая личность равна своим достоинством с другой личностью" [111, с.491]. Потому личность всегда демократична.
Личность индивидуальна, но не индивидуалистична. Поэтому в тяжкий час она не запирается в "башню из слоновой кости", не стоит "над схваткой". Будь так — и планета истории перестала бы "вертеться": не стало бы не поэтов, ни художников, ни мыслителей, делающих выводы из прошлых ошибок. Мир превратился бы в "спящее царство" нерешенных проблем. К сожалению, нередко интеллектуал отстраняется, "умывает руки" и живет, как бы не замечая царящей вокруг несправедливости и жестокости. Можно ли счесть это поведение личностным? В русской поэзии есть две строки, в которых четко высказана модель достойного личностного поведения в ужасающих обстоятельствах: "Я была всегда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был". Это сказала Анна Ахматова. А вот другой пример. В период оккупации Франции фашистские бонзы, заигрывая со знаменитостями, присвоили великому философу А.Бергсону титул "почетного арийца". Бергсон был стар и очень болен. Узнав об этом, он с трудом встал с постели и, поддерживаемый слугой, пошел в немецкую управу. Там он попросил список парижских евреев и поставил в его конце свою фамилию.
Личность социально направлена, но при этом всегда дистанциируется от толпы. Она не идет на компромисс со своей совестью ни ради комфортного существования, ни даже ради исполнения грандиозных свершений. Ни из каких побуждений — даже самых что ни на есть благородных —личность не согласится делать то, во что она не верит, а значит, в то, что угрожает ее чести. В непонимании этого свойства личности и состоит трагедия многих талантов, например, гениального В.Маяковского. Ведь у человека, полностью вложившего душу в общее дело, может попросту не остаться собственной души.
И наконец, личность оптимистична. Она всегда надеется на лучшее и делает все, чтобы это "лучшее" наступило. Категория "надежды" как основной человеческой экзистенциалии[14], была введена Г.Марселем именно для того, чтобы определить доброжелательно-доверчивое отношение к миру, свойственное зрелому самосознанию. Надежда всегда существует как спокойное доверие к жизни, к людям, к будущему Ни агрессии против реальности, ни пассивного принятия реальности — такова формула надежды. Таково кредо личности.
Исторические метафорфозы культуры определяется деяниями личностей. Но и сама личность есть порождение конкретной культуры, ее норм, ценностей, идеалов. Так, история Франции, а значит, и ее культурные изменения, немыслима вне личности Наполеона, но сам он мог реализоваться как определенного типа личность лишь на этом отрезке истории Франции. А.С.Пушкин, давший направление всей последующей русской поэзии, был дитя культурной традиции, в которой вырос его гений. Таково неразрывное единство личности и культуры.
Ценности и идеалы культуры, а значит, и воспитанной ею личности, строятся ввиду социальных, политических и др. условий существования общности, потому и разнятся в различных этнических и общественных группах. При этом во все эпохи и во всех социумах бытие личности, в первую очередь, определяется всеобщими экзистенциальными феноменами (любовью, смертью, верой), общечеловеческими состояниями и качествами, во все времена присущим человеку стремлением к истине. Потому — при всем разнообразии культур, эпох, народов — мы можем попытаться проследить динамику понимания личности в истории культуры[15].
Становление личности в культуре неотрывно от попыток ее понимания и самопонимания. Но не следует забывать и то, что разных культурах эти попытки носят различный характер. Так, если древнегреческая культура (Аристотель) ставит вопрос, что такое человек, то Веданта и дзэн-буддизм вопрошают: "Кто я?". Это расхождение объясняется различием основополагающего принципа западного и восточного подходов к человеку. Но сам этот вопрос является общим, основным вопросом человечества, попытки ответа на который во многом формируют культуру в том виде, в каком она возникает и развивается. И для того, чтобы попытаться дать наш собственный ответ на этот вечный вопрос, надо начать издалека. Потому вернемся к истокам…
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1145;