В) человек в античной культуре

Главное – отношение к человеку в античной культуре было двойственным.

Справедливым будет утверждение, что человек как телесно-духовное существо - центр всей греческой культуры, особенно периода классики. Для греческих историков, скульпторов, архитекторов, философов, человек, его образ служат своего рода точкой отсчета, когда речь идет о мудрости, красоте и других формах совершенства. Храмы сообразованы с человеком, мерой его восприятия и разумения: "жилища" богов величественны и грандиозны. Но не настолько, чтобы подавлять человека. Величественны и человечны сами боги. Их функция состоит в том, чтобы служить людям образцом для подражания.

Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом… Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному».

Протагор: «Человек есть мера всех вещей». По Демокриту мерой всего, что существует, является не всякий человек, а только мудрец.

Фундаментальной установкой всей греческой культуры стал тезис «Познай самого себя» (изречение было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах) – призыв к самопознанию. У Сократа это самая главная часть учения.

Платон развивал мысль о душе человека, которая, по его мнению, состоит из трех частей: идеально-разумной, вожделяюще-волевой и инстинктивно-аффективной. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своем поведении эгоистическими соображениями, а не истиной, справедливостью и разумом.

Аристотель признавал главным и решающим в человеке ум, интеллектуальную деятельность. Но он считал, что человек – общественно-политическое существо, само существование которого невозможно вне общества, его нравственно-правовых норм и государственных структур. Но человек способен к самостоятельному выбору образа жизни и деятельности. У античного человека было сильно развито полисное сознание. Жить по-человечески, не по-варварски - значит жить в полисе, участвовать в полисной жизни. Человек это тот, кто участвует в жизни полиса. Античная культура сформировала идеал человека, в котором сочетаются физическое, духовное совершенство, а также качества человека-гражданина (калокагатия). В полисе человека охраняют не только боги, но и законы. Зависимость человека от полиса сродни зависимости человека от коллектива в первобытном обществе. И там и там человек чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Для человека не было ничего страшнее, чем изгнание из полиса.

Однако, несмотря на полисный коллективизм, сам полис создавал условия для рождения индивидуальностей, ярких и сильных личностей. Жизнь полиса, его экономика, ориентированная на устойчивые внешние связи, его политическая жизнь требовали от человека неординарных решений, проявления его личных качеств. Сам факт, что индивид может быть духовно независимым от общества и действовать вопреки обществу, был своего рода открытием для греков и стал еще одним фактором кризиса полиса.

Для мышления античного человека характерен рационализм, изживание образно-аналогического мышления.

Но в античности не было представления о личности. А что было? Было представление о прекрасной материи, о вещи. Чтобы появилась личность, нужно было отделить человека от космоса, от всеобщей субстанции. Но человек пока еще лишь часть космоса в ряду других вещей.

Античная идея личности сводится лишь к ее физическим, внешним характеристикам.

В условиях обязательного подчинения личных интересов общественным, всех, кто выделялся из коллектива своим неординарным образом мыслей, поведением, недолюбливали и карали. Например, философ Анаксагор был изгнан за инакомыслие. Были изгнаны Протагор, осуждены Перикл и его друг скульптор Фидий, которого обвинили в том, что его скульптуры имеют портретное сходство. Однако, именно "изгоняемые" оставили после себя значительный след в культуре и памяти потомков.

Участвуя в Олимпийский и других состязаниях, грек проявлял себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда они выражали идеи и ценности города-государства. У статуи, которая создавалась и устанавливалась в честь победителя, отсутствовали индивидуальные черты. Это был типичный образ победителя.

Отношение к женщине. В греческой культуре доминировало мужское начало. Человек – это мужчина, муж. Женщина несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим существом. Женщины делились на две категории: 1 - жены, матери граждан, предназначенные для законного брака и продолжения рода. Они умели только читать, писать и вести домашнее хозяйство. Главное, что от них требовалось – целомудрие.

2 – чужестранки, незаконнорожденные (из семей с незарегистрированным браком). Среди них на первом месте гетеры – спутницы, женщины, ведущие независимый образ жизни и находившиеся на содержании у мужчин. Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали господина, они были хорошо образованы, разбирались в политике, искусстве, философии. Среди них самые заметные Аспазия – подруга, а потом и жена Перикла, Таис – спутница Птолемея, Фрина – подруга Праксителя. Эти женщины играли заметную роль в общественной и культурной жизни. Храм Афродиты в Коринфе – центр подготовки гетер.

Авлетриды – чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши, зарабатывали себе на жизнь своими талантами, их очень ценили греки.

Паллаке – сожительницы, бывшие рабыни или рабыни, никакими правами не обладали.

Диктериады – публичные женщины, продающие себя за деньги. Бесправны, не могли находится в городе в светлое время суток, ходит в храмы, участвовать в праздниках и, главное, подходить к женам. Они носили специальную одежду – платье кричащей расцветки, красили волосы или надевали парики.

 

Брак: не был обязательным по закону, но холостяки уважением не пользовались, подвергались штрафам. Выбор мужа – обязанность отца, брата или другого опекуна женщины. Выдавали замуж в 12-15 лет, в т.ч. и за родственников, но только не родных братьев и сестер. От невесты требовалось приданое. Свадьба совершалась в доме отца невесты, но без невесты, отец передавал права на нее мужу. Потом ее вводили в дом мужа. Потом женщина полностью теряла самостоятельность. Лучшая жена та, которая вообще не выходит их дома. Развод мог быть, муж просто отсылал жену отцу с частью приданого, а если инциатор развода жена, то ей требовалось разрешение от властей. Причины разводов – отсутствие детей или измена.

Дети. Когда отец обнес ребенка на руках вокруг очага – значит он его признал. Лишних детей выбрасывали на улицу. Предпочитали растить одного-двух детей, чтобы не делить потом имущество. Только во 2м веке до н.э., когда снизилась численность населения, Филипп Македонский запретил бросать детей.

Обучение детей начиналось в 7 лет. Сына учил отец, а дочь – мать. Мальчик также имел трех учителей: грамматика, кифариста и спортивного тренера. Все юноши с 18 лет проходили военную подготовку в течение 2-4 лет.

В Спарте уже с 7 лет мальчиков учили в лагерях. Из них делали «боевую машину». В 20 лет испытания (инициация – ходить зимой босиком, обходится без слуг, скитаться по стране в течение года). После этого юноши становились полноправными гражданами. Девочки также учились с мальчиками гимнастике, были выносливыми, физически крепкими, а также учились всей домашней работе.

 

 

Культура Рима вносит новое в культуру Греции. Она формируется в условиях агрессивной внешней политики римлян, диктата силы. Памятники римской архитектуры покоряют своей мощью, строятся в основном общественные сооружения, например, Колизей (илл)- гигантский цирк. В честь императоров сооружаются триумфальные арки. Римляне изобретают новые инженерные конструкции, например, водопровод (акведук) (илл), строят мосты, крепости, дороги. Главная культурная тенденция - возвеличение власти императора и государственной мощи империи. Для римлян по-прежнему на первом месте интересы государства, а не личности. В искусстве римляне освоили портрет, как скульптурный, так и живописный, в котором внимательно изучали лицо конкретного человека (илл Фаюмский портрет)Кроме этого, поздний Рим, это уже Рим христианский, а христианство формирует совершенное иной взгляд на мир, иное отношение к человеку, иное искусство.

 

Выводы:

- Античную культуру по праву можно считать колыбелью европейской культуры. Здесь зародились европейская наука, философия, искусство, право.

- в условиях античности зародились предпосылки для развития личностных качеств человека и формирования отношения к человеку как к личности, что станет основой развития культуры в последующие эпохи

 

Семинар. Культура Европы в средние века.

1. Христианство как духовный стержень европейской культуры.

2. Особенности картины мира средневекового человека.

3. Неоднородность средневековой культуры: культуры храма и монастыря, дворца и замка, города, села.

Сообщения:

Средневековые рыцари: их идеалы и образ жизни.

Средневековые университеты.

Народные праздники. Карнавал.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 7176;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.