Основные особенности средневековой культуры.

 

- Важнейшей особенностью средневековой культуры явля­ется особая роль христианского вероучения и христиан­ской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сра­зу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социаль­ным институтом, общим для всех стран, племен и госу­дарств Европы.

Еще более значительно было то влия­ние, которое церковь оказывала непосредственно на со­знание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о дей­ствующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоци­ональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем по­нятными нормами социального общежития с ро­мантической приподнятостью и экстатичностыо сюжета'' об искупительной жертве, наконец, с утверждением о ра­венстве всех без исключения людей в самой высшей ин­станции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневе­ковых европейцев.

Средневековая картина мира, целиком определившая ментали­тет верующих селян и горожан, основывалась главным об­разом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объясне­ния мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

В сознании средневекового человека мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко маги­ческим, все были абсолютно уверены в возможность чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально.

Картина мира трехмерна: мир божественный, земля, мир Сатаны. Можно представить себе две пирамиды, сложенные основаниями. Вершина верхней пирамиды — Бог. Ниже расположены священные персонажи: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню — архангелы, ангелы и тому подобные Небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем, еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом — сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии - мир подземный, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пира­миды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяю­щее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог — олицетворение Добра и Любви, то Сатана — его противоположность, воплощение Зла и ненависти.

Для средневекового восприятия времени характерно своего рода "безразличие" к точному времени. Люди определяли часы по положению солнца в небе, довольствуясь песочными или солнечными часами. Люди не знали точно своего собственного возраста, слабо различали прошлое, настоящее и будущее. Временем не дорожили, т.к время бренной жизни теряло свою значимость на фоне вечности. К которой было устремлено религиозное сознание. Существовало литургическое время. И время выступало своего рода контролем со стороны церкви за жизнью человека. Части дня отмечались колокольными звонам, церковь устанавливала дни труда и дни праздников, в которые трудиться было запрещено, в какие дни нужно соблюдать пост и когда нельзя вести половую жизнь. Время считалось достоянием Бога, а не человека.

Однако, с развитием ремесла и торговли отношение ко времени менялось. Купец и ремесленный мастер не могут не дорожить временем, разумное использование которого дает им доход и возможность более эффективно распоряжаться рабочей силой. На рубеже 13-14 веков на башнях соборов и городских ратуш в крупных городах Запада появляются механические часы. Отныне ход времени начинают отбивать не колокола, а механизмы, символизирующие самостоятельность города и его населения.

Средневековая культура - культура бесписьменная. Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмо­тен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образо­ванности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т. п. Уровень же образования прихожан был вообще минимальный.

Средневековая культура традиционна до степени каноничности. Канон - это система правил, норм. В христианстве канон это свод правил в области вероучения, культа и организации церкви. В средневековье в священных текстах, писаниях отцов, постановлениях соборов, светских юридических документах закреплялись законы повседневной жизни.

Средневековый человек считал себя всецело обязанным традиции даже в том случае, если он как художник или ученый создавал нечто новое

 

Отношение к красоте: В эпоху средневековья меняется отношение к эстетическим ценностям и к художественному творчеству. Исчезает наслаждение природным и телесным, так как для христианина важен духовный мир человека, а не его внешний облик, а кроме этого, христианин устремлен помыслами в мир иной. Любовь к красоте - "соблазн похоти". Популярен аскетизм - отказ от всех жизненных благ. Искусство имеет отношение только к миру неземному, к храму, поэтому лишь вокруг храма оживают все виды искусства, и архитектура становится основным видом искусства в средневековье.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1635;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.