Синтез искусств в средневековом храме.
Искусство средневековья тесных образом связано с христианством. В условиях всеобщей неграмотности населения искусство становилось практически единственным средством доведения до населения основ христианского вероучения. Поэтому и архитектура, и скульптура, и живопись, и музыка, и литература, и прикладное искусство - все тем или иным образом отражает христианское вероучение, все подчинено главной задаче - "строительству души" христианина, и формированию христианской картины мира. Синтез искусств - архитектуры, скульптуры, музыки, литературы - был впервые осуществлен на основе романского архитектурного стиля, внутри и снаружи храма.
Романский стиль. Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский (с 1000 года до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее). До этого существовал прароманский стиль, возникший на основе античной архитектуры.
Романский стиль очень монументален. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетаются с многофигурными скульптурными композициями на библейские и евангельские темы, в которых рассказывается о страданиях и неизбежной гибели человечества, а также торжества христианства над темными силами.
В романском стиле возводились храмы, замки, а также монастырские комплексы. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские.
На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины Средних веков.
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. (Название "готика" произошло от готов и обозначало в уничижительном смысле варварское искусство. Так говорили в эпоху Просвещения, когда предлагали снести готические соборы).
Ведущим типом готической архитектуры стал городской собор. Готика характеризуется динамизмом устремленных вверх форм, устойчивой каркасной системой, огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов. Цветные витражи - главный вид готической живописи. На фасадах соборов помещались статуи и аллегорически фигуры. Эпоха готики - это расцвет книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металлов камня и эмали, художественного ткачества.
Выводы:
становление культуры раннего европейского средневековья проходило в процессе сложного и противоречивого взаимодействия античной, христианской и варварской традиции.
В эпоху средневековья произошла переоценка человека. Теперь в первую очередь в оценке человека важными становятся его морально-этические качества. Человек более обособляется от коллектива, он уже не считает себя настолько зависимым от коллектива, как раньше.
Христианство становится господствующей религией в Европе. Все культурные потребности реализуются прежде всего в религиозной форме. Вновь ритуал, но на этот раз христианский, завязывает на себе все художественное творчество.
Одна из самых важных особенностей средневековой культуры - ее сословность. Каждое сословие фактически обладало своей культурой. Культуры духовенства, крестьянства, дворянства, бюргерства отличались картиной мира, образом жизни, языком и степенью христианизации.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 3058;