А) космологизм античной культуры
Выделим особенности античной культуры в ее отличии от других культур. Античная культура характеризуется как космологичная. Представления о космосе важны для понимания античной культуры. Под космосом понималось, как писал А.Ф.Лосев "видимое, слышимое…обоняемое и осязаемое…чувственное данное небо. Это вечное вращение небесного свода по одним и тем же законам, эта его необычная ширь, хотя в то же время видимая чувственными глазами… " Космос "…есть не что иное как огромное тело живого человеческого существа". Космос - это мир, вселенная, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу упорядоченностью и красотой. Небесные тела вращаются целую вечность, всегда одинаково, симметрично, без всякого нарушения. Космос видимый, слышимый, осязаемый, материальный в представлении древнего грека есть не что иное, как огромное тело живого человеческого существа, как в целом, так и во всех своих частях.
Другая важная характеристика античной культуры - ее телесностьиливещественность. С точки зрения античного человека все есть вещь. Что такое вещь? Это нечто доступное человеческим органам чувств, ее можно увидеть, потрогать, почувствовать вкус. Это нечто ограниченное в пространстве, или имеющее форму. Это важно, так как форма в любых объектах интереснее для грека, чем содержание. Кроме этого, вещь изменяема во времени и смертна. Все что не отвечает этим трем признакам, древними греками не замечалось, не фиксировалось. Все что они видели, замечали, неизбежно превращалось в тела, формы, вещи. Окружающий мир, космос - это вещь, т.е. он осязаем, конечен, изменчив. Античная Греция - расчлененное бухтами, реками и горами побережье, это изолированные тела островов Эгейского моря. Весь мир - сумма отдельных тел, изолированных вещей. Атом - первоэлемент всего сущего - тоже вещь. Человек - это также одно из тел в составе космоса. Античные боги - идеальные человеческие тела, место их пребывания видимый географически реальный Олимп, культы связаны с определенными местностями, боги - это, прежде всего, боги городов, домов, полей.
То, что не отвечало признакам вещи, греками не замечалось. В этой связи следует сказать об отношении греков к бесконечности. Греки не знают понятия бесконечного пространства. О.Шпенглер писал, что природа представала взорам античных людей как "некая благоустроенная сумма осязаемых вещей, на фоне которых пространство воспринимается как нечто не существующее". Нет понятия пространства в античной математике. Страх дали постоянно мешал грекам расширять свои крохотные государства. Он постоянно держал их паруса не далеко от побережья. Античная живопись не знает пейзажа. Краски античной палитры - черная, желтая, красная, белая - краски земли, тела, крови. Нет голубого, зеленого - красок дали, неба и зеленеющих полей. Не живопись, но скульптура - главный вид искусства в Греции. Не знает античная скульптура изображения зрачка. Зрачок превращает глаз во взор, но взор - это взгляд, брошенный вдаль. Античная театральная сцена - плоская сцена, она боится глубины и не знает перспективного пейзажа на заднем плане. Античность не знает и дали времени, она обходится без часов, и в ее фресках ни одна деталь не указывает на положение солнца. Душа Греции - это телесность, статичность, природность, законченность, это мир, чуждый всякой динамике и истории, всякому порыву к бесконечному, безграничному и потустороннему. Математические расчеты греков были основаны на рациональных числах, а с открытием иррациональных величин математика попала в затруднительное положение, так как грекам трудно было оперировать числами, которые нельзя был представить наглядно.
С космосом связано понимание судьбыантичным человеком. Законы космического порядка абсолютны и неизменны. Каждая часть космоса развивается по этим неизменным и непреложным законам. То, что предписывает космос, есть и будет. Это судьба, и нельзя изменить ее. В античности судьба это Мойры, Ананке, Тюхе и др. Но античный человек рассуждает так, что раз судьба выше меня, я не знаю, что она предпримет, то почему я не могу поступать так, как хочу. Я - герой. Античность основана на сочетании фатализма и героизма. Смысл человека - испытывать судьбу. В то же время можно говорить о свободе человека. Человек приходит к своему концу в определенное время, в определенном месте и при определенных обстоятельствах, но это не означает, что столь же определен и сам его жизненный путь. Античный человек свободен в выборе своего жизненного пути. Античные люди пытаются истолковать знаки судьбы, а так эти знаки неоднозначны, то в жизненном пути появляется выбор. Но если человек пытается вести себя не в соответствии с волей богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, то он неизбежно потерпит неудачу. "Злой рок" будет преследовать всякого, кто осмелится сопротивляться своей судьбе. Жизнь его может превратиться в трагедию. Отсюда у греков появляется жанр трагедии - описание борьбы героя с судьбой (Эдип, ушедший из дома чтобы не стать убийцей отца и не жениться на матери, все равно совершает предначертанное - трагедия Софокла). И хотя герой трагедии терпит крах, тем не менее, мужество героя вызывало сочувствие и восхищение у человека Античности.
Стремление испытать судьбу говорит о другой характеристике античности – состязательности или агональности. Стремление к состязаниям почти во всех сферах жизни становится главным принципом греческого общества.
Состязанием характеризуются все сферы жизни - спортивные, конные, поэтические и музыкальные состязания, на состязании основана риторика - ораторское искусство. В Греции родились Олимпийские игры. Дух агона (борьбы) играл немалую роль в бурной политической жизни греческого полиса и отчасти определял такую важную характеристику полиса как высокая политическая активность граждан. Из агона рождается греческая философия. Диалектика первоначально трактовалась как «искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях».
Агон в быту проявлялся в виде коллективных развлечений. На пирах – состязания в остроумии, шарады, загадки, апории (вопросы, на которые нет однозначного ответа).
Раз в год на празднике Деметры проводился конкурс младенцев: все дети, рожденные в течение года, выносились на суд жюри, маме самого красивого присуждался приз. В мифах Парис присуждает яблоко раздора самой красивой Афродите, уступили Гера и Афина.
Популярны были азартные игры в кости, состязания животных (петухов, перепелов, кошек, собак). Существовал тотализатор.
Самыми популярными играми греком были Олимпийские (в Олимпии) с 776 г. до н.э. По ним греки исчисляли время (третий год восьмой олимпиады). На время игр объявлялся священный мир на 2 месяца: время пути, тренировок, самих игр. Эти игры были посвящены Зевсу, который олицетворял мужское начало, воинскую доблесть. Присутствие женщин было несовместимо с мужскими играми, женщины на игры не допускались, так же как и рабы, только граждане. Игры начинались жертвоприношением Зевсу. Соревновались в прыжках, беге, метании диска, копья, борьбе, гонках на колесницах. Состязались только ради славы, получали оливковый венок, звание олимпионика, право принести жертву в священной роще, поставить статую своему виду спорта и выбить на ней свое имя.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 4978;