Аккультурация как освоение чужой культуры
При взаимодействии культур происходит не только процесс взаимного дополнения, но и самоутверждение самобытности и специфика каждой из сторон. Заимствование лучших образцов культуры способствует взаимной адаптации культур. Людям, проживающим длительное время в другой стране, ученым или связанным с бизнесом, эмигрантам, беженцам, то есть вступающим в контакт с чужой культурой, требуется адаптация к иной культуре. В результате достаточно сложного процесса аккультурации человек в большей или меньшей мере достигает совместимости с новой культурной средой.
Исследование процессов аккультурации было начато американскими учеными в начале ХХ века (Р.Редфилд, Р. Линтон, М.Херсковицем) . Именно в рамках их теории возникла концепция США как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле, и в результате образуется единая, однородная американская культура. Согласно их воззрениям процессы изменения исходных культурных моделей происходят автоматически, и тем самым достигается состояние культурной и этнической однородности.
Позднее этот процесс стал рассматриваться как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида.
В настоящее время термин аккультурация используется для обозначения процесса, в результате которого взаимное влияние разных культур связывается с тем, что все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры (культура-донор).
Аккультурация происходит в условиях, когда каждый индивид одновременно стремится сохранить свою культурную идентичность и включиться в другую культуру. Наиболее широко распространены четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.
Ассимиляция - связана с всеобъемлющей полнотой признания ценностей и норм иной культуры при отказе от своих норм и ценностей.
Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении культурной идентификации со своей культурой. Сепарация выражается в возникновении определенной степени изоляции от доминантной культуры. Если на этом настаивает доминантная культура, т.е. насильственная сепарация будет носить название «сегрегации».
Маргинализация – означает потерю идентичности со своей культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства (доминантной ). Это связывается с невозможностью поддерживать собственную идентичность и отсутствие желания к получению новой идентичности с другой культурой.
Интеграция – как идентификацию себя как со старой, так и с новой чужой культурой.
Совсем недавно многие исследователи считали, что ассимиляция – наиболее предпочтительный механизм встраивания в доминантную культуру. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции, дающее возможность формирования мультикультурной личности. Но это возможно при обоюдном согласии в отношении данной стратегии аккультурации.
Успешность процесса аккультурации в психологическом плане определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграция рассматривается как позитивное равновесие этих составляющих, ассимиляция как негативная этническая идентичность и позитивная толерантность. Сепарация – позитивная этническая идентичность и негативная толерантность. Маргинализация как негативная этническая идентичность и негативная толерантность.
Результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. В социокультурном плане она заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе. Психологическая адаптация представляет собой достижения психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Но адаптация может представлять собой процесс чрезвычайно тяжелый и малоэффективный, он в значительной степени зависит от психологических и социокультурных факторов, причем оба направления зависят от убежденности (направленности) человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.
Аккультурация должна рассматриваться в рамках процесса коммуникации. Подобно процессу инкультурации, аккультурация происходит в результате общения, взаимодействия с окружающими условиями (личностного и социального общения).
Проблемы аккультурации можно рассматривать в связи с такими механизмами передачи культуры как взаимопроникновение, заимствование, наложение.
Наиболее важные процессы идут в области познания: процессы восприятия информации и ее переработки. Конечно, они связаны с интеллектуальным потенциалом личности, ее познавательной деятельностью.
Одним из специфических аспектов МКК являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур, т.к. сопровождаются большим психологическим напряжением, переживаниями и страхом. Причем характерно, что представители чужих культур легче устанавливают связи с группами в индивидуалистских культурах по сравнению с коллективистскими культурами. При развитии отношений этот эффект в значительной степени уменьшается.
Важной составляющей аффективной коммуникации является эмпатия – способность видеть мир с позиций другого человека, разделять его переживания и чувства. При коммуникации она проявляется как чувствительность к эмоциональным потребностям другого человека, умение понять вербальные и невербальные проявления его чувств и готовность разделить эти чувства, в том числе, ответить на эмоциональную потребность другой стороны таким образом, который будет уместен и пригоден для собеседника. В этом случае в качестве стратегии поведения выбирают вчувствование и толерантность.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 3157;