ВСТУП. ІСТОРІЯ ТА ТЕНДЕНЦІЇ РОЗВИТКУ СУДЕН.
В глубокой древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные стволы и др. плавающие предметы. Первыми судами, по-видимому, можно считать примитивные плоты из скрепленных друг с другом стволов или обломков деревьев. Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих пор используются во многих странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака и Чад, а также в Древнем Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных (бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в XX веке, например в Далмации (Югославия).
К каменному веку восходит искусство постройки лодок из древесных стволов, которые выдалбливали или выжигали изнутри и обтёсывали снаружи (челны-однодеревки). В северных странах издавна применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе (наиболее известны берестяные каноэ индейцев Северной Америки) или из натянутых на каркас шкур (например, алеутские каяки). В Междуречье в VIII веке до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких судов достигала 100 т. В Восточной Бенгалии делали круглые лодки - тигары из обожжённой глины.
Развивающееся судоходство требовало увеличения размеров судна. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или несколько рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость; так строились на территории Восточной Европы так называемые набойные лодьи (IV век), насады (XI век), казацкие чайки (XVI век), астраханские бударки (XIX век). Однако только конструирование судов из деревянных частей с отдельным каркасом (так называемом набором) и обшивкой позволило значительно увеличить их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения главных измерений судов, улучшая их мореходность. В Древнем Египте в третьем тысячелетии до н. э. строили суда из пригнанных, проконопаченных и просмолённых по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.
Суда финикийцев уже в X веке до н. э. имели основные элементы конструкции современных судов (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутренние крепления сделали ненужными обычные для египетских судов натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над палубой и вдоль бортов. Обшивка судна выполнялась из досок, сначала тёсаных, а затем пилёных. Отдельные части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными гвоздями, шипами, а впоследствии - медными и железными скобами и гвоздями.
Первые плавучие средства передвигались по течению или с помощью простейших судовых движителей - шестов и вёсел. Паруса были известны с третьего тысячелетия до н. э., они изготовлялись из шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли вспомогательную роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии суда двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах располагали по всей длине судна в 1, 2 и 3 яруса (например, римские униремы, биремы, триремы), каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В VII веке появились универсальные гребные суда - галеры, а в XVI веке более крупные галеасы, на которых уже значительную роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные суда использовались ещё в XVIII веке, главным образом в качестве военных кораблей. На широких и вместительных грузовых судах более эффективным движителем был парус. Чисто парусные суда появились в X-XIII веках в Средиземноморье, Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования суда получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для управления гребными н парусными судами использовали широкие рулевые вёсла (с одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии был установлен руль. С XII-XIII веков в Западной Европе строились пригодные для океанских плаваний нефы, каравеллы и другие парусные суда. Наивысшего развития парусные суда достигли во второй половине XIX века; длина их составляла 90 м, ширина 15-17 м, грузоподъёмность 5 тысяч т, скорость 33 км/ч и более.
Для предохранения деревянной подводной части судна от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми пластинами), с начала XVIII века нижнюю часть корпуса покрывали тонкими медными листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся к середине XVII века, но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое железное судно длиной. 21,5 м. Со второй половины XIX века железо как судостроительный материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов судна целиком из металла позволило увеличить их прочность н уменьшило относительную массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных судов стали разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность, надёжность и долговечность судов.
В XVIII веке делались попытки использовать для движения судов энергию пара. Первый речной деревянный пароход "Клермонт" с паровой машиной в качестве главного судового двигателя и гребными колёсами по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое судно "Елизавета". Колёсный пароход из железа "Вулкан" был спущен со стапелей в 1818 в Великобритании. В первой половине XIX века на морских пароходах стали устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно эффективнее гребных колёс. На рубеже XIX и XX веков в качестве судовых двигателей начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании был построен турбоход "Турбиния") и двигатели внутреннего сгорания (в 1903 в России был спущен на воду дизель-электроход "Вандал"). К середине XX века появились суда с энергетическими установками, работающими на ядерном топливе (Атомный ледокол "Ленин").
Со времен Петра I уделялось первостепенное внимание созданию флота и портов как залогу успеха торговли с иностранными государствами и источнику пополнения государственной казны.
МФ изначально предназначен обеспечивать:
устойчивые внешнеэкономические связи (без чего не мыслима интеграция в мировую экономическую систему) и, как следствие, независимость внешней торговли;
нормальную жизнедеятельность экономических регионов, где МФ является основным или даже единственным видом транспорта;
активизацию валютного баланса судоходных стран, особенно с большим грузооборотом;
державную стратегию судоходства в мировой океан, способную создавать и поддерживать в надлежащем состоянии жизненно важные морские транспортные коммуникации и в том числе мобилизационную подготовленность судов и оказание военно-морским силам действенной помощи при возможных экономических и политических мировых конфликтах.
На сегодняшний день для выполнения вышеуказанных задач мировой морской флот располагает внушительным транспортным потенциалом. В его составе на 01.01.98 г. насчитывалось 38500 транспортных судов общим дедвейтом 743,7 млн. т, в том числе: 28059 сухогрузных (433,2 млн. т), 9223 наливных (309,3) и 1218 пассажирских (1,2 млн. т). МФ способен обеспечивать все жизненно важные транспортные коммуникации в Мировом океане. Каждая судоходная страна в зависимости от геополитического и экономического положений, условий и уровня интеграции в экономические и иные блоки осуществляет стратегию судоходства по-своему.
Украина имеет крупные экономические и политические интересы в международном судоходстве. Во времена Советского Союза морская державность определяется не протяжённостью морского побережья, а мощностью потенциала морского торгового флота. Когда морской транспорт оказывался в затруднительном положении, государство, понимая его важность и значение, всегда находило необходимые средства и методы для поддержки. Морской флот был приоритетным. Он постоянно и интенсивно пополнялся и обновлялся. В 70-80-е гг. в состав флота ежегодно вступало 50-80 судов общим дедвейтом 0,8-1,0 млн. т. Это позволило в сжатые сроки резко повысить потенциал транспортного флота. По общему тоннажу среди развитых судоходных стран морской национальный флот в начале 80-х гг. стремительно вышел вперед и занял ведущие позиции на мировом фрахтовом рынке, в том числе в наиболее сложном линейном судоходстве; располагая более чем 1,5 тыс. судов разных назначений и типов общим дедвейтом более 20 млн. т, он прочно закрепился на 5-м месте.
По технико-эксплуатационным параметрам суда соответствовали международным стандартам. Наряду с транспортными судами интенсивно строились суда служебно-вспомогательного флота (аварийно-спасательные, ледокольные, дноуглубительные, учебно-транспортные, плавкраны и т.д.). На национальных судостроительных верфях строилась лишь треть судов (из-за их загрузки военным кораблестроением), две трети - за рубежом (в странах - членах СЭВ и капиталистических странах). Расчёты со странами - членами СЭВ осуществлялись по клирингу.
Морской флот - это не только суда, но и надлежаще обустроенная портовая инфраструктура - порты со складами, хранилищами, базами обслуживания и т.д., которая развивалась адекватно кораблестроению. Проводилась реконструкция действующих портов при непрекращающейся круглогодичной навигации, строились новые крупные порты (Ильичевск, Южный, Новоталлиннск и др.).
В настоящее время сложилась кардинально новая и, к сожалению, безрадостная ситуация. В наследство, далеко незавидное, Украина получила морской флот в таком состоянии:
- несоразмерный по числу судов и тоннажу с долей морских внешнеторговых и каботажных перевозок
- разбалансированный по назначению и группам судов;
- малорентабельный с низкими технико-эксплутационными и экономическими показателями, слабо приспособленный к работе в прогрессивных формах международного судоходства и направлениях грузоперевозок;
- предельной возрастной структуры: основное ядро морского флота составляли сухогрузы-универсалы, более половины, которых, имели запредельный (20-ний) возраст.
Для мировой судоходной практики строительство судов за рубежом и регистрация значительной части тоннажа в иностранных реестрах в целях повышения конкурентоспособности являются нормой. Судовладельцы большинства развитых стран используют возможности интегрированной мировой экономики для наиболее эффективного размещения капитала.
Вместе с тем, для Украины на нынешнем этапе, когда экономика остро нуждается в притоке инвестиций, а бюджеты всех уровней - в дополнительных поступлениях, тенденцию к строительству и регистрации судов за рубежом следует рассматривать в целом как негативную. Она ведет не только к сокращению налогооблагаемой базы, уменьшению числа рабочих мест и оттоку капитала, но не позволяет реализовать потенциал отечественной судостроительной промышленности в качестве одного из катализаторов развития в экономики послекризисный период, как это было сделано в ряде стран.
Основными причинами, ограничивающими конкурентоспособность отечественного судостроения, являются повышенная налоговая нагрузка, дороговизна отечественных кредитов, несовершенство механизма залога судов, высокая стоимость импортных комплектующих.
В силу складывающейся международной и внутренней конъюнктуры 2000-2001 гг. объективно являлись благоприятным периодом для строительства флота на отечественных верфях. С учетом этого Минтрансом России был разработан и согласован с заинтересованными ведомствами комплекс мер по поддержке отечественного судостроения, многие из которых осуществлялись.
Развитие судов идёт по пути их универсализации и специализации, причём специализация, например, транспортного судна обусловливается не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Например, сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием трюмов, с грузовыми устройствами или без них; суда универсального назначения - с 1-3 грузовыми люками по ширине судна, с кранами грузоподъёмностью около 25-30 т. Широкое развитие получили суда для перевозки пакетов или контейнеров с унифицированными размерами - контейнеровозы, трейлерные суда и др. Принципиально новый вид транспортных судов - лихтеровозы, перевозящие лихтеры (плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т). Лихтеровозы бывают одно- и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных судов - суда для перевозки навалочных и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные рудовозы, цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо, смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах, наибольшие из которых по размерам превосходят все другие суда.
Современные пассажирские суда, игравшие до середины XX века большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (например, из Западной Европы в Австралию), используются главным образом для многодневных туристических. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного сообщения. Туристические суда - комфортабельные и, как правило, крупные, рассчитанные на несколько сотен пассажиров. Суда местного сообщения отличаются быстроходностью, многие из них - суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.
Повышение провозоспособности судов достигается в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных расходов и пр. Наиболее быстро растет грузоподъёмность судов для перевозки массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.), увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетической установки. Весьма интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значительным повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и судов с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м годам XX века для водоизмещающих судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы роста скорости (до 100- 200 км/ч) у судов на подводных крыльях и воздушной подушке.
Лекция № 2
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1303;