ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ 6 страница
Слой (страта) социокультурный — социокультурная единица, характеризующая объединение людей, сходных по социальному положению, образу, качеству, стилю жизни, объединенных социально-сетевыми связями.
Смысл — контекстуальная окрашенность значения определенного знака; роль, функция значения в конституировании содержания сообщения.
Социализация — освоение людьми элементов социокультурного окружения: социального и культурного пространства и времени, функциональных объектов, технологий
деятельности, взаимодействия, коммуникации, символических структур, нормативных образований. Продолжается всю жизнь.
Социальность. — врожденное свойство животных, в т. ч. и человека, находиться в отношениях взаимодействия и коммуникации с представителями своего и других видов, базирующееся на фундаментальных метаболических связях организма со средой существования.
Социобиология — область социально-научного познания, связанная с изучением биологической обусловленности социальных и символических форм существования популяций животных. .
Статус социальный — социальная позиция индивида, оцениваемая с точки зрения характерных для нее объемов власти и авторитета.
Стереотип социальный — устойчивое, принимаемое без доказательств представление о какой-либо категории людей, формирующееся благодаря типологизации в соответствии с индивидуализирующими элементами (раса, этническая и конфессиональная принадлежность, возраст, пол). Они складываются в процессах коммуникации в качестве символических обобщений и становятся социальными, когда разделяются большинством членов сообщества.
Стиль речи — метасообщение, определяющее контекст, в котором следует принимать и интерпретировать вербальное сообщение. Он несет в себе тональную окраску сообщения и выражается через оттенки выразительности, в том числе невербальной, через последовательность разработки темы в дискурсивном процессе.
Стратификация — расслоение Животной популяции, разделение ее на группы, под которыми понимаются любые совокупности особей, непосредственно взаимодействующих друг с другом. Группы обусловлены распределением популяции по признакам пола, возраста, функциональных ролей, характеристик поведения. Группы могут быть различными по количеству особей, длительности существования, структурной сложности, интенсивности контактов и т. д. Стратификация имеет физическое, пространственное воплощение и является неотъемлемым свойством животной популяции. У людей социальная стратификация определяется расслоением общества по признакам социальных позиций и статусов, характеризующим сходства и различия в образе, качестве, стиле жизни. Члены групп, составляющих социальные слои, связаны сетевыми межличностными отношениями.
Структура социальная — категория, обозначающая установления отношений между людьми в процессе их совместной жизни. Согласно А. Радклиф-Брауну, это постоянно действующая организация общественных отношений, определяемых и контролируемых с помощью институтов, т. е. социально установленных норм и паттернов поведения.
Структурализм — направление в культурной антропологии, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотрением культуры как организации представлений, знаний, упорядочения знаков, значений в символической форме. Оно сформировалось под влиянием идей структурной лингвистики, семантики. В его рамках осуществляется анализ семантических культурных порядков, знаковых и символических систем как на специализированном, так и на обыденном уровнях культуры.
Структурный функционализм — теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, относящееся к изучению социокультурных систем. Основывается на допущениях о реальности, целостности, единстве таких систем. Каждая из них рассматривается в концептуальном пространстве, определяемом четырьмя измерениями: биологическим, психологическим, социальным, культурным. Предполагается, что все компоненты системы находятся в отношениях взаимозависимости, взаимоподдержания, взаимообмена услугами и вознаграждениями. Этому отвечает концепция функции: решение задач, связанных с поддержанием системы как целого. Структурный функционализм предназначен для установления фундаментальной соотнесенности условий и процессов совместной жизни людей в ее социальном качестве. Этому отвечает понятие структуры, т. е. институциональных способов объяснения и механизмов поддержания взаимодействий и коммуникаций социокультурных групп, составляющих общество.
Тема культурная — совокупность представлений, оценок, выраженных в символической форме, относящихся к осмыслению членами общества определенной социально значимой проблемы, к оправданию стандартных способов поведения в проблемной ситуации.
Территориальность — активный механизм разобщения особей и групп популяции, обусловливающий выделенность занимаемого ими участка жизненного пространства, неприкосновенность его защищаемых границ. Она не является диагностическим видовым признаком: способность
индивида переходить от территориального к нетерриториальному поведению позволяет рассматривать ее как механизм быстрого приспособления к непосредственному окружению.
Технология социальная — система взаимосвязанных обменов действиями и информацией, предназначенная для достижения определенной цели в сфере человеческих отношений.
Трансакция — принцип изучения взаимодействий и коммуникаций, при котором подразумевается, во-первых, внешняя и внутриличностная обусловленность отбора и использования информации; во-вторых, взаимовлияние участников друг на друга, обмен определениями ситуации. Преимущество такого подхода состоит в особом внимании к тому, что происходит между участниками, а не к их внутренним состояниям и механизмам социального взаимодействия.
Универсализм — способ категоризации людей и объектов, при котором они соотносятся с общими категориями, стандартизируются.
Универсалия культурная — культурная черта, структурная единица, форма активности, встречающаяся во всех культурах.
Универсалия эволюционная — структурно-функциональное образование, складывающееся в процессах взаимодействия людей с окружением и увеличивающее степень их адаптированности, повышающее уровень организации общества. Находит широкое распространение в других культурах благодаря действию диффузионных механизмов.
Фантазм — представление, порождаемое внутренними состояниями организма, переживаниями, не соотносимыми ни с какими внешними стимулами, реальными событиями.
Функционализм — теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, в рамках которого основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, интересов, запросов людей. Его проблемное поле определяется поиском ответов на вопросы: как существуют и поддерживаются устойчивые формы социальных отношений; каковы механизмы их сохранения; как работают эти механизмы.
Функция социальная — система действий, взаимодействий, коммуникаций, направленная на решение определенной социальной задачи (удовлетворение потребности, интереса, запроса; поддержание социальных отношений; сохранение жизненной среды).
Черта культурная — структурно-функциональная единица, паттерн социокультурных отношений, символическое образование, носящее культурообразующий характер.
Эволюционизм — философское и социальнонаучное направление в изучении макродинамики общества и культуры, основывающееся на концепции эволюции, предполагающей, что необратимые социальные и культурные изменения осуществляются в направлении количественного приращения разнокачественных элементов с последующей интеграцией и повышением уровня организации сложившейся в результате целостности. Человеческая культура рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в сообщество, к их природному окружению.
Эволюция общая — эволюционные универсалии и процессы, рассматриваемые на уровне культуры всего человечества, или панкультуры. Складывается в результате межкультурных взаимодействий и обменов, в процессе которых происходит отбор и распространение адаптационных культурных черт.
Эволюция специфическая — изменения в культуре, происходящие благодаря повышению уровня адаптации ее носителей к особенностям непосредственного окружения. Порождают культурно-специфические черты, из которых могут сформироваться эволюционные универсалии.
Этнос — культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации.
Этология — наука о поведении животных.
Язык — категория, обозначающая самое существенное из культурных образований, выражающих социальную природу человека. Язык принято рассматривать в двух основных аспектах: философо-феноменологическом и лингвистическом. В первом случае речь идет о символической реальности, имеющей собственное бытие, обусловленное необходимостью социального взаимодействия и коммуникации. С этой точки зрения, язык — это развертывающаяся во времени и пространстве активность языкового коллектива, объединенного общими социокультурными условиями, обусловленная социальной природой людей, их потребностью и способностью обмениваться информацией в форме интерсубъективно разделяемых знаков и значений. Во втором случае язык рассматривается прежде всего как лингвистическая система, абстрагированная от процессов общения и речевой коммуникации. Речь идет об идеально-типических принципах организации
вербальных единиц в коммуницируемые речевые или письменные тексты. С формальной позиции язык принято представлять в тех основных аспектах, которые отражают его интерсубъективностьи стандартизованность: морфология (строение языковых форм), грамматика (способ организации языковых единиц), фонетика (способ звукового выражения языковых единиц).
Языки культуры — условное название искусственно созданных людьми систем выражения своих переживаний и отношений с окружением. Помимо вербального, можно выделить такие «языки», как жестовой, графический, образный, формализованный. Для них характерна возможность разными способами расчленять и объединять представления людей. В сфере социального взаимодействия языки культуры предстают в качестве медиаторов, проводников, средств и среды, позволяющих придавать интерсубъективную, культурную форму интрасубъек-тивному опыту; транслировать социально значимые представления и придавать им общезначимый, разделяемый смысл. Различие таких языков обусловлено не только необходимостью выражать разные представления, но и возможностью с разных сторон осветить одно и то же представление. Они позволяют людям объединять многообразные и изменчивые события и элементы окружения в устойчивые и последовательные целостности, из которых складывается дифференцированный и в принципе упорядоченный жизненный мир.
Я-концепция — представление индивида о себе, основанное на допущении о наличии внутриличностного ядра — «я» — отбирающего и интегрирующего значимую и отбрасывающего незначимую для него информацию. Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 733;