ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ 5 страница

 

Из всего сказанного в этой главе следует, что на самом деле в среде исследователей культуры уже сложились некоторые общие представления о характере реальности, с которой им приходится иметь дело. Правда, пока такие представления носят более «импрессионистский», нежели теоретический характер. Они являются скорее отображением внутриличностных переживаний, а не продуктом интерсубъективной рационализованной рефлексии. Именно поэтому здесь метафора, образ радикально преобладают над концеп-

 

 

том и теоретической моделью. Именно поэтому здесь очень четко обозначено авторство и язык изложения индивидуализирован. Иными словами, существует некоторое общее для ряда ученых ощущение новой познавательной области, но пока не сложился общий язык для ее описания и не выработана конвенция относительно ее границ и внутренней формы.

 

И все же за многообразием выразительных средств, предлагаемых различными авторами, проглядывают некоторые общие очертания этой области и намечаются основные подходы к ее изучению. Показать такую общность и было целью данной главы.

 

Познавательные задачи, формирующиеся в представленных поисковых рамках, были сформулированы при изложении материала. Следует подчеркнуть, что подходы к их решению только складываются, причем пока лишь на описательном образном уровне. Тем не менее следует еще раз обозначить эти задачи.

 

Во-первых, исследователей, отказавшихся от идей классического монизма, интересует, как возможно «нормальное» существование плюрального, не системного, не целостного человеческого мира. Совершенно очевидно, что для этого нужны новые исходные допущения о природе социокультурной реальности, часть которых будет сочетаться с прежними по принципу дополнительности (например, относительность понятий «структура» и «процесс»), а часть вытеснит некоторые из предшествующих (например, представление о тотальной системности социокультурной жизни). Необходима также разработка нового терминологического языка, описывающего представления, для которых в предыдущей парадигме не было места. Примерами такой необходимости могут служить заимствование термина «ризома» для обозначения динамических процессов вероятностного, многомерного, неоднонаправленного характера; или же концепция маргинального социокультурного пространства, существующего между определенными культурными порядками, на границах освоенного и неосвоенного. Следует также ожидать широкого заимствования терминологии из других научных дисциплин и их интерпретации применитель-

 

 

 

ных изменений, чем спекулятивные исторические реконструкции. Иными словами, сейчас меняется временная шкала в исследовании динамики общества и культуры и историческая перспектива дополняется изучением изменений в тех пределах, которые до сих пор относятся к области «синхронных» событий, то есть измеряемых годами и десятилетиями.

 

Обобщая сказанное выше, следует еще раз подчеркнуть, что примерно с середины 60-х гг. ХХ в. происходит поворот в изучении общества и культуры, характеризующийся иными по сравнению с классической парадигмой измерениями в изучении социокультурной реальности.

Выводы

 

1. Смена познавательных парадигм в социальных науках предполагает изменение взгляда на построение типологии культур. Отказ от идеи изоморфизма при трактовке отношений между теорией и реальностью меняет точку зрения на основания типологии культур. Их различия оцениваются с точки зрения содержания проблемы, для решения которой строится типология. Далее, признание значимости «позиции наблюдателя» в отношении выбора предмета и объекта исследования снимает вопрос о классификации культур «самих по себе», каковыми они являются «на самом деле». Исследователь всегда выбирает основания для сравнения сходств и различий, и таких оснований может быть несколько. Наконец, преодоление реификации категории «культура» рассеяло иллюзию о возможности представить культуру «как целое». Типологии всегда осуществляются по набору показателей, соответствующих предпочтению исследователя. Далее выделяются общие принципы выделения оснований, наиболее часто встречающиеся сегодня при классификациях культур. 2. Типология по антролого-философским основаниям предполагает выявление универсальных проблем, с которыми сталкиваются люди, и их трактовок в различных социокультурных группах и субкульту-

 

 

 

цессы. Соответственно, становятся доступными для наблюдения структуры поведения представителей политических элит и массовых политических движений и стоящих за ними побуждений.

 

9. Измерение «мужественность — женственность» позволяет типологизировать определенные культурные единицы с точки зрения форм и интенсивности их активности по отношению к окружению. При этом появляется возможность определить выраженность ориентации на инновационность и на те области культуры, где она проявляется наиболее интенсивно.

 

10. Культурные единицы могут быть типологизированы по этим или иным основаниям, по каждому в отдельности или по всем вместе — в зависимости от характера исследовательской задачи. Однако следует подчеркнуть, что ни одна из типологий не является ни абсолютной, ни характеризующей культуру «в целом»

Контрольные вопросы

 

1. Что обусловило изменения познавательных ориентаций в исследовании человека, общества и культуры?

 

2. Как изменилась концепция общества и культуры?

 

3. Каков образ человека в социокультурном окружении в идеологии постмодерна?

 

4. Что в познавательном отношении дает концепция расщепленной личности в децентрализованном пространстве ?

 

5. Какие познавательные возможности открываются при изучении динамики устойчивых социокультурных образований?

 

6. Какие новые объекты, остававшиеся за пределами классической социально-научной парадигмы, вошли в круг интересов сторонников постмодерна, и какие познавательные возможности при этом открываются?

 

7. Каковы основные направления изучения динамики общества и культуры с позиций постмодерна?

 

8. Попробуйте с позиций постмодерна рассмотреть любую классическую задачу.

 

Заключение

 

Эта книга не случайно завершается краткой главой, касающейся типологии культур. Не случайно также глава помещена в разделе, целиком посвященном постмодерну как особому стилю познания. Приведенные материалы свидетельствуют о том, что в настоящее время подход к типологии культур существенным образом отличается от того, что господствовал в рамках предшествующей познавательной парадигмы. В этом отношении хотелось бы отметить два основных момента.

 

Во-первых, беглое, достаточно поверхностное перечисление оснований для типологий культур и субкультур свидетельствует о том, что здесь полностью отсутствуют классические претензии на представленность единиц классификации в их целостности и онтологичности. Краткие пояснения к совокупностям типологических оснований указывают, для решения каких исследовательских задач выбирается каждая из них. Приведенные в тексте концептуальные порядки в принципе неоценочны. Это не только не «дикость — варварство — цивилизация» классического эволюционизма, но даже и не «традиционализм — модернизо-ванность» структурного функционализма и неоэволюционизма 1960-х гг. Каждый из наборов оснований представляет характерную для определенного типа культуры совокупность черт, совершенно осознанно относимую к выделенному аспекту ее рассмотрения без всякой претензии на то, чтобы представить ее как «единое целое».

 

 

 

Если речь идет о полном динамическом исследовании, где необходимо проследить весь путь изменения или весь ход процесса с момента зарождения до какого-то определенного другого момента времени, исследователю необходимо рассмотреть изучаемые феномены на всех трех уровнях: зарождение — взаимодействие с окружением; распространение — коммуникативные сети; динамика — механизмы традиции и структурной трансформации (при определенной форме процесса). Необходимо четко отрефлексировать точки перехода от одного уровня анализа к другому и обозначить происходящую в них смену исследовательского объекта и соответствующего ему концептуального «языка» (включая терминологию). В противном случае задача окажется неразрешимой или ее решение будет ложным, поскольку, как показывает исследовательский опыт, закономерности, полученные на одном уровне рассмотрения социокультурных процессов (например, структуралистская концепция порождения знаков и символов), не могут быть прямо перенесены на другой (обмен этими знаками и символами в коммуникативных процессах). Следовательно, адекватное исследование социокультурной динамики предполагает владение навыками разноуровневого анализа и перехода от одной теоретической модели к другой.

 

Современное изучение социокультурных процессов — это новая, интересная и перспективная область научного познания. Она только складывается и потому человек, стремящийся к новому, необычному взгляду на мир, человек с пытливым умом и обостренной чувствительностью к изменчивому, человек, желающий сам участвовать в преобразованиях искусственного мира, найдет в этой области обширное поле для применения своих усилий.

Глоссарий

 

Автономия функциональная — мера независимости компоненты социальной системы от нормативно предписанных функций; в отношении индивида обусловлена его принадлежностью к различным социокультурным группам с неодинаковыми нормами, с одной стороны, и зонами свободного выбора, остающимися в рамках любого нормативного установления, — с другой.

 

Агрессивность — тип поведения, обычно проявляющийся в ситуациях конкуренции, который связан с возможным нанесением повреждений сопернику, а также с установлением определенного иерархического статуса, превосходства, получением доступа или права в отношении определенной территории. Может принимать форму насилия.

 

Адаптация социокультурная — активный способ взаимодействия человека с окружением, в ходе которого человек как приспосабливается к нему, так и приспосабливает его элементы к своим нуждам; в результате формируется жизненная среда, характеризующаяся относительно высокой степенью устойчивости и предсказуемости.

 

Актор — обозначение активных сторон взаимодействия; человек, совершающий действия в процессе взаимодействия.

 

Альтруизм — тип поведения, не столько удовлетворяющий интересы особи, сколько способствующий поддержанию целостности группы. Оно не приносит пользы своему обладателю и даже может быть ему во вред. Альтруистическое поведение приводит к росту приспособленности другого индивида или группы за счет того, кто его проявляет.

 

Антропология культурная (социальная), этнология — область социальнонаучного познания, связанная с изучением содержания совместной жизни людей с точки зрения

 

 

обусловленности их взаимодействия и коммуникаций, порождения артефактов и обмена ими в этих процессах. Первоначально относилась к бесписьменным обществам и макроисторическим реконструкциям; в настоящее время используется при изучении современной социокультурной жизни, и в этом контексте происходит ее сближение с социологией.

 

Антропология психологическая — область антропологии, в рамках которой изучается, каким образом индивидуум приобретает культурные навыки, культурную компетентность и как происходит обмен культурной информацией в процессах социального взаимодействия. Поскольку психологическая антропология связана с исследованием специфики именно человеческих взаимодействия и коммуникации, она объединяет элементы биологии, психологии, психиатрии, социологии, лингвистики, а также этологии. На этой базе осуществляется как отбор, так и интерпретация данных.

 

Антропология экологическая — направление постэволюционизма, для которого характерно комплексное, системное изучение механизмов, структур, результатов и последствий взаимодействий людей с их природным и искусственным окружением, закономерных связей между физическими и социокультурными переменными. Основное внимание в исследованиях уделяется адаптационным механизмам в отношениях людей с окружением; энергетическому обмену между обществом и средой; сравнительно-культурному анализу эволюционных универсалий.

 

Артефакт (искусственный объект) — искусственные единицы, создаваемые людьми в процессах взаимодействия и коммуникации для целей социокультурной адаптации (удовлетворения потребностей, интересов, запросов; установления и поддержания отношений с окружением; формирования и изменения жизненной среды). Артефакты можно разделить на следующие категории: вещи, идеи и образы, технологии, нормативные образования, ценностные критерии.

 

Вариация культурная — тип изменчивости культурных феноменов, не затрагивающий основных принятых в обществе принципов формообразования, предусматриваемых такими организационными началами, как художественный стиль, познавательная парадигма.

 

Взаимность (взаимодополнительность) — отношения между сторонами взаимодействия, при которой права одной из них составляют обязанности другой.

 

 

Взаимодействие социальное — объединение усилий, обмен действиями, специально организованные для изменений в физическом или социальном окружении.

 

Волны (циклы) социокультурные — представления о волнообразных (повторяющихся или обратимых) процессах в исследованиях общества и культуры можно разделить на два типа. Во-первых, гуманитарные, где под циклом подразумевается констатация того, что определенные крупномасштабные социокультурные единицы имеют фиксированную последовательность стадий или состояний без указания на время или обязательность их повторения. Во-вторых, социально-научные, где волнообразная форма применяется для описания смены общих подъемов и спадов, ускорений и замедлений, упрощений и усложнений значений определенных переменных, составляющих социальную систему.

 

Действие — элементарная единица активности, представленная через цели, средства и условия. В рамках функционализма ее целесообразно рассматривать в качестве производной типичных ситуаций социального взаимодействия.

 

Деконструкция — процедура разъятия на части того, что представлялось как единая целостность; рефлексия к парадигматическим основаниям с целью проверить их на взаимную совместимость.

 

Децентрирование — представление о множественности культурных порядков в обществе, не имеющих иерархической соподчиненности, рассматриваемых как равнозначные.

 

Деятельность — систематическим образом организованная активность, направленная на выполнение определенной функции, получение заранее известного результата. Процесс, составляемый из соединения последовательных действий.

 

Динамика социокультурная — категория, обозначающая совокупность разнородных изменений и процессов, происходящих в обществе и культуре с выделением их тенденций и движущих сил.

 

Дистанция межличностная — в процессах взаимодействия и коммуникации мера интенсивности контактов участников. Определяется взаимосвязью измерений индивидуальности / коллективности и доступности / недоступности. Она контролируется механизмами регулирования приватности, межличностного пространства и тактильных контактов.

 

Дифференциация социокультурная — понятие, которое в статическом смысле означает внутреннюю расчленен-

 

 

ность социальной системы, а в динамическом — процесс формирования в рамках системы новых структурных и функциональных единиц.

 

Диффузия культурная — распространение культурных черт от одной культуры к другой путем добровольного заимствования или принуждения.

 

Дополнительность — отношения между сторонами взаимодействия, при которых каждая имеет свои права и обязанности.

 

Знак — конвенционально принятый артефакт, используемый в качестве заместителя реального объекта, модель, обозначающая его функциональные характеристики, репрезенцирующая этот объект и задающая программу действий и поведения его истолкованию. Согласно Ч. Моррису, знак следует рассматривать в трех аспектах: прагматика (отношение знака к интерпретатору), семантика (отношение знака к обозначаемому), синтактика (формальные отношения знаков между собой).

 

Значение — социально кодифицированная, социально функциональная связь между обозначаемым и обозначающим, знаком и референтом, устанавливающаяся в процессах коммуникации и сохраняющаяся относительно постоянной в сходных социокультурных ситуациях. Ч. Моррис выделяет атрибутивные свойства значения знака: делигнативное (указывающее на предмет, несущее чисто информативную нагрузку), оценочное (указывающее на рейтинг обозначаемого среди других, ему подобных), прескрип-тивное (предписывающее направление действий в ситуации). По функциональным характеристикам значения принято относить к одной из следующих категорий: сигнификативные (отношение знака к сигнификатам, или «содержанию понятий»), денотативные (отношение знака к обозначаемой вещи, референту); ситуативные (относящиеся к интерпретации информации в зависимости от контекста употребления знака).

 

Игра — в социобиологическом смысле особая форма поведения, включающая в себя движения, значимые для других форм поведения (агрессия, перемещения, секс и т. д.), но не вызывающая у наблюдателя впечатления, что действия совершаются «всерьез» и для действительной реализации соответствующих базовых функций.

 

Идентичность — представление индивида о себе и представление о нем других, определяющее его самоидентичность в различных социокультурных ситуациях и группах.

 

Изменения эволюционные — изменения, обуславливающие эволюционную форму исторического процесса. Их мож-

 

 

но разделить на два основных типа. Во-первых, вариации, под которыми понимается тип динамических процессов, не выходящих за границы установившихся параметров системы и не меняющих их конфигурации. Во-вторых, структурные изменения, предполагающие смену конфигурации параметров или порождение новых переменных, определяющих установившиеся связи социокультурной системы с окружением.

 

Инкультурация — освоение индивидом традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры, приобретение навыков овладения своим телом и элементами непосредственной жизненной среды. Продолжается всю жизнь.

 

Институт социальный (культурный) — устойчивая социокультурная форма, с помощью которой люди включаются в социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее. Каждая такая форма — институт — связывается с решением определенной социальной значимой задачи, удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Институт имеет структуру, т. е. упорядоченность функционирования, зафиксированную в нормах.

 

Интеграция социокультурная — понятие, которое в статическом смысле означает отношения между компонентами системы, построенные по принципу дополнительности или взаимодополнительности, а в динамическом — процесс объединения отдельных единиц в целостную систему.

 

Коммуникация — обмен информацией, значимой для контроля над изменениями социального взаимодействия или обсуждения на символическом уровне возможных направлений активности, связанных с изменением, сохранением или компенсацией действия значимых ситуативных факторов

 

Компетентность лингвистическая — коммуникативная характеристика, определяющая меру владения языком в процессах обмена информацией, согласно следующим параметрам- правильность — соответствие высказывания признанным в культуре грамматическим правилам; реализуемость — способность контролировать размер и смысловую глубину грамматически правильных высказываний, приемлемость — соответствие высказывания конкретной социокультурной ситуации; встречаемость — частота, вероятность употребления языковой единицы Компетентность определяется, с одной стороны, способностями человека, с другой — приобретенными знаниями и навыками

 

 

Контекст культурный — по отношению к событию или факту определяется совокупностью условий их реализации — институциональных, ролевых, ценностных, когнитивных — с одной стороны, и совокупностями выразительных средств, используемых людьми в этих обстоятельствах, — с другой.

 

Культура — категория, обозначающая содержание совместной жизни людей, представляющее собой биологически не наследуемые, искусственные, созданные людьми объекты— артефакты, а также заученное поведение. Она относится к организованным совокупностям вещей, идей и образов; технологий их изготовления и освоения, оперирования ими; способов регулирования устойчивых связей между людьми; оценочных критериев, используемых в обществе. Это созданный самими людьми искусственный жизненный мир, среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и коммуникации.

 

«Культура и личность» — теоретическое направление психологической антропологии, которое связано с изучением корреляции между психическими и социокультурными закономерностями; процессов освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции.

 

Макродинамика социокультурная — уровень изучения социокультурных изменений и процессов, соответствующий масштабам исторического времени, применяется к таким единицам изучения как панкультура (человеческая культура в целом) и цивилизация.

 

Маргинальность — модальность существования на периферии структурных образований, предполагающая немерное, неструктурированное пространство, состоящее из нецентрированных ризоматичных множеств.

 

Микродинамика социокультурная — уровень изучения социокультурных процессов, сопоставимых по времени с продолжительностью жизни одного-трех поколений, где прослеживаются их непосредственные сетевые связи; единицами изучения являются субкультуры, а также отдельные культурные черты и темы.

 

Направление научное — совокупность теорий, имеющих общие основания; предметную область изучения; принципы сбора, анализа и интерпретации информации, границы применимости.

 

Норма социокультурная — культурный механизм закрепления и контроля в отношении реализации определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения

 

 

жизненно важных нужд людей или поддержания совместности их существования. Норма налагает ограничения на желания и претензии людей, делая их социально приемлемыми. Границы налагаются представлениями о требованиях и запросах, допускаемом и недопустимом, одобряемом и порицаемом поведении. Однако в рамках между одобрениями и порицаниями находится область свободного индивидуального выбора.

 

Область культуры специализированная — культурная единица микродинамики культуры, характеризующаяся особым культурным кодом, социетальным уровнем институционализации, необходимостью специальной подготовки и профессиональной деятельности.

 

Обучение — в социобиологическом смысле освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией. Обучение принято подразделять на следующие виды: кратковременное и долговременное запоминание, классическая и инструментальная обусловленность, развитие способностей.

 

Организация социальная — совокупность функциональных связей между элементами социальной системы, определяющих их соподчиненность, контроль над эффективностью взаимодействий и коммуникаций между ними, обеспечивающих достижение определенной цели, решение определенной задачи.

 

Организация социальная — упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели.

 

Парадигма научно-познавательная — устойчивый набор оснований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих научный способ познания от всех остальных

 

Парадигма взаимодействия — совокупность оснований, определяющих форму, стратегию, тактику взаимодействия, а также обуславливающих их факторов и механизмов. К ним относятся: нормативные ориентации участников по отношению друг к другу; общие намерения относительно целей взаимодействия; ожидания участников по отношению друг к другу и результатам взаимодействия; особенности организации информационного обмена. Выделяется три фундаментальных парадигмы взаимодействия: консолидация, конфликт, переговоры.

 

Паррикуляризм — рассмотрение людей, элементов окружения, событий в качестве ситуативных, уникальных, специфичных.

 

 

Позиция социальная — общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда и социальной стратификации.

 

Порядок социокультурный — то, что задается людьми в вещах и ситуациях как их внутренний закон, как скрытая сеть отношений между ними и человеком, как ее устойчивое структурное выражение, представленное в символической форме.

 

Постмодерн — интернациональное стилистическое направление в культуре, знаменующее исчерпанность эвристических возможностей и разрушение предыдущей культурной, в том числе познавательной, парадигмы. Сложилось на принципах модернизма, структурализма, авангарда. Его характеризует исключительное внимание к движению, неопределенности, переходности.

 

Потребность — динамическая форма связи человека с окружением, характеризуемая дефицитом жизненно важных ресурсов, которые можно пополнить за счет либо активизации внутренних резервов, либо обращения к внешним источникам. Служит побуждением к активности.

 

Представление — единица в описании отношений человека с окружением, занимающая промежуточное положение между переживанием и символом, презентирующая связи между реальностью и символом, между обозначаемым и обозначающим; иногда представления отождествляются с образами и внутренними концептами. Представления работают как механизмы идентификации и оценки переживаний и внешних воздействий с точки зрения их индивидуальной и социальной значимости.

 

Протокультура — любая система социально заученного поведения и символов, биологически ненаследуемая и транслируемая от одного поколения популяции к другому в процессах взаимодействия и коммуникации. Относится прежде всего к видам животных, отличным от человека.

 

Регион культурно-исторический — социокультурная единица макродинамики культуры, характеризующаяся общностью черт, тем, паттернов, удерживающихся в историческом масштабе времени и на значительной территории проживания нескольких соответствующих этносов. Общность объясняется процессом межкультурного обмена, культурной диффузией.

 

Реификация — отношение к категории, к понятию как к реально существующему объекту.

 

Ризома — в постструктурализме беспорядочное возникновение множественности, движение, не имеющее прева-

 

 

лирующего направления, распространяющееся без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение.

 

Ритуал — в социобиологическом смысле серия наследственно обусловленных и закрепленных в генотипе стандартных телодвижений, повторяющихся последовательностей двигательных реакций, их формы и скорости. Это модели поведения, которые выполняют сигнальную коммуникативную функцию. В человеческом обществе ритуализация подразумевает превращение в символические церемонии определенных социокультурных образцов, которые утрачивают свои первоначальные функции.

 

Роль социальная — совокупность функций, которые предписано выполнять индивиду, занимающему определенное место в социальной группе или организации.

 

Символ — объект, стереотип поведения, слово, указывающие на некоторую значимую для людей область реальности — природную, социальную, психическую, — представленную собственными признаками. Символы указывают на существование культурных порядков, т. е. специально выделенных организованных культурных форм, объединяющих условия, процессы и оценки соответствующих этим формам действий и взаимодействий. Символы порождаются и существуют в процессах взаимодействия и коммуникации как культурные единицы, ставшие одновременно указанием и явлением. Они обнаруживают себя как культурный феномен, лишь выражая свою связь, свое отношение с обозначаемым порядком.

 

Система социальная — аналитический объект, представляющий собой совокупность функций, организованную в устойчивую целеориентированную целостность. Система определяется такими параметрами, как границы, входы — выходы, составляющие элементы, структура связей между ними, содержание процессов обмена между элементами и способы преобразования входов в выходы.








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 916;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.064 сек.