ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ 1 страница
Представления о циклическом характере, обратимости социокультурных процессов имеют длительную историю. Идеи чередования света и тьмы, времен года, жизненных циклов, реинкарнаций и т. п. с незапамятных времен являются ходовыми, базирующимися на непосредственных наблюдениях и выделении сходных, повторяющихся явлений в природе и культуре.
Попытки выделения циклических процессов в истории предпринимались неоднократно. Изучались политические, хозяйственные волны, отыскивались ритмы в динамике искусства, науки, рассматривались циркулярные закономерности повседневной реальности. Значительное внимание уделялось изучению жизненного пути индивида, результаты которого все больше осознаются как надежная мера для оценки социокультурной динамики на микроисторической школе времени (порядка ста лет).
Понятие «цикл» применительно к социокультурной динамике носит весьма условный характер, если иметь в виду его словарное определение. В словаре СИ. Ожегова этот термин определяется так: «Цикл (греч. kyklos — круг) — 1. Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение опреде-леного промежутка времени. Годовой цикл вращения Земли. Производственный цикл. 2. Тот или иной круг наук. Исторический цикл. 3. Законченный ряд каких-нибудь произведений, чего-нибудь излагаемого, испол-
ния рассматриваемого процесса, заполняет промежутки между тремя основными точками, характеризующими его направленность и форму. Так, четырехфазная модель эволюции нации и национальной культуры О. Шпенглера — «детство — юность — зрелость — старость» — представляет собой уточнение трех основных стадий существования системы: формирование — установившееся состояние — кризис.
Общая характеристика волновых процессов
Изменение таких составляющих социокультурной жизни, как характер производства и потребления, социального расслоения, технологии, культурные или художественные стили и т. п. можно оценивать по двум измерениям. Во-первых, общая последовательность смены соответствующих событий (хронология), во-вторых, форма этой последовательности. Хронология движения может быть представлена как необратимый процесс, который прерывается или меняет траекторию под влиянием разного рода возмущающих факторов. Формы же этого движения, такие, как ритмы, подъемы и спады, большая или меньшая интенсивность, могут быть описаны с помощью волнообразной кривой и считаться обратимыми процессами.
Концепция ритмичности изменений.
Концепция ритмичности изменений. При исследовании волновых процессов, происходящих в социокультурных системах, предметом наблюдения обычно становятся ритмические смены таких их параметров, как открытость — закрытость, структурное усложнение — упрощение, большая или меньшая степень динамизма. Однако следует подчеркнуть, что для системы в целом фиксация ритмичности — это всего лишь описание, но никак не объяснение происходящих изменений. Дело в том, что различные ее компоненты характеризуются специфичными «собственными» темпами динамизма. Поэтому, например, в политике или науке события сменяют друг друга быстрее, чем в сфере права. В то же время возможны состояния общества, когда ускорение или замедление смены со-
бытий характеризует все его основные области: экономическую, социально-организационную, познавательную.
Сходные явления можно наблюдать и в образе жизни людей. Эта комплексная категория объединяет в общий процесс различные культурные формы жизнедеятельности, в которых «участвует» индивид. В динамике этого процесса можно выделить установившиеся, структурно стабильные, и проблемные, структурно нестабильные ситуации, чередование которых может быть представлено как его ритмическая форма. Наконец, в социокультурной системе любого уровня можно выделить состояния, характеризующиеся либо схождением (конвергенцией), либо расхождением (дивергенцией), либо параллельным движением тех процессов, которые являются социально значимыми, то есть оказывают влияние на изменение форм поведения и взаимодействия большинства его членов. Все названные параметры последовательных и периодичных изменений, происходящих в отдельных областях социокультурной жизни, могут рассматриваться как показатели их фазовых состояний. Следовательно, выделение таких показателей послужит основанием для вывода о том, что динамика рассматриваемой системы имеет волнообразную (в пределе циклическую) форму.
Изменчивость социокультурных единиц, таким образом, может быть описана по крайней мере двумя способами. Во-первых, в форме эволюционного процесса, суть которого состоит в последовательном необратимом повышении уровня сложности и организованности рассматриваемой системы. Во-вторых, в форме волнообразного процесса, который складывается как повторяющаяся последовательность набора определенных фаз или состояний. Внутренняя структура такого процесса обусловлена тем, что значения определенных его переменных то возрастают, то снижаются до некоторой фиксированной величины относительно определенного среднего уровня. Если у таких колебаний значений переменной обнаруживаются периодичность с определенной частотой и амплитуда, можно говорить о ритме процесса и характеризовать
его как волнообразный. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что система имеет механизмы самоорганизации.
Общий характер таких процессов описывается теорией колебаний, имеющей столь же абстрактную форму, как общая теория систем и потому так же, как она, применимой к любому объекту, проявляющему соответствующие характеристики.
Изучение различных областей жизни дает основания говорить о своего рода эталонных ритмах, характеризующих определенные классы природных и социокультурных явлений. Для социальной и культурной антропологии это обстоятельство приобретает возрастающую значимость по мере того как происходит накопление эмпирических свидетельств относительно смены фаз индивидуального жизненного цикла не только как о физиологической, но и психической антропологической универсалии. Иными словами, помимо того, что организм всех людей меняется от детства через зрелость к старости, все люди в ходе жизненного цикла переживают одинаковые так называемые психические кризисы, относительно независимые по времени возникновения от внешних обстоятельств.
Классификация некоторых социокультурных процессов по ритмичности, то есть времени одного полного колебания была проведена Н.К. Серовым1.
Таблица
Величина модуля продолжительности
Типичные процессы
Микромодульные процессы «мгновение ока» и т. п.
до 0,1 сек.
Мезомодульные процессы
от долей 1 сек. до 10 сек.
биение сердца, вдох—выдох, музыкальные звуки и паузы, трудовые движения;
1 См.: Серов Н.К. Личность и время. Л., 1989. С. 156-157.
от 10 до 100 сек. (до 1 — 1,5 мин.)
трудовой прием, творческая импровизация, экспромт;
от 1 до 100 мин. (около 1,5 час.)
сеанс (время непрерывного выполнения какого-либо дела), урок, лекция «быстрый сон», обеденный перерыв беседа;
от 1 до 10 час. (в среднем 5 — 6 час.)
ежесуточный сон, рабочий день, ежедневный досуг, вдохновение;
от 10 до 24 час.
смена труда и отдыха, циркадный ритм и его фазы;
от 1 до 10 сут. (в среднем около 5-7 сут.)
недельные ритмы труда и отдыха, затяжное настроение, обострение болезни;
от 10 до 30 сут.
эмоциональный ритм и его фазы, время отпуска, курс лечения, менструальный цикл;
от 30 до 100 сут.
краткосрочное обучение, курсы переподготовки, сезонная мода, внутриутробное развитие, сезонный ритм работоспособности и его фазы;
Макромодульные процессы
от 1 до 5 лет (в среднем 3 года)
от 5 до 10 лет (в среднем около 7-8 лет)
обучение ребенка ходьбе, речи, начальное школьное обучение;
периоды ритма возрастной перестройки психики, выборные компании, короткие циклы деловой активности
от 10 до 25 лет (в среднем около 15-18 лет)
взросление, социальное созревание, половое созревание, политические перемены, средние экономические волны;
от 25 до 50 лет (в среднем около 35-40 лет)
период трудоспособности, период фертильности, время смены поколений, политические режимы;
от 50 до 100 лет (в среднем около 70 - 80 лет)
формирование семьи из 3 — 4 поколений, продолжительность жизни индивида, длинные экономические волны, художественные культуры (стили);
Мегамодульные процессы
100-1000 лет
относительная стабильность языка, традиций, обычаев, царские династии, общественные формации;
1 — 10 тыс. лет
коллективная память о выдающихся событиях и личностях, древние культуры, памятники письменности;
10- 100 тыс. лет более 100 тыс. лет
мифы в народной памяти, древнейшие культуры и рукотворные мемориалы;
за пределами «живой» памяти человечества.
Выявление формы изменений. Выявление формы изменчивости изучаемых социокультурных переменных, определение того, периодична она или нет, предполагает обязательные эмпирические наблюдения. Чаще всего при изучении социокультурной динамики применяется построение временных статистических рядов, характеризующих движение переменней (социальное расслоение, политические движения, социальная итерация и т. п.) в терминах специально построенных количественных показателей, отслеживаемых в фиксированный промежуток времени. Установление достоверного динамического ряда определяется теоретически обоснованной организацией исследовательской ситуации. Во-первых, время наблюдения следует выбрать так, чтобы можно было выявить по крайней мере одно полное колебание. Во-вторых, внутренняя разбивка этого временного промежутка на более мелкие интервалы должна быть такой, чтобы с необходимой степенью подробности описать последовательность изменений рассматриваемой переменной.
Все эти параметры исследовательской ситуации обусловливаются основными задачами динамического анализа: выявление общего направления движения переменной и внутренней формы ее значения, в частности, периодических изменений. Соответственно в пределах выбранного промежутка времени определяются:
— общее направление и форма движения переменной (тренд);
Гуманитарная трактовка социокультурных циклов
В попытках осмыслить закономерности исторических процессов, особенно тех, что имеют сходные характеристики в различные временные периоды, так называемая циклическая модель занимает заметное место. В таком контексте под циклом понимается обобщенное представление об универсальной форме внутренней динамики макросоциокультурного объекта (этнос, общество, цивилизация) в период его существования от возникновения до распада.
Вот некоторые вехи в истории социально-философской мысли, связанные с концепцией «циклизма».
Идеи циклизма в концепции истории.
Идеи циклизма в концепции истории. Еще древнегреческий историк Полибий (201 — 120 гг. до н. э.) выделил (вслед за Аристотелем) цикл из шести основных фаз в смене политических режимов: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы). В Новое время ключевой фигурой, выдвинувшей теорию исторического круговорота, был Дж. Вико (1668— 1744 гг.). Он считал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох (стадий). Первая стадия — «век богов» — характеризуется отсутствием государства, символическим фиксированием представлений людей о себе, своем обществе и мире в теогонических мифах, доминированием религиозных (священных) структур в управлении социокультурными процессами. Вторая стадия — «век героев» — отмечена господством аристократического государства и символизацией социокультурных представлений в формах героического эпоса. Третьей стадии — «веку людей» — соответствует демократическая республика или монархия и историографическая форма осмысления социокультурных процессов. После завершения третьей стадии наступает постепенный распад данного общества1. И.Г. Гердер уподоблял историю определенного народа периоду жизненного цикла человека2.
Образцом более поздней циклической трактовки исторического процесса может служить Ф. Корнели-ус, предлагавший гипотезу, согласно которой динамика каждой культуры может быть описана в терминах пяти основных фраз:
— период, характеризуемый религией в качестве основного интегративного механизма;
— промежуточный период, когда интеграцию в сообществе начинают осуществлять нерелигиозные социальные лидеры; это обусловлено ранней стадией социальной дифференциации, когда функциональные лидеры выделяются из
1 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе нации. Л., 1940.
2 Гердер И.Г. Идеи к философии историй человечества. М, 1977.
среды «исполнителей», но полностью от нее не отделены;
— период героев, становящихся интеграционными центрами отдельных областей культуры (соответственно процессы общей социальной интеграции усложняются; возникают области дезинтеграции и беспорядка) ;
— период доминирования ценности личности, индивидуализма, эгоизма, когда упорядочение связей человека с окружением центрируется вокруг личности;
— период копирования, характеризующийся дезинтеграцией социокультурной среды, когда собственные организационные критерии общества теряют функциональность и люди начинают заимствовать их у других культур. Кор-нелиус считает этот период последней стадией в существовании данной культуры1.
В ХХ в. гуманитарные циклические концепции социокультурной динамики связываются главным образом с именами Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина. Их точка зрения на человеческую историю стала реакцией на невозможность в рамках классического эволюционизма систематическим образом интерпретировать многочисленные исторические и этнографические данные, не укладывающиеся в его существующие модели. Особенно спорным оказался вопрос о культурном многообразии в связи с тем, что имеющиеся факты не подтверждали универсальной обязательности для каждого общества необратимости развития. В связи с этим О. Шпенглер писал: «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории... я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал — человечество — свою собственную форму, и у каждой своя собственная идея,
1 Cornelius F. Die Weltgeschichte und ihre Rhytmus. München, 1925.
собственные страсти, собственная жизнь, желания, чувствования и, наконец, своя собственная смерть»1.
Концепции цивилизационных циклов.
Концепции цивилизационных циклов. Шпенглер выдвинул предположение о том, что история человеческой культуры представляет собой смену несходных между собой цивилизаций. Каждая из них проходит через последовательный набор обязательных стадий — от зарождения до распада — составляющих законченный цикл продолжительностью около тысячи лет. Он выделял восемь таких цивилизаций, основанных на совершенно различных принципах: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоническая» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская), культура майя и предполагал возможность формирования русско-сибирской культуры.
Идеи О. Шпенглера нашли продолжение в работах А. Тойнби. Как и Шпенглер, Тойнби рассматривал исторический процесс как совокупность не связанных друг с другом и существенным образом различающихся цивилизаций. Цикл существования цивилизации, согласно А. Тойнби, предполагает пять последовательных стадий: зарождение, становление, кризис, разложение, гибель. Каждая цивилизация представляет собой совокупность устойчивых территориальных, политических, религиозных характеристик. Технология не включается в число этих основных переменных, поскольку, согласно Тойнби, состояние технологии не коррелирует с состоянием цивилизации.
Обязательность в соблюдении последовательного прохождения через стадии существования стала для Тойнби основным критерием для включения их в свой реестр цивилизаций. Из него исключались все те, что не прошли полного цикла или не проявили его признаки с достаточной интенсивностью. Соответственно в историческом процессе он выделяет цивилизации: западная христианская, российская христианская, ближневосточная христианская ортодоксальная, иранская ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная,
1 Шпенглер О. Закат Европы. М. — Пг., 1923. Т. 1. С. 20.
эллинская, сирийская буддийская, синитская, миноанская (бронзовый век на Крите), шумерская, ассирийская, вавилонская, аляскская, мексиканская, юкотекская, майя, египетская, полинезийская, эскимосская, номадическая, оттоманская, спартанская, скандинавская!. К середине 50-х гг. ХХ в., согласно Тойнби, можно было наблюдать семь так или иначе сохранившихся цивилизаций:
— Западная христианская (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где исповедуется христианство в католической или протестантской форме).
— Православная христианская с русской ветвью (страны Юго-Восточной Европы и Россия, где распространено православие).
— Исламская (Северная Африка и Ближний Восток, территории, расположенные между Атлантикой и границей Китая).
— Индуистская (территория субконтинента Индии).
— Дальневосточная, с японской ветвью (Тихоокеанский регион).
— Система, включающая христиан-монофизитов в Армении, Месопотамии, Египте, Эфиопии, христиан-несториан Курдистана, экспестори-ан Малабарского побережья, нудистов и парсов — последователей зороастризма в Индии.
— Система, включающая буддистов ламаистско-махаянистского направления на Цейлоне, в Бирме, Камбодже, а также членов индуистской религиозной секты джайана.
Последние две системы представляют собой своеобразные реликты ныне вымерших цивилизаций2.
Оценивая состояние цивилизации, Тойнби считал критерием ее подъема «развивающуюся индивидуальность, что в свою очередь свидетельствует о движении цивилизации по пути превращения в самодовле-
1 Toynbee A.D. Study of History. L., 1934-1961.
2 Toynbee A.D. A Study of History. Abridgement by Sommerei D. С 1956-1957. Vol. 1-2. P. 8.
ющую среду... самодовлеющее поле действия»1. Критерий ее упадка он определял как «разрушение управления, означающее утрату гармонии между частями, некогда составлявшими единое общество. Утрата гармонии между частями влечет за собой потерю обществом самоопределения, что и является критерием упадка»2.
Цикл социокультурной системы.
Цикл социокультурной системы. В циклической модели П.А. Сорокина, исторический процесс представлен как последовательная смена типов культур, которые строятся на основе выделения характерных для каждого представлений о природе реальности и метода ее познания. Эти типы представляют собой три фазы единого цикла; через них проходят четырнадцать основных сфер, совокупность которых характеризует социокультурную систему, культуру в целом. Эти сферы таковы: живопись, скульптура, архитектура; музыка, театр, литература, искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технологические изобретения; этика и право; политика; семейные отношения; экономика; политические конфликты; религиозная активность; тип исторической личности; формы свободы; государственное управление; мировоззрение. В динамике каждой из них можно наблюдать три типичных стадии, после которых цикл начинается вновь: идеациональная с доминированием процессов познания, идеальная с доминированием идеологии, сенсуальная с доминированием чувственного переживания.
В тех сферах культуры, которые связаны с социально значимым знанием и нормативными кодексами, эти фазы проявляются более или менее однозначно. На первой стадии происходит активное осмысление окружения, поиск организационных принципов, позволяющих связать динамичные и многообразные культурные события в устойчивые, имеющие социальную значимость целостности: предметно-пространственные, лингвистические, познавательные, техноло-
1 Toynbee A. D. A Study of History. L., 1934. Vol. 1. P. 208.
2 Там же. Р. 279.
материализма, непрерывности — дискретности, реализма — номинализма1.
Гуманитарная интерпретация социокультурных циклов представляет собой попытку построить модель макроисторических процессов, свободную от эволюционизма и линейного прогрессивизма. Она базируется на признании правомерности и самодостаточности эмпирически существующего многообразия социокультурных систем. В этом смысле такой подход тесно связан с утверждением культурного плюрализма. В то же время теоретики циклизма принимают в качестве исходного допущения представление о видовом единстве человечества. И свою задачу они видят в том, чтобы найти проявления этого единства в структурных основаниях динамики социокультурных систем.
Работы «классических циклистов» изобилуют конкретными историческими примерами, иллюстрирующими их концепции. И часто такие картины выглядят весьма убедительно. Однако подобные модели следует весьма осторожно использовать для интерпретации и объяснения социокультурных изменений на «микровременном» уровне. Необходимо помнить, что они представляют собой не более чем идеализации процессов исторического масштаба, происходящих в макрообъектах, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Скорее всего, представления такого рода целесообразно рассматривать как некоторый гипотетический социокультурный динамический фон, на котором уже более доказательно и обоснованно можно прослеживать отдельные доступные для наблюдения процессы, происходящие в изучаемых обществе и культуре.
Концепция длинным экономических волн
Лучше всего модели волнообразных динамических процессов разработаны в экономике. Колебательные процессы длиной 7—11 лет, периодические кризисы в
1 Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. N. Y. — L., 1962. Vol. 4. P. 425.
хозяйственной жизни были зафиксированы в науке еще в 20-х гг. XIX в. и получили название «торгово-промышленных циклов». В середине XIX в. в этих циклах были выделены различные уровни глубины соответствующих изменений. Как отмечал, например, К. Маркс, динамика капиталистического хозяйства может быть представлена через «поверхностные (в пределах торгово-промышленного цикла) колебания, собственно торгово-промышленные циклы, завершающиеся кризисом перепроизводства, а также имеющие с последними общую природу колебания со сравнительно большим периодом развития, которые завершают процесс восстановления пропорций капиталистического воспроизводства»1. Такой же точки зрения придерживались Родбердус, Жуглар и др.
В России в конце XIX — начале ХХ в. концепцию долговременных колебаний разрабатывали М.И. Ту-ган-Барановский, Парвус (псевдоним русского марксиста А.И. Гельфанда); в Голландии ее сторонниками были Ван Гельдерн и его последователь С. де Вольф. Они выделили такие детерминанты колебаний в экономике, как открытие новых рынков, введение новых технологий, межотраслевые связи, соотношение спроса и предложения, накопление и перераспределение капитала.
Это направление исследований позже продолжил Н.Д. Кондратьев, разработавший теорию длинных экономических волн с периодом 48 — 55 лет. Теория описывала полный набор фаз цикла — спада, подъема, перехода между ними — и позволяла дать им содержательную интерпретацию. Последнее оказывалось возможным потому, что при построении модели была предпринята попытка соотнести экономические процессы с некоторыми социальными и политическими факторами. Иными словами, речь шла об анализе экономических изменений в определенном социокультурном контексте.
Кондратьев объединяет экономические изменения в два типа процессов: необратимые, и те, что
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. III. С. 544.
Модель «длинной» экономической волны
Согласно Н. Кондратьеву, полный цикл динамики экономической системы может быть описан с помощью четырех фаз: повышение, перелом, понижение, переход.
Фаза подъема («повышательная» волна1).
Фаза подъема («повышательная» волна1). В этот период происходит обновление и расширение основных капитальных благ; радикальным образом изменяются и перегруппировываются производственные силы, Чему должно предшествовать значительное накопление капитала, концентрация его в мощных предпринимательских центрах. Такая предварительная концентрация является необходимым условием повышения экономической конъюнктуры, поскольку распыление капитала в разных слоях общества не может обеспечить необходимые для этого преобразования.
Кроме того, важным фактором экономического подъема является обилие «свободного» капитала и его дешевизна. При таких условиях наступает время, когда выгодным, рентабельным становится крупное инвестирование в производстве. Начинается новое капитальное строительство, широко внедряются новые технологии, создаются новые производительные силы. Все это ведет к структурной перестройке условий производства, вызывающей рост эффективности функционирования экономической системы.
Фаза подъема характеризует высоко динамичное состояние экономической системы, связанное с ее ростом. В этот период на фоне расширения мирового рынка, вовлечения в него новых стран происходит экспансия внешних экономических контактов; внутри системы наблюдается свободное переливание капитала. На уровне «средних» волн конъюнктуры депрессии ослабляются, зато подъемы направлены круто вверх. Возникают новые точки роста: новые отрасли производства, предприятия, структуры хозяйственных связей, субъекты экономической деятельности. Однако в определенный момент подобные изменения при-
1 «Повышательная» и «понижательная» волны — термины Н.Д. Кондратьева.
водят к такой степени структурной неоднородности, что система становится неустойчивой, поскольку интенсивность динамики социально-экономических процессов возрастает. Вместе с тем повышение степени активности экономических субъектов ведет к росту социальных напряжений и конфликтов между группами интересов как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Обостряются отношения между новыми и традиционными элементами хозяйственной жизни, начинается жесткая рыночная конкуренция. Вероятными становятся смены режимов с выходом в сферы влияния новых социальных сил.
Переломная фаза.
Переломная фаза. Она характеризуется тем, что инерционное движение экономических процессов достигает границы, за пределами которой система перестает быть эффективной. Крупные инвестиции в промышленность превышают спрос на капитал, который в результате этого дорожает. Внешнеполитическая и внутригосударственная социально-экономическая и политическая нестабильность, возникающая из-за непроизводительных затрат, ослабляет темпы накопления и соответственно повышает спрос на капитал. Доро-жание капитала влечет за собой его дефицит. В результате замедляется темп инвестирования в капитальные сооружения, понижаются рыночные цены. Начинается падение активности экономической жизни.
Фаза депрессии («понижательная» волна).
Фаза депрессии («понижательная» волна). Ее характеризует состояние спада экономической активности. В этот период начинается поиск путей удешевления производства, в том числе за счет технологических инноваций. Это порождает возрастание спроса на инно-вативные идеи и изобретения. Постепенно тормозится рост процента на капитал. Его понижение связано с аккумуляцией капитала в банках и торгово-промышленных предприятиях. Оно происходит за счет социальных групп с фиксированными доходами, которые выигрывают на понижении цен, и за счет сельского хозяйства.
При депрессии положение в сельском хозяйстве оказывается значительно хуже, чем в промышленности. В этих условиях большая подвижность промышленности способствует лучшей ее приспособляемости к
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1615;