Цивилизационный подход
Его сторонники признают, что общей структурной единицей историко-культурного процесса является цивилизация - как система, включающая различные элементы: религию, политику, экономику, право, мораль, нравственность и др. которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент системы несет в себе отпечаток всей цивилизации.
Появление такого рода теорий связано с крушением европоцентризма. Это процесс связан
*с ознакомлением европейской общественности с историческими и этнографическими данными: примитивными культурами Азии и Африки, которые нельзя было назвать первобытными, нельзя было свести к одному типу;
*знакомство с культурами Востока, которое показало различия культур Китая, Индии, Японии, арабского мира.
*в конце 19 века начинается распад колониальной системы, освободившиеся народы выбирали собственный путь развития
*сами европейцы осознали недостаточность собственной культуры, например, гипертрофированное н/т развитие и недостаточное гуманитарное, недооценка религиозно-художественного аспекта жизни.
Основные положения подхода:
1.Картина истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а множество расходящихся веером и перекрещивающихся линий развития.
2.История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур, живущих каждая своей самостоятельной жизнью. Каждая культура имеет свою судьбу, свою историю, свою систему ценностей.
3.Культуры – это автономные и самодостаточные образования, равноценные по своей значимости.
4.Каждая культура имеет завершающий цикл развития: от рождения к расцвету и смерти.
Сильные стороны подхода:
1.Его принципы применимы к истории любой страны или группы стран – универсальность подхода;
2.Подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов;
3.История мировой культуры представляется как многолинейный, многовариантный процесс;
4.Выделены особые критерии развития культуры, что позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран и народов;
5.Важная роль отводится человеческому фактору – духовно нравственному и интеллектуальному развитию человечества. Важное значение для характеристики цивилизации имеют такие характеристики как религия, духовная культура, менталитет.
Слабость подхода:
-аморфность критериев выделения цивилизаций
-трудности в сравнении культур, так как каждая культура вырабатывает свои ценности и идеалы, свой особенный тип человека, приходится признать культуры несопоставимыми, т.е. отказаться от какой-то общей теории культуры, нет единой системы ценностей, единых принципов морали, политики, права, единых критериев истины, добра, красоты.
Этот подход стал развиваться в трудах представителей диффузионизма. Это направление стало развиваться в середине 19 века. Название произошло от слова «диффузия» - разлитие, растекание. Ученые говорили о «растекании» созданных в некоей географической зоне предметов культуры по другим зонам. В этом заключается главный двигатель историко-культурного процесса.
Один из представителей этого направления Лео Фробениус говорил, что культуры возникают в определенном ареале, получается т.н. «культурный круг». Потом культурные круги накладываются друг на друга, происходит диффузия.
У каждого культурного круга свои признаки. Например, западноафриканский культурный круг имеет следующие признаки: прямоугольные дома с двускатной кровлей, плетеный шит, музыкальные инструменты со струнами из растительных волокон, барабан, маски.
Культуры – это биологические организмы, которые рождаются, живут и умирают. Их особенности зависят от географических условий. Есть культуры мужские и женские. Обе связаны с растительным миром, но тенденции их роста противоположны. Мужская культура стремится «вверх»: свайные жилища, кровати на ножках, есть чувство «дальней цели». Женские культуры устремлены «вниз»: люди строят подземные жилища и зернохранилища, земляные печи, их религия содержит представления о «подземном» загробном мире.
Теории культурно-исторических типов появились во второй половине 19 века. Первым выделил культурно-исторические типы Н.Я.Данилевский. Он выделил 13 культурно-исторических типов, которые отличаются друг от друга своеобразным сочетанием 4х элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического.
О.Шпенглер писал о культурах, которые возникают из стремления к самовыражению коллективной души народа: «Я вижу вместо монотонной картины схематической всемирной истории… феномен множества могучих культур, асцветающих со стихийной силой на лоне своего родного ландшафта. Каждая из них придает своему материалу – человечеству – собственную форму…»
Родившись на фоне определенного ландшафта, «душа культуры» выбирает свой «первосимвол», из которого, как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани. Она стремится выразить себя в архитектурных, художественных, языковых, политических, философских формах. Первосимвол для греков – прекрасное тело, для арабов – пещера или арка, для египтян – дорога, для европейцев – бесконечность.
Макс Вебер – немецкий ученый, крупнейший социолог ХХ века.
Предлагал категорию «идеальный тип» - определенное сочетание разных элементов, связующей основой для которых выступает религия, которая создает определенную картину мира, задает систему ценностей и норм, определенную этику поведения.
«Идеальные типы» заведомо утопичны.
Например, есть три идеальных типа господства и власти:
1.рациональный тип, основан на взаимных интересах управляющих и повинующихся, на сисетем законности;
2.традиционный – основан на вере в законность и святость существующих обычаев. Здесь общество делится на «господина» и «вассалов». Основа – верность господину.
3.харизматический – от греч «дар». Во главе государства – великая харизматическая личность (Македонский, Гитлер, Цезарь, Наполеон). Основа подчинения – вера в особые способности лидера, а лидер черпает силы в ожиданиях и надеждах масс.
П.Сорокин – гордость американской социологии. Писал, что типы культуры различаются в зависимости от того, какие ценности лежат в их основе. Сорокин различает три системы ценностей:
1.идеационная – знание о мире достигается путем интуитивного откровения, через Бога (например, европейское средневековье)
2.сенситивная – мир воспринимается органами чувств, ценится то, что ощутимо этими органами (эпоха Возрождения)
3.идеалистическая – тип переходный, когда идеализируются особо отмеченные фрагменты действительности.
В истории эти типы чередуются.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2351;