Исторический (формационный) подход

Согласно данному подходу в истории культуры выделяется несколько сменяющих друг друга эпох.

Этот подход господствовал в науке до конца 19 века.

В эпоху Просвещения выделяли ступени в развитии общества, базирующиеся на степени развития разума: в 1768 году шотландский философ Адам Фергюссон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации.

Французский социолог, математик, общественный деятель, член французской АН Мари Жаном Антуан де Кондорсе (1743-1794) наиболее системно изложил просветительский взгляд на становление культуры.

Прослеживая ход культурной истории, Кондорсе выделяет в ней 10 основных культурных эпох, своего рода культурных формаций или цивилизационных стадий.

1 эпоха – образование племенных обществ, семьи

2 эпоха – переход к оседлому образу жизни, пастушеству и земледелию

3 эпоха – весь период развития оседлого земледельческого общества, завершается изобретением письменности. Развитие мощных государственных образований: деспотий, городов-республик

4 эпоха – расцвет науки и искусства в Древней Греции

5 эпоха – развитие наук в Греции и Риме до их упадка и утверждения христианства

6 эпоха – от упадка просвещения в позднем Риме до его возрождения во времена крестовых походов

т.н. «средние века» – провал в истории культуры, несчастная и безнравственная эпоха

7 эпоха – с возрождения наук в Европе и до изобретения книгопечатания

8 эпоха – развитие книгопечатания и духовный переворот. Книга – фокус культуры нового времени

9 эпоха – от Декарта до образования Французской республики, духовный переворот – свобода, равенство, братство.

10 эпоха – будущее, связанное с гуманизмом

Главное в этой периодизации – развитие разума, как единой и универсальной категории для всех культур. Европа – образец развития разума.

 

В 19 веке в науки о культуре приходят идеи эволюционизма.

Ч.Дарвин разработал концепцию эволюции применительно к растительному и животному миру. Эта идея оказалась приемлемой и для социальных наук. Эти идеи развивались в трудах Л.Моргана, Э.Тайлора.

 

Основные положения эволюционизма.

*человечество – единый вид, природа человека везде одинакова

*эволюция общества и культуры везде подчиняется одним и тем же законам: она идет от простого к сложному, от низшего к высшему.

*характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество. Сходства и различия между культурами объясняются степенью их развитости, ступенью, на которой находится общество.

Главное – законы развития для всех культур одинаковы и эти законы – европейские. Для периодизации истории культуры также брались какие-то важные изобретения: добывание огня, изобретение лука, гончарного ремесла, земледелия, скотоводства.

Сильная сторона эволюционизма Слабая сторона эволюционизма
противопоставление идее неизменности идеи развития (антибогословская направленность, так как согласно учению церкви человек создан был таким, каков он есть сейчас);   упрощение культурно-исторического процесса, развитие культуры понималось только как постепенный и прямолинейный процесс изменения от простого к сложному, от низшего к высшему. Т.е развитие однолинейно, без вариантов.
проводилась идея единства человечества (из-за единства психики, как у Гердера) Единообразие развития человечества вне зависимости от специфики культуры
Мысль о сравнимости различных обществ и культур, вне зависимости от из различий, в связи с которой началась широкая практика сравнения. В науку вошел сравнительно-исторический метод. Не разработаны методы сравнения: ставили рядом факты из самых разных исторических эпох и делали скороспелые выводы

 

Концепция марксизма: деление общества и культуры на формации. Подход разрабатывался Марксом и Энгельсом.

-принцип единства человечества и историко-культурного процесса

-принцип исторической закономерности – в культурно-историческом процесса действуют общие, устойчивые связи между людьми и результатами их действия

-главным в историко-культурном процессе признается способ производства материальных благ, а духовные явления носят зависимый, вторичный, производный характер

-принцип прогресса – история культуры – это поступательное развитие общества, которое поднимается на все более высокие ступени.

Ключевое понятие концепции – общественно-экономическая формация. Все человечество должно проходить определенные этапы в развитии. Это и есть формации, определенные ступени со своими характеристиками. Основа формации – способ производства, отношения собственности. Потом мораль, религия, искусство, философия и др.

Переход от одной формации к другой осуществляется в результате социальной революции. Экономической основой социальной революции становится углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень производственными силами и устаревшей системой производственных отношений.

Сильные стороны марксистского подхода – создана четкая модель всеобщего исторического развития, история предстает как объективный процесс, понятны его движущие силы и основные этапы этого процесса.

Слабые стороны – однолинейность и упрощение историко-культурного процесса, европоцентризм, жесткая привязка к экономике, к способу производства, человеку отводится роль винтика в мощном механизме, абсолютизация роли конфликтных отношений (революций) в историческом процессе, утопизм (мечта о коммунистическом обществе всеобщего благоденствия).

 








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 896;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.