Вопрос 2. Понятие и виды представительства
Первые в истории человечества представительные учреждения являлись продуктом усложнившихся отношений между людьми, по мере вовлечения в хозяйственный оборот источников сырья, материалов, разделения труда, распределения производственных материальных благ. Достоверные сведения о ранних представительствах мало говорят о содержании деятельности и структуре этих органов. Они слабо выделялись из общей массы родов, племен, фратрий, общин.
Коллективный характер жизнедеятельности древних людей, неудачи в освоении предметов окружающего мира тормозили политическое развитие человеческих групп. Этот замедленный процесс тем не менее вел к интенсификации обмена, взаимопомощи, следствием чего стало утверждение институтов представительства. Когда отдельные индивиды, лично или объединяясь с себе подобными, представляли интересы семей, племен, усиливали контакты между ними, или выражали личные мнения, интересы, поддерживаемые большинством.
Усложнение общественных отношений укрепляло общинные связи, привело к возникновению народностей на Ближнем Востоке (Ирак, Палестина). В Междуречьи Тигра и Еврата представительство носило религиозный и светский характер. В Египте переломным конституционным фактом стала необходимость создания осушительных каналов и обводнение засушливых районов, повлекшее расселение людей, что естественно привело к образованию органов, которые представляли поселения в отношении земли и водопользования. Представительство позднее получило статус личного права, например, собственника, по назначению вождя, старосты, общего собрания, а примерно в начале третьего тысячелетия и по выбору. В Египте в ранее царство существовали отдельные виды представительства, которые были производны от фараонов, культовых учреждений. Они имели определенные полномочия, совершали юридически значимые действия, имели связь с населением. Рост городов, развитие ремесел, торговли служило предпосылкой для легализации местных представительств.
Свободное население в Индии, распадавшееся на касты, имело в ряде случаев внутреннее представительство. Но следы такого представительства обнаруживается в эпосе народов этой страны. Отдельные сюжетные линии, например, «Махабхараты» можно увязать с представительством, существовавшем у некоторых племен Северной Индии. Эти представительства решали внутренние вопросы племен, обусловленные хозяйственным укладом, торговлей, семейно-брачными отношениями.
Выборное представительство как публичное учреждение стало формироваться в эпоху античной демократии и имело одной из целей усиление связей народа с государством. Так, во времена Ромула, как гласит предание, учреждены сенат и курии, делившие римлян на патрициев и плебеев. В последующие века эти учреждения получили демократическое развитие.
В Греции существовали народные собрания – экклесии. В Афинах в середине 5 в. до н.э. Экклесия была верховным органом, осуществляло законодательную, исполнительную и судебную власть. Избирала должностных лиц. В Спарте народное собрание именовалось Апелла, в Дельфах – Агора.
Таким образом, под представительством в древнюю эпоху понимали всевозможные учреждения, а также отдельных лиц, обладавших индивидуальными полномочиями по урегулированию спорных и других вопросов, возникавших внутри племен и между ними. Были и представители, назначаемые племенами для рассмотрения повседневно возникающих дел.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 674;