V.1. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР - КОЛЕР ДЛЯ СГРАФФИТО
Известковое тесто (средней жирности)[123] 1,0
Песок (с модулем в 1 —1,5 мм3)[124]........... 2,0
Пигменты (щелочестойкие)[125]...... 0,01 — 0,2
Вода (до рабочей консистенции)..... 0,3—0,5
Известковое тесто положить в растворный ящик и хорошо перемешать с песком, всыпая в него последний небольшими порциями. В полученный таким образом раствор белого цвета добавить определенное количество необходимых для получения нужного цвета и тона раствора-колера пигментов, засыпая последние небольшими порциями по всей площади поверхности раствора в ящике и каждый раз хорошо все промешивая. Таким образом, надо приготовить все растворы-колеры нужного цвета и тона в соответствии с эскизом и в достаточном для выполнения всей работы количестве. Растворы-колеры должны быть умеренно вязкими (жирными) — на штукатурной лопатке (мастерке), резко вынутой из раствора, не должно быть значительных остатков извести.
Растворы-колеры для выполнения одной работы надо подбирать все сразу, в сыром виде, делая накраски, то есть, выкладывая шлепочки растворов-колеров вплотную один к другому в последовательном порядке от темного к светлому (или наоборот), чтобы иметь возможность соотнести их друг с другом по цвету и тону. Пробы-накраски следует делать толщиной в пределах 1 см и площадью не менее 0,5 дм, нанося их на пластину или кусок отвердевшего сухого гипса (можно для этой цели использовать и сухой силикатный или обычный кирпич). Гипс сразу же отсосет воду из проб-накрасок. После того, как они провянут (станут матовыми), их надо осторожно проциклевать, то есть скребком поскоблить, снять верхний слой толщиной в пределах 1 мм, что позволит получить цвет и тон растворов-колеров почти такой же силы цвета и тона, какими они будут по высыхании в натуре.
Необходимое для выполнения той или иной работы количество растворов-колеров рассчитать нетрудно: одним десятилитровым ведром раствора-колера (10 дм, или 10 л) можно покрыть площадь в 1 м 2 толщиной слоя в 1 см. Следовательно, если наносить слой как обычно толщиной в 0,3 см, то ведром раствора-колера можно покрыть поверхность площадью в 3 м 2.
Известково-песчаные цветные растворы-колеры можно заготовить на 3— 5 дней работы и более. Целесообразно готовить их не позже чем накануне дня работы. Утром еще раз хорошо промешать, но лучше тщательно перетереть каждый большим шпателем в противне и приступить к нанесению на стену обычным для производства штукатурных работ подобного рода способом (31, 66, 84, 85) или поручить это дело опытному штукатуру.
При выполнении работ в сграффито одной из наиболее трудоемких операций является приготовление раствора — смешение известкового теста с песком до получения хорошо промешанной однородной массы. Если на строительстве есть растворный узел, целесообразно воспользоваться его услугами: взять нужное для работы количество известкового раствора, разложить его по порциям в свои растворные ящики и добавить в них строго определенное количество нужных пигментов для получения необходимых по цвету и тону растворов-колеров, но лучше, если это будут их водные пасты.
Можно всухую смешать определенные пигменты — получить сухой колер, необходимое количество которого и ввести уже в раствор, но лучше, если это будет водная паста-колер.
Надо строго следить, чтобы с растворного узла раствор приходил строго определенного цвета и тона, что зависит от цвета и тона извести и особенно песка, которые были использованы для его составления. Надо заранее договориться, чтобы эти компоненты брали из одной творильной ямы (известь)[126] и из определенного бурта (песок). В противном случае, если работа выполняется в несколько приемов (не в один день), разница в тоне и цвете каждого фрагмента может оказаться значительной, что может погубить всю работу.
Как и при выполнении стенописи в других материалах и техниках, о которых речь шла в предыдущих разделах, выполнение работ в сграффито так же требует соответствующей подготовки архитектурных плоскостей. И эта подготовка будет заключаться в следующем: удалить со стены старую штукатурку на всей площади будущего сграффито (счистить старую штукатурку с помощью широких скребков, зубил, молотка, карщеток, кистей и воды до кладки стен — до кирпича, камня и т. п.). Затем всю плоскость хорошо промыть, удалив с нее тем самым пыль и остатки старой штукатурки, и сильно промочить водой. Произвести набрызг, то есть нанести грунтовочный слой, который выровняет стену и создаст на ней шероховатую поверхность, равномерно подсасывающую из слоев сграффито воду, что позволит в дальнейшем получить более прочную связь слоев сграффито с основанием — грунтом и предохранить их от растрескивания. Однако если старая штукатурка в очень хорошем состоянии (не имеет выбоин, не деструктирована, то есть не рыхлая, не осыпается и т. д.), то можно ее оставить и сграффито выполнить по ней, предварительно сделав на ее поверхности топором или зубилом зарубки на расстоянии 10 см друг от друга, или процарапав на ней чем-либо острым сетку с размером сторон ячеек также в пределах 10 см.
Грунт-набрызг можно приготовить по рецептуре состава известково-песчаного раствора-колера (V.1), но без введения в него пигментов и с использованием песка или другого наполнителя с более крупной фракцией частиц. Этот же состав может быть использован при необходимости и для ремонта стены (заделки трещин, выбоин и т. п.). С неменьшим успехом для этих же целей могут быть использованы известково-песчаные растворы, приготовленные на растворных узлах (о которых речь шла несколько выше).
Известково-цементно-песчаные сграффито. Не надеясь на доброкачественность извести, но, желая получить прочные штукатурные слои, современная практика часто использует в дело так называемые сложные растворы, то есть растворы, в состав которых кроме извести и песка входит еще и цемент. Сложные растворы могут иметь в своем составе различное количество цемента — от минимальных добавок его до значительных, превышающих в нем количество извести. Здесь только следует помнить, что чем больше цемента в растворе, тем он менее эластичен, хуже ложится на стену. Правда, этого можно в какой-то мере избежать, добавив 10% мыла в воду его затворения.
В настоящее время известково-песчаные штукатурные растворы в практике строительства почти вытеснены известково-цементно-песчаными или сложными растворами и цементно-песчаными[127], так как применение цемента в качестве минерального вяжущего штукатурок повысило их прочность, и оно теперь менее зависит (или вовсе не зависит) от качества извести. Кроме того, сложные и цементно-песчаные растворы позволяют наносить более толстые слои штукатурок, вследствие чего они давно уже применяются и при создании произведений стенописи в технике сграффито, так как позволяют разнообразить высоту слоев сграффито, а следовательно, разнообразить рельеф — расширяют декоративные возможности техники. Они также допускают вкрапление в массу раствора более крупных частиц наполнителя, что разнообразит и обогащает фактуру поверхностей сграффито. В зависимости от цвета слоя сграффито он может быть приготовлен с включением в его состав цемента белого или серо-зеленого (обычного) цвета. Если сграффито находится в условиях сухого интерьера и в дело употреблен доброкачественный цемент, то нет оснований опасаться высолов на поверхности произведения стенописи. Однако для сграффито в экстерьере лучше использовать цементы — создание XX века — не дающие высолов: бокситовый (алюминиевый) и плавленый или глиноземный.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 2012;